Психологический аспект гендерного образования дошкольников
консультация

Психология половых различий — это раздел гендерной психологии, который рассматривает весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_aspekt_gendernogo_vospiatniya.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический аспект гендерного образования дошкольников

Психология половых различий — это раздел гендерной психологии, который рассматривает весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства у детей происходит принятие гендерной роли.

Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков.

Проблемы, требующие решения:

  • Пересмотр стратегий, программ, методов, темпов, последовательности, технологий, содержания и форм образования с учетом специфики познавательной деятельности, эмоциональной сферы и типов коммуникации мальчиков и девочек.
  • Обучение родителей гендерному подходу в воспитании детей и в общении с другими членами семьи.
  • Выработка стратегий обучения и воспитания однополых и разнополых групп, в детском саду, в школе и в семье.

Становится актуальным понятие гендерной компетенции, которая включает  содержательный, рефлексивный и организационный компоненты.

На современном этапе в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в образовательном процессе - это психолого-педагогическое сопровождение.

Под влиянием взрослых формируются и развиваются два разных человека — с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций, таких как речь, эмоции, мышление. Следует помнить главное: мальчики и девочки, имея разный мозг, ведут себя по-разному.

Обеспечение гендерного подхода в образовательном процессе дошкольников - одна из важных задач развития дошкольников. Целью такого подхода является обучение девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании — проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Основная цель процесса гендерного обучения и воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ .

Исходя из цели, необходимо:

  • выделить гендерные аспекты обучения мальчиков и девочек.
  • разработать и внедрить программу по работе с родителями в вопросах гендерного обучения и воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста;
  • провести диагностику гендерной компетентности родителей и гендерной идентификации мальчиков и девочек.
  • создать условия для обучения и воспитания ребенка в ДОУ и семье;
  • повышать компетентность родителей в вопросе гендерного обучения и воспитания дошкольника;
  • вести просветительскую работу среди педагогов ДОУ и родителей ,

Содействовать осознанию их роли в гендерном обучении и воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Вопросы гендерного воспитания ограничены физиологическими, медицинскими, социальными аспектами, педагогический аспект почти не учитывается.

Мальчики и девочки берут на себя разные роли, используя при этом свой уже достаточно богатый двигательный опыт. Мальчики, по сравнению с девочками, более подвижны в самостоятельной, чем в организованной кем-то деятельности.

У девочек в этом возрасте обычно лучше, чем у мальчиков, развита речь, они более послушны, внимательны, усидчивы на занятиях. Часто их биологический возраст старше. Но у мальчиков больше выражена индивидуальность, они нестандартно и интересно мыслят.

Формирование ценностей своего пола происходит, прежде всего, в семье. Огромную роль здесь играют семейные традиции. Мальчику объясняют, что он - будущий мужчина, значит, как папа, должен быть сильным, защищать слабых. В полной семье мальчики подражают папе, а девочки стремятся быть похожими на маму. Отсутствие папы в неполной семье или второстепенная роль отца в полной могут негативно повлиять на характер мальчика. В таких случаях необходимо обеспечить ребенку полноценное общение с дедушкой, другими родственниками-мужчинами.

   

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М: Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003г.
  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.М., 2006
  3. Арчер Половые роли в детстве: структура и развитие\\Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 2004
  4. Аудариня А., Путниньш М. Откуда берутся дети?,М., 2002
  5. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира.- СПб, издательство «ТУСКАРОРА», 2003г.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество. -М.2003г.
  7. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании.- М. Педагогика, 2008
  8. Репина  Т.А. Проблема половой социализации детей. М.; Воронеж, 2004
  9. Репина  Т. Мальчики и девочки : Две половинки?\\Обруч №6.- 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические аспекты патриотического воспитания дошкольников

Статья о значимости и необходимости  патриотического воспитания дошкольников. Семья - как первоисточник нравственных и духовных ценностей ....

«Психологические аспекты гендерного воспитания в детском саду»

Основная задача, которую родители и воспитатели накладывают на гендерное воспитание детей — это формирование у ребенка представления о роли мужчины и женщины в семье и в обществе в целом. Под влиянием...

Психологические аспекты исследовательской деятельности дошкольников

Дети по своей природе исследователи. Задача взрослого -  сохранять и развивать этот интерес к познанию окружающего мира....

Доклад к педсовету на тему: «Гендерные аспекты в воспитании дошкольников»

Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разру...

Статья: "Психологический аспект сопровождения детей ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОО".

Проведение в жизнь идеи инклюзии, изменение образовательной практики в соответствии с принципами инклюзии – задача сложная. Идея включения требует от нас не только «включить», но и ...