Развитие коммуникативных навыков и умений старших дошкольников.
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему

Копусова Ирина Ивановна

В  данном материале описана система работы по развитию социализации и коммуникативных навыков дошкольников. Педагог акцентирует внимание на освоение эмоциональных состояний человека, проигрывание этюдов, имитаций движений сказочных героев и звукоподражаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            МБДОУ « Д/С №8 КВ г. Пикалево.

Воспитатель высшей квалификационной категории Копусова Ирина Ивановна.

Тема: Развитие коммуникативных навыков и умений

                                          дошкольников.                                  

Актуальность:

В. А. Сухомлинский в книге «Методика воспитания коллектива» отмечает важную роль общения в коллективе: « Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». В этих словах Сент-Экзюпери - великая мудрость воспитания человека. Каким станет человек, зависит от того , каков он в общении с другими людьми , какие мысли вызывает у него это общение и к чему это направляет его волю.

И. П. Иванов в своей книге « Звено в бесконечной цепи» отходит от стереотипов прошлого, предлагая « Педагогику общей заботы». Педагог разрабатывает методику коллективных дел, праздников. Заботясь , общаясь друг с другом  человек сам развивается , как личность , становится лучше ,значит людям необходимо общение , как средство саморазвития, самовыражения.

По моему мнению , в современном неспокойном мире даже взрослые люди часто чувствуют себя одинокими , непонятыми, разочарованными. Растет отчуждение людей , агрессия , жестокость. Специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа детей с трудностями в обучении , отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития , недостаточную произвольность поведения , эмоциональную уравновешенность , сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми , слабо развитую речь и, как результат , плохую успеваемость в школе.

Дети с низким уровнем социализации в гораздо большей степени оказываются  чувствительны к качеству педагогических условий , к тем методам и приемам , которыми пользуются педагоги. Им необходим особый личностно- ориентированный подход, составленный с учетом уровня достижений . зоны ближайшего и зоны активного развития каждого ребенка.

Окружающий мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство агрессивно  вторглись компьютер и телевизор, увлечение ими нередко не оставляет места для необходимого общения со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника , партнера по игре.

Я работаю по программе « От рождения до школы» под редакцией Вераксы и др., а также использую программу «Азбука общения» под редакцией Щипицыной и др., методическими рекомендациями  Е. А. Алябьевой.

 В аттестационный период  работа по развитию коммуникативных навыков велась в разных возрастных группах ДОУ.

 На начальном этапе по наблюдениям в различных видах деятельности , в повседневной жизни выявляется эмоциональный фон группы, отсутствие- наличие проявлений агрессии. Для выявления контактности , интравертированности  детей в группе проводится социометрический  эксперимент: предлагается игра «Подари» ( игрушки, сласти, открытки в соответствии с возрастом детей) в ходе которой , ребенок осуществляет 6 выборов( см . таблицу 2). Пример результатов обследования в младшей возрастной группе:

                                        ребенок лидер                         -2

                           предпочитаемый ребенок                  -3

                                     принятый ребенок                       -9

                            изолированный ребенок                     -4 (по 1-2-3 выбора )

                           Изгоев в группе нет.

В начале года в каждой возрастной группе проводится мониторинг динамической стороны общения детей. Методика изучения динамической стороны речи разработана педагогами - психологами  : А. Белкин, В. Яковлев, И. Зимина, Е. Закирова, Е. Новожилова.

Динамичность характеризуется следующими признаками: стремление к общению , инициативность общения , легкость вступления в контакт , широта круга общения , устойчивость общения , выразительность общения. Обследование проводится по вопросам – суждениям ( см . таблицу 3).

  Оценка: качество сильно выражено – 5 баллов

                   непостоянно выражено        -  3 балла

                   выражено слабо                      - 1 балл

Выявленные показатели позволяют выделить детей с высоким (4,0 и более баллов),

                                                                                                    средним    (3,6 и – 3,9 баллов ),

                                                                                                      низким      (до 3,5 баллов )

уровнем развития динамичности общения по отдельным признакам.

Отслеженные таким образом проявления общения всех детей группы старшего дошкольного возраста позволили оценить динамику общения в баллах ( см. таблицу 4 ).

Результаты диагностики используются для составления целевых направлений по развитию коммуникативности  дошкольников, для структурирования развивающих занятий, игр, упражнений для составления перспективного плана на учебный год поквартально.

Развивающая среда в группе с учетом внедрения ФГОС  создается:

 содержательно - насыщенной

трансформируемой

полифункциональной

вариативной

доступной

безопасной.

В зависимости  от возраста детей меняется наполняемость игровых зон , их количество. Для проведения коммуникативных игр , упражнений , этюдов подходит каждая развивающая зона : книжный уголок , зона театрализации и связной речи , изо – уголок , зона двигательной активности , уголок строительства , зона экспериментирования , настольных дидактических игр , сюжетно –ролевых , творческих игр.

Реализация поставленных задач на основном этапе осуществляется как в ходе НОД , так и в совместной и свободной деятельности детей. Коммуникативные игры , эмоционально –волевые этюды , мимические упражнения хорошо интегрируются со всеми видами деятельности детей в ДОУ:

-  Хороводные , парные игры « Подружились», « Подари улыбку», « Комплименты» , « Доброе животное» и т. д. хорошо вписываются в проведение зарядок, физкультурных досугов, прогулок на воздухе.

-   Этюды на имитацию движений , звукоподражания разыгрываются в театрализованных , сюжетно – ролевых играх , музыкальных досугах совместно с родителями.

-    Упражнения на эмоциональную отзывчивость , самопознание , развитие эмпатии помогают детям реализовывать задачи по экологическому воспитанию и развитию ИЗО – деятельности.

Эффективность решения задач по развитию коммуникативных способностей и навыков зависит  от взаимосвязи  педагога и родителей. Я провожу индивидуальные беседы с родителями о психологических особенностях наших детей , обращаю внимание на эмоциональное состояние ребенка , предлагаю ту или иную тему для общения дома:

                                          - пожарная безопасность;

                                           - незнакомец звонит в дверь , предлагает сесть в машину на улице;

                                            - «запомни движение»;

                                            - «покажи эмоцию»;

                                            - « покажи без слов».

Большую эффективность имеют совместные мероприятия детей и родителей , домашние задания творческого характера , совместные досуги. В нашей группе проводятся :

                 - Совместные  досуги « Давайте знакомиться»

                                                          « Дни рождения девочек»

                                                          « Дни рождения мальчиков»

                   - Творческая гостиная « Мастерская Снегурочки»

                   - Спортивное развлечение « Мой папа самый сильный»

                     - Музыкальное развлечение « День Матери»

                     - Конкурсы « Лучший Чтец стихотворения об осени»

                                            « Дары осени»

                                             « Мой город»

                                             « 70 лет Победе»

                      - Спортивный праздник « Спасибо Деду за Победу!»

Дети выполняют с родителями некоторые домашние задания , данные воспитателем : « Сбор природного материала» , « Подбор литературы по заданному автору», « Бросовый материал для ручного труда», « Подборка интересных фактов , сведений на заданную тему», « Придумывание Новогодней сказки» , « Придумывание конца заданной истории» и др.

На промежуточном этапе с детьми проводятся следующие исследования:

       - Тест цветового выбора Люшера

       - Тест самооценки « Лесенка»

       -  «Рисунок семьи» - тест на определение эмоционального благополучия ребенка ( интерпритация рисунка разработана В. К. Лосевой ( стр. 29 Н. П. Кряжева « Развитие эмоционального мира детей».)

Дополнительные диагностики проводятся для создания более глубокого образа эмоционального состояния , темперамента детей , для выявления проблем , причин затруднения в общении.

На заключительном этапе в конце учебного года проводим повторную диагностику динамической стороны общения детей, осуществляется анализ результатов исследований в начале и в конце года.

В представленной диагностике видна динамика развития коммуникативных способностей и  навыков дошкольников за 2 года.

Положительная динамика:

  • низкий уровень   68%-44%-0%
  • средний уровень  16%-40%-50%
  • высокий уровень  16%-16%-50%

Вывод: работа по вышеизложенной теме должна проводиться в системе в каждой возрастной группе. Коммуникативные навыки достаточно развитые облегчают , способствуют успешной социализации , подготовке к обучению в школе , к вступлению в дальнейшем , во взрослую жизнь.

В дальнейшей работе я буду продолжать накапливать опыт теоритический и практический по данной теме.

В работе приложения:

- перспективное планирование на 2 учебных года

- тест самооценки детей « Лесенка»

- тест цветового выбора Люшера

- перечень тем родительских собраний по теме общения

-выступление педагога на родительском собрании на тему: « Понимаем ли мы друг друга?»

-план преемственности между ДОУ и СОШ

-перечень художественных произведений для чтения детям с целью воспитания культуры общения

- рисуночный тест эмоционального благополучия детей « Рисунок семьи»

- дидактическая игра на различение эмоций « Колобки».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление опыта работы на тему «Развитие коммуникативных навыков и личностной инициативы дошкольников с нарушением зрения в детских видах деятельности».

Представленный мною опыт работы раскрывает возможности использования различных видов деятельности для развития коммуникативных навыков и личностной инициативы детей дошкольного возраста с нарушением р...

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников.

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы дошкольников....

Занятия по формированию и развитию коммуникативных навыков и умений дошкольников

Занятия, досуги и проекты для развития коммуникативных навыков дошкольников...

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков и умений детей в старшей группе.

Цель: развитие коммуникативных качеств посредством вежливого общения внутри группы.Содержание: Дети и воспитатель встают в круг. Педагог показывает какое-либо движение, прикасаясь ладонью к ...