Методическая разработка "Создание условий для эффективной адаптации детей раннего возраста"
методическая разработка на тему

Мыкина Дарья Александровна

Эта разработка одинакова полезна для воспитателей, так и для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Создание условий для эффективной адаптации детей раннего возраста.»

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения

периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать

полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку

физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать

простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной

активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,

развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя

доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне

окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,

иллюстрации, музыка).

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения

ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Модель организации адаптационного периода через режимные моменты

Утро

Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

Прогулка

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Формирование культурно-гигиенических навыков

После сна

Разминка после сна, закаливающие процедуры

Полдник

элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

Вечер

Формирование культурно-гигиенических навыков

Игры- драматизации, игры-инсценировки

Элементы театрализованной деятельности

Общение детей

Уход домой

      В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

      Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

      Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

      Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие

"комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе

имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или

отдохнуть. Сделать такой "домик" можно, например, из детской кроватки,

обтянув красивой тканью и вынув из нее нижнюю доску.

       Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

       Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы

потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так,

чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

     Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, и каких внешних причин для этого нет.

      Психологи и физиологи установили, что изо деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность

выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным

доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое

время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое

удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,

оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет

понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или,

наоборот, светло и радостно.

      Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении, и нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенически безопасные красящие ("Инвайт") и пенящиеся (детские шампуни) вещества. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, искать по воде кораблики и т.д.

      В этот период можно применить метод "песочной терапии". Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет

замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию,

стабилизировать эмоциональное состояние.

       Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961), основателем аналитической терапии. Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

     Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И

если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих

переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с

песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков,

т.е. умения нормально общаться.

      Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).

Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).

Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика,

коррекция и развитие ребенка).

     На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на

развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального

состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в

дошкольном учреждении.

      Отпечатки наших рук

Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по

очереди делают отпечатки кистей рук-то внутренней, то внешней стороной.

Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

      Делаем другие упражнения:

отпечатки кулачков костяшек пальцев (найти сходство со знакомым

предметом - цветок, солнышко, ежик;

скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые

движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив

ладонь ребром;

"пройтись" поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом

двумя руками одновременно);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения

мягкие "вверх-вниз" – движется вся кисть);

оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе

пофантазировать: чьи это следы?).

     Анализируя адаптацию за 2 года, мы видим, что применение" песочной терапии" делают ее течение более легкой.

     Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и

окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя

неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности

расслабиться и уснуть.

     Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем:

создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне

более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ре-

бенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая

игрушка, с которой он ложится спать,

     В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду

правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

     Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации

потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

    Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,

который можно использовать как для конструирования;

- в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум и

принадлежности для работы с природным материалом;

- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на

полках, которые доступны детям.

- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или

отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие

игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации

успокаивающее и расслабляющее действие.

     Работа с родителями. Организуя прием вновь поступающих детей,

придерживаемся следующей системы:

- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком

является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть

ритмичным, согласованным с родителями. Желательно, чтобы начало посещения

детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.3м.,

2г.6м., 2г.9м., и 3г.;

- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет

раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,

игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,

объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье

(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с

тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для

посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в

первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу

завтрака;

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в

детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа

или бабушка (дедушка);

- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время

пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,

реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день

пребывания в группе;

- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского

сада .

- с помощью анкетирования обсудить, как можно облегчить

привыкание ребенка к новой обстановке;

- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в

постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к

домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску,

не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

      Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода,

даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед

сном, дать пустышку, если он к этому привык.

       Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;

- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита –

временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью, но не заласкиванием, помощью во всем, чего он просит, компенсацией возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя, во время адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки

ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия

от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;

- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение

адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса;

- по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке:

теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на

родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к

жизни в организованном детском коллективе.

    Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-

взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский

сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла, уюта и

благожелательности в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе.

Для смягчения адаптационного периода также используются различные

формы воспитательно-образовательной работы. Наши малыши –

полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют и в

различных конкурсах вместе с родителями, и в праздниках.

     Все изложенное выше позволяет сделать вывод о педагогической

эффективности охарактеризованного выше комплексного подхода к решению

проблемы адаптации, по переходу от семейного к общественному воспитанию.

Работая над данным направлением, сделан вывод, что четкая

профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и

благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения

адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...