Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
методическая разработка (младшая группа)
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему
«Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
Выполнила:
Макаревич Д.Н.
Воспитатель
Детского сада№112
Центрального района
Санкт Петербург, 2021
Введение
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ она выходит в совершенно иную плоскость изучения.
- Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к
потребностям и интересам конкретного ребенка?
-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем - формирование
адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно
достигать динамического равновесия с миром.
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима.
На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и
Жизнедеятельности базируются на психофизиологических возможностях
детского организма интегрируется в контекст определенной социальной
ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного
приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи
подчеркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по
отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени,
нежели собственную природу.
Значимость разрабатываемой проблематики связывается с новыми
потребностями дошкольного образования. Отход от собственной биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности.
Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным
учреждением, является организация работы с семьей в реально социально-
экономических условиях . О трудностях данной работы большинство
специалистов ДОУ знают не понаслышке. Родители стали не только
образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам
дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский сад, они грамотно
формулируют вопросы о том, чем именно будут заниматься с их ребенком
педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми
центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитании
ребенка.
Актуальность
¬ Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения
полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ
¬ Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста
в ДОУ
¬ Организация системы процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Проблема
¬ При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей
раннего возраста в условиях современного ДОУ
Цель
¬ Разработка системы способов организации успешной адаптации детей
раннего возраста в ДОУ
Задачи
¬ Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме
¬ Апробировать и внедрить процедуры мониторинга процесса адаптации
воспитанников в ДОУ
¬ Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
периода адаптации к условиям ДОУ
1.1 Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.
Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс
приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:
физиологическом, социальном, психологическом.
Приспособления организма к новым условиям социального существования, к
новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством
сна, аппетита.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным
(адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и
психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2
основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.
Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.
Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребенка.
Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой
его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены.
Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического
развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его
психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и
страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развития, невроза, замедление темпа психофизического развития.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское
учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее
развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима
профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы
адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова,
Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация
определяется прежде всего как медико – педагогическая проблема, решение
которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в
общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям
общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых
стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова – Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.
1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:
вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.
Необходимо систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля
Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную
необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх.
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне
теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением
ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах
(«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В.
Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980),
было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,
регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
9
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со
средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темповразвития.
Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой
фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.
Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:
могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,
появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.
Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.
Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не
выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с
невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке
накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,
просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования
малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.
Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких
месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем
направлениям.
Факторы, определяющие характер адаптации.
Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?
Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению
нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями
адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.
Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым
условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.
Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и
возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это
происходит?
Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического
развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств
личности, как доверие к миру, положительное самоощущение,инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально- личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.
В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к
матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.
Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут
стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При
неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в
боязливость, становясь устойчивой чертой характера.
Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.
Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но
особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает
беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.
Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является
степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с
предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей.
У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка сразными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной
формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной
деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.
Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной
деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация
протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и
сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать
пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо
играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он
владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей,которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к
ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся
сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по
отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с
трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает
сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и
сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.
Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который
может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с
психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером
взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении -происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его
трудной адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они
быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом
исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.
1.3. Педагогические условия эффективности адаптации детей
раннего возраста в ДОУ.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова и др.). "Можно с большей долей вероятности предполагать,
что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка", - отмечала Е.И.Морозова (1999).
Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы,
стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н. установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с
взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения - сотрудничество.
Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной
деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация
протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и
сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро
откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.
Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.
Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками,
сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.
На основе исследований Л.Я.Олифренко, Т.И.Шульги, И.Ф.Дементьевой видится организация комплексного сопровождения адаптации ребенка как в семье, так и в рамках дошкольного учреждения.
1.4. Система организации процесса адаптации детей раннего
возраста в ДОУ.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Задачи воспитания:
1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения
периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать
полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку
физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать
простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной
активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,
развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя
доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне
окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,
иллюстрации, музыка).
Модель организации адаптационного периода.
1. Индивидуальный подход к ребенку:
а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
б) учет домашних привычек;
в) использование колыбельных при укладывании детей спать.
2. Игры с воспитателем.
3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.
4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
а) игры ребенка рядом со сверстниками;
б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;
в) ситуации, общение;
г) использование фольклора;
д) элементы театрализованной деятельности;
5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения
ребенка.
6. Контроль за физическим состоянием ребенка.
7. Элементы закаливающих мероприятий.
Модель организации адаптационного периода через режимные моменты
Утро
Утренний прием
Зарядка
Игры с элементами фольклора
Развивающие игры
Формирование культурно-гигиенических навыков
Завтрак
Игры-занятия, игры-упражнения в группе
Игровые ситуации, общение
Подготовка к прогулке
Прогулка
Игры с элементами фольклора
Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные
Игры с водой и песком
Наблюдения, развлечения, беседы
Опыты и эксперименты
Закаливание: воздушные, солнечные ванны
Обед
Формирование культурно-гигиенических навыков
После сна
Разминка после сна, закаливающие процедуры
Полдник
элементы театрализованной деятельности
Художественно-творческая деятельность
Игры-драматизации, игры-инсценировки
Прогулка
Общение детей
Уход домой
В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо
сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Желательно рядом с "домиком" разместить природный уголок. Растения и вообще
зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы
потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.
Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.
Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,
оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.
Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет
понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или,
наоборот, светло и радостно.
Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице.
В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в
помещении, и нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенически безопасные красящие воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т.д.
В этот период можно применить метод "песочной терапии".
Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет
замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию,
стабилизировать эмоциональное состояние.
Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961), основателем аналитической терапии.
Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.
Что нужно для игры в песок.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И
если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих
переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с
песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков,
т.е. умения нормально общаться.
Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:
∙ Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).
∙ Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).
∙ Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика,
коррекция и развитие ребенка).
На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на
развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального
состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в
дошкольном учреждении.
Отпечатки наших рук
Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по
очереди делают отпечатки кистей рук-то внутренней, то внешней стороной.
Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.
Делаем другие упражнения:
∙ отпечатки кулачков костяшек пальцев (найти сходство со знакомым
предметом - цветок, солнышко, ежик;
∙ скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые
движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив
ладонь ребром;
∙ "пройтись" поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом
двумя руками одновременно);
∙ "поиграть" пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения
мягкие "вверх-вниз" – движется вся кисть);
∙ оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе
пофантазировать: чьи это следы?).
Анализируя адаптацию за 2 года, мы видим, что применение" песочной терапии" делают ее течение более легкой.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и
окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя
неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.
Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем:
создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не
вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой
обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться,
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.
1.5. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к
ДОУ
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Основные формы работы детского сада с семьей в период
адаптации
1.Родительские собрания.
2.Анкетирование.
3.Беседы.
4.Посещения на дому.
5.Выставки.
6.Папки-передвижки.
7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".
8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.
9.Консультации.
10.Клуб «Молодой семьи».
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт
с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в
ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты
его поведения, интересы и склонности.
Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.
Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на
вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит
приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и
отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке
Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а
ждут, чтобы их занимали взрослые.
Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до
конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.
При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет
выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители
рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими [легко, изби-
рательно или с большим трудом], имеется ли у ребенка достаточный опыт
совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности.
Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности
ребенка к кому-либо из взрослых.
Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения
готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее
значение для процесса адаптации имеют следующие:
• наличие или отсутствие контактов со сверстниками;
• инициативность;
• адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;
• аппетит;
• наличие опыта совместной деятельности со взрослым.
Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог делает
прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении,
определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает
родителям рекомендации по подготовке детей.
Существует такое понятие как прогноз адаптации
∙ Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением
ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;
∙ Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении
психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-
эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение
трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также
учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР,
анемия, аллергия, диатез)
Составляя прогноз адаптации, необходимо учесть следующие неблагоприятные
факторы для детей раннего возраста:
∙ частые заболевания матери
∙ несоответствие домашнего режима ясельному
∙ токсикоз 2-ой половины беременности
∙ заболевания матери во время беременности
∙ вредные привычки
∙ недостаток эмоционального общения в первый год жизни
∙ резкие отношения между родителями
∙ раннее искусственное вскармливание
∙ вторая и третья группа здоровья
∙ заболевания ребенка в первый год жизни
∙ отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка
речевого развития - ЗРР).
При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен
прогноз неблагоприятного течения адаптации.
_1.6. Эффективность системы процесса адаптации детей раннего возраста.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:
- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,
который можно использовать как для конструирования;
- в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум и
принадлежности для работы с природным материалом;
- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на
полках, которые доступны детям.
- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или
отдохнуть;
- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие
игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации
успокаивающее и расслабляющее действие.
Работа с родителями. Организуя прием вновь поступающих детей,
придерживаемся следующей системы:
- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком
является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть
ритмичным, согласованным с родителями. Желательно, чтобы начало посещения
детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.3м.,
2г.6м., 2г.9м., и 3г.;
- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет
раздеваться, где сидеть за столом, где спать.
- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,
игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,
объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье
(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с
тем, что ребенок пойдет в детский сад.
- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для
посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в
первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу
завтрака;
- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в
детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа
или бабушка (дедушка);
- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время
пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,
реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день
пребывания в группе;
- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского
сада (Приложение 1);
- с помощью анкетирования (Приложение 3) обсудить, как можно облегчить
привыкание ребенка к новой обстановке;
- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в
постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к
домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску,
не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)
Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода,
даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед
сном, дать пустышку, если он к этому привык.
Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;
- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита –
временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью,
но не заласкиванием, помощью во всем, чего он просит, компенсацией
возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя, во время
адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки
ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия
от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;
- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение
адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса
- по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке:
теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на
родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к
жизни в организованном детском коллективе.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-
взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский
сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла, уюта и
благожелательности в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе. Для смягчения адаптационного периода также используются различные формы воспитательно-образовательной работы (Приложение 4). Наши малыши и полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют и в различных конкурсах вместе с родителями, и в праздниках.
При отслеживании течения адаптации каждого ребенка и вовремя принятых
мер по облегчению этого процесса, скорректированных воспитательных
воздействий, удалось достичь определенных результатов.
Работая над данным направлением, сделан вывод, что четкая
профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и
благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения
адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Заключение
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4
этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в
эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются
от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на
расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают,
плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и
воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе
дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если
возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.
Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.
В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно
выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и
разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней
тяжести и группу тяжелой адаптации
Было проведено исследование особенностей адаптации детей раннего
возраста к ДОУ. В исследование включены различные методы: наблюдение,
анкеты, опросники, беседа и др.
Работа проводится поэтапно:
1.Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное
образовательное учреждение).
2.Профилактическая и коррекционная работа воспитателя и специалистов с
детьми, родителями.
3.Контрольная диагностика (повторная) - через месяц посещения ребенком
дошкольного образовательного учреждения.
Важно отметить, что данная работа позволяет оценить различные
взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-воспитатель.
Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух
направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей
преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка
воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада
(так называемые «Карты наблюдений»).
Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное
напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних
условиях.
«Карту наблюдений» заполняют воспитатели совместно с медицинскими
работниками для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале
периода адаптации и через месяц посещения ими детского, сада.
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционная работа по
решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Например, в целях решения поставленных профилактических задач этого
этапа эффективно проведение индивидуальных и групповых занятий,
направленных на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со
сверстниками.
При этом особое внимание следует уделить согласованности действий
родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и
детском саду. Здесь необходима работа по педагогическому просвещению
взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.
При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по «Картам
наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.
Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что
если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей
раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение
родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно- развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро.37
Литература
1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе.
Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-
Воронеж, 2007
2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период
адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное
воспитание - 2006.- № 10.
3. Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет.
Справочник – пособие для родителей.-М.2002
4. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid .- 2006.-№5
5. Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ:
Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- (Приложение к
журналу "Управление ДОУ").
6. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. //
Обруч. -2006.-№5.
7. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //
Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.
8. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском
саду. – 2006 - №4.
9. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы
московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.
38
10. Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы
психологов. -М.: АРКТИ, 2004
11. Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное
воспитание.-2006.- № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...
Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задача: создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...
Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"
Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...
Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...