Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »
методическая разработка (младшая группа)

Макаревич Дарья Николаевна

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему

«Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста »

Выполнила:

Макаревич Д.Н.

Воспитатель

                                                                       Детского сада112

Центрального района

Санкт Петербург, 2021

Введение

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребенка перестает рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды. Перерастая рамки проблемы приспособления ребенка к новой социальной ситуации в ДОУ она выходит в совершенно иную плоскость изучения.

- Как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к

потребностям и интересам конкретного ребенка?

-Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?

Эти и ряд других вопросов обозначают новое поле проблем - формирование

адаптивности ребенка дошкольного возраста как способности самостоятельно

достигать динамического равновесия с миром.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима.

На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и

Жизнедеятельности базируются на психофизиологических возможностях

детского организма интегрируется в контекст определенной социальной

ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного

приспособления индивида к условиям социальной среды, исследователи

подчеркивают, что сущность человека такова, что он занимает активную по

отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени,

нежели собственную природу.

Значимость разрабатываемой проблематики связывается с новыми

потребностями дошкольного образования. Отход от собственной биологической адаптации ребенка как процесса пассивного приспособления к новым условиям окружающей среды позволяет обозначить другой подход к исследованиям организации процесса социальной адаптации ребенка средствами социально-педагогической деятельности.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным

учреждением, является организация работы с семьей в реально социально-

экономических условиях . О трудностях данной работы большинство

специалистов ДОУ знают не понаслышке. Родители стали не только

образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам

дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский сад, они грамотно

формулируют вопросы о том, чем именно будут заниматься с их ребенком

педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми

центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитании

ребенка.

Актуальность

¬ Согласованность действий родителей и воспитателей для обеспечения

полноценного процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ

¬ Необходимость облегчения симптомов адаптации детей раннего возраста

в ДОУ

¬ Организация системы процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Проблема

¬ При каких условиях наиболее эффективно проходит адаптация детей

раннего возраста в условиях современного ДОУ

Цель

¬ Разработка системы способов организации успешной адаптации детей

раннего возраста в ДОУ

Задачи

¬ Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме

¬ Апробировать и внедрить процедуры мониторинга процесса адаптации

воспитанников в ДОУ

¬ Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения

периода адаптации к условиям ДОУ

1.1 Понятие "адаптация" детей раннего возраста в ДОУ

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире.

Адаптация – от латинского "приспособляю" - это сложный процесс

приспособления организма, которые происходят на разных уровнях:

физиологическом, социальном, психологическом.

Приспособления организма к новым условиям социального существования, к

новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством

сна, аппетита.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным

(адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и

психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2

основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

Социальная адаптация – процесс овладения системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, культивируемых конкретным обществом, социальной общностью, группой.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребенка: акцент делается на биологической составляющей адаптации – процесс приспособления к воздействию различных средовых факторов. Осуществление же культуры осуществляется ребенком при посредничестве взрослого. Общественный взрослый интерпретирует общекультурные ценности в контексте индивидуальных особенностей ребенка.

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой

его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены.

Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Особенность раннего возраста является взаимно связь психофизического

развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его

психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и

страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развития, невроза, замедление темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское

учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее

развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима

профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы

адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова,

Н.И.Добрейцер, Р.В. Тонкова – Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.). Адаптация

определяется прежде всего как медико – педагогическая проблема, решение

которой требует создание условий, удовлетворяющих потребности детей в

общении, тесного взаимодействия между семьей и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям

общественного воспитания уделяется в современных исследованиях ученых

стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова – Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воздействия.

1.2. Особенности адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста:

вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Необходимо систематически освещать новые подходы к раскрытию таких тем, как ведущая роль взрослого в развитии ребенка, этапы развития общения взрослого с ребенком, практическое применение этих знаний в условиях адаптации, диагностическая методика адаптационного профиля

Анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную

необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Следует сразу же пояснить, что иерархическая лестница применительно к данной проблеме предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке очередности их решения при жестком условии: без успешного решения задач предыдущей ступени невозможно эффективное движение вверх.

К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне

теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением

ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах

(«Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях» / Под ред. Р. В.

Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А, Атанасовой-Буковой,— М,. 1980),

было выделено три фазы адаптационного процесса:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в

соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита,

регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

9

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все

сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со

средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темповразвития.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой

фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период лёгкой адаптации длится 1 - 2 недели. У ребёнка постепенно нормализуются сон и аппетит, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок достаточно активен, но не возбуждён. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2 - 3й недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче, привыкание к яслям или детскому садику длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15 - 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Это продолжается до полутора месяцев.

Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:

могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость,

появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза.

Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей.

Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не

выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с

невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может

возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке

накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне,

просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования

малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно.

Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких

месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем

направлениям.

Факторы, определяющие характер адаптации.

Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям?

Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению

нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями

адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым

условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.

Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и

возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это

происходит?

Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического

развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств

личности, как доверие к миру, положительное самоощущение,инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально- личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к

матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут

стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При

неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в

боязливость, становясь устойчивой чертой характера.

Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка.

Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но

особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес., т.е. в период, когда совпадает

беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является

степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с

предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно-деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей.

У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка сразными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной

формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной

деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной

деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация

протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и

сосредоточенно действовать с игрушками и решать предметные задачи: собрать

пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо

играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он

владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей,которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к

ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся

сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по

отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с

трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает

сложность адаптационного периода.

Таким образом, состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и

сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребенка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который

может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с

психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером

взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении -происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его

трудной адаптации к дошкольному учреждению. Впервые попав в ясли, они

быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом

исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому.

1.3. Педагогические условия эффективности адаптации детей

раннего возраста в ДОУ.

О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В.Манова-Томова и др.). "Можно с большей долей вероятности предполагать,

что этот период не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка", - отмечала Е.И.Морозова (1999).

Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы,

стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, "проникнуть в духовный мир ребенка", чтобы правильно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

По мнению кандидата психологических наук Галигузовой Л.Н. установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты с взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях и детском саду, где воспитатели не могут уделять ребёнку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребёнок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребёнка с

взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения - сотрудничество.

Психологи выявили чёткую закономерность между развитием предметной

деятельности ребёнка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация

протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и

сосредоточенно играть с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро

откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью. Они любят вместе с воспитательницей решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрёшку, элементы конструктора. Для ребёнка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым. А характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятие, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что-то не получается.

Отношение ребёнка к ровесникам также оказывает большое влияние на течение адаптации. Дети, с трудом привыкающие к яслям и садику, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми ещё больше отягощает сложность адаптационного периода.

Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками,

сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка - вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к ним.

На основе исследований Л.Я.Олифренко, Т.И.Шульги, И.Ф.Дементьевой видится организация комплексного сопровождения адаптации ребенка как в семье, так и в рамках дошкольного учреждения.

1.4. Система организации процесса адаптации детей раннего

возраста в ДОУ.

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период,

направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Задачи воспитания:

1. Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения

периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать

полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий ребенку

физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать

простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной

активности.

3. Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях,

развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя

доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;

г) поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;

д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне

окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины,

иллюстрации, музыка).

Модель организации адаптационного периода.

1. Индивидуальный подход к ребенку:

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

2. Игры с воспитателем.

3. Игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки.

4. Побуждение ребенка к общению со сверстниками:

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности;

5. Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения

ребенка.

6. Контроль за физическим состоянием ребенка.

7. Элементы закаливающих мероприятий.

Модель организации адаптационного периода через режимные моменты

Утро

Утренний прием

Зарядка

Игры с элементами фольклора

Развивающие игры

Формирование культурно-гигиенических навыков

Завтрак

Игры-занятия, игры-упражнения в группе

Игровые ситуации, общение

Подготовка к прогулке

Прогулка

Игры с элементами фольклора

Игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные

Игры с водой и песком

Наблюдения, развлечения, беседы

Опыты и эксперименты

Закаливание: воздушные, солнечные ванны

Обед

Формирование культурно-гигиенических навыков

После сна

Разминка после сна, закаливающие процедуры

Полдник

элементы театрализованной деятельности

Художественно-творческая деятельность

Игры-драматизации, игры-инсценировки

Прогулка

Общение детей

Уход домой

В первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении необходимо

сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать

атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация.

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик", где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.

Желательно рядом с "домиком" разместить природный уголок. Растения и вообще

зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы

потребность двух-трех-летних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и, в конце концов, прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, - никаких внешних причин для этого нет.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами-маркерами,

оставляющими толстые линии, на прикрепленном к стене листе бумаги.

Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет

понять, как в данный момент на душе у ребенка, - тоскливо и тревожно или,

наоборот, светло и радостно.

Умиротворяюще на детей действуют игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие, так как необходимо создание естественной среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Летом подобные игры легко организовать на улице.

В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в

помещении, и нашей ясельной группе он размещается в туалетной комнате: два больших поддона (один с песком, другой с водой) установлены на подставках, соответствующих росту детей. Для многообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки, гигиенически безопасные красящие воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т.д.

В этот период можно применить метод "песочной терапии".

Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет

замечательное свойство " заземлять" негативную психическую энергию,

стабилизировать эмоциональное состояние.

Идея "терапии песком" была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом(1875-1961), основателем аналитической терапии.

Наблюдая за играми детей в песочнице, видно, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, является прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

Что нужно для игры в песок.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И

если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих

переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с

песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков,

т.е. умения нормально общаться.

Все игры с песком можно разделить по трем направлениям:

Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка).

Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира).

Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика,

коррекция и развитие ребенка).

На этапе адаптации используются ОБУЧАЮЩИЕ игры, направленные на

развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Эти несложные упражнения способствуют стабилизации эмоционального

состояния, что в высшей степени важно в первые дни пребывания ребенка в

дошкольном учреждении.

Отпечатки наших рук

Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребенок вместе с воспитателем по

очереди делают отпечатки кистей рук-то внутренней, то внешней стороной.

Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям.

Делаем другие упражнения:

отпечатки кулачков костяшек пальцев (найти сходство со знакомым

предметом - цветок, солнышко, ежик;

скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые

движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив

ладонь ребром;

"пройтись" поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом

двумя руками одновременно);

"поиграть" пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения

мягкие "вверх-вниз" – движется вся кисть);

оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе

пофантазировать: чьи это следы?).

Анализируя адаптацию за 2 года, мы видим, что применение" песочной терапии" делают ее течение более легкой.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и

окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя

неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем:

создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, становится для него символом и частичкой дома, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не

вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой

обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться,

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.

1.5. Взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации к

ДОУ

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий

родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным

особенностям ребенка в семье и детском саду.

Основные формы работы детского сада с семьей в период

адаптации

1.Родительские собрания.

2.Анкетирование.

3.Беседы.

4.Посещения на дому.

5.Выставки.

6.Папки-передвижки.

7.Алгоритмы "Я одеваюсь, "Учимся складывать вещи", " Я умываюсь".

8.Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе.

9.Консультации.

10.Клуб «Молодой семьи».

Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт

с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в

ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты

его поведения, интересы и склонности.

Целесоообразно рекомендовать родителям впервые приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми.

Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на

вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит

приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не свидетелем слез и

отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.

Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы относительно питания, сна и одежды ребенка, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам

педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.

Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими

родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой

обстановке

Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а

ждут, чтобы их занимали взрослые.

Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до

конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.

При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет

выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители

рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими [легко, изби-

рательно или с большим трудом], имеется ли у ребенка достаточный опыт

совместной деятельности со взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности.

Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности

ребенка к кому-либо из взрослых.

Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения

готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее

значение для процесса адаптации имеют следующие:

• наличие или отсутствие контактов со сверстниками;

• инициативность;

• адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;

• аппетит;

• наличие опыта совместной деятельности со взрослым.

Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог делает

прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении,

определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает

родителям рекомендации по подготовке детей.

Существует такое понятие как прогноз адаптации

Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением

ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;

Психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении

психологом и педагогами группы через наблюдение за психо-

эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение

трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также

учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР,

анемия, аллергия, диатез)

Составляя прогноз адаптации, необходимо учесть следующие неблагоприятные

факторы для детей раннего возраста:

частые заболевания матери

несоответствие домашнего режима ясельному

токсикоз 2-ой половины беременности

заболевания матери во время беременности

вредные привычки

недостаток эмоционального общения в первый год жизни

резкие отношения между родителями

раннее искусственное вскармливание

вторая и третья группа здоровья

заболевания ребенка в первый год жизни

отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка

речевого развития - ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен

прогноз неблагоприятного течения адаптации.

_1.6. Эффективность системы процесса адаптации детей раннего возраста.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Прежде всего помещение группы было разделено на несколько секторов:

- в игровой зоне поместили игрушки, сухой бассейн, лего конструктор,

который можно использовать как для конструирования;

- в уголке природы – различные комнатные растения, аквариум и

принадлежности для работы с природным материалом;

- дидактические пособия: пирамидки, кубики, матрешки расположились на

полках, которые доступны детям.

- имеется игровая зона, где ребенок может побыть один, поиграть или

отдохнуть;

- умиротворяющие действие на детей имеют игры с песком и водой, такие

игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации

успокаивающее и расслабляющее действие.

Работа с родителями. Организуя прием вновь поступающих детей,

придерживаемся следующей системы:

- регулировать по времени прием детей. Лучшим временным отрезком

является промежуток времени с апреля по август. Прием детей должен быть

ритмичным, согласованным с родителями. Желательно, чтобы начало посещения

детского сада не пришлось на эпикризные сроки: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г.3м.,

2г.6м., 2г.9м., и 3г.;

- заранее подготовиться к приему новеньких, продумать, где он будет

раздеваться, где сидеть за столом, где спать.

- пригласить родителей познакомиться с группой. Показать шкафчики,

игровую комнату, спальню, туалетную комнату. Рассказать о режиме дня,

объяснить необходимость приближения к ним условий воспитания в семье

(режима, характера питания, приемов воспитания) спросить о тревогах в связи с

тем, что ребенок пойдет в детский сад.

- до первого посещения детского сада убедить выбрать удобное время для

посещения вместе с ребенком группы, участка детского сада, посоветовать в

первые дни приводить ребенка накормленным во время, соответствующее концу

завтрака;

- обсудить вопрос о том, кто будет первое время приводить ребенка в

детский сад, желательно, чтобы это был все время один человек, возможно папа

или бабушка (дедушка);

- помочь родителям спланировать свой распорядок, так как время

пребывания ребенка в группе будет увеличиваться постепенно, и возможно,

реакцией на привыкание станет заболевание ребенка на пятый-седьмой день

пребывания в группе;

- вместе с родителями определить готовность ребенка к посещению детского

сада (Приложение 1);

- с помощью анкетирования (Приложение 3) обсудить, как можно облегчить

привыкание ребенка к новой обстановке;

- обеспечивать ребенку одну из основных его потребностей – потребность в

постоянстве окружения. Максимально приблизить условия окружения к

домашним, (посидеть возле засыпающего ребенка, не отбирать любимую соску,

не заставлять есть нелюбимую пищу и т. д.)

Сохранять в период привыкания привычные для ребенка приемы ухода,

даже если они противоречат установкам педагога: покачать его на руках перед

сном, дать пустышку, если он к этому привык.

Нельзя насильно заставлять делать что-то по-другому;

- объяснить, что капризы, упрямство, ухудшение сна и аппетита –

временные реакции, которые можно преодолеть особым вниманием и чуткостью,

но не заласкиванием, помощью во всем, чего он просит, компенсацией

возможного недосыпания и недоедания, обеспечением покоя, во время

адаптационного периода нужно учитывать все индивидуальные привычки

ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

Необходимо принять ребенка таким, каков он есть, не выказывая неудовольствия

от неадекватного поведения, отсутствия самостоятельности и прочего;

- вести адаптационные листы, которые помогут отследить течение

адаптации ребенка, и вовремя принять меры по облегчению этого процесса

- по поступлению новичка в ясли мы должны строго следовать установке:

теперь все проблемы ребенка – наши проблемы, и не перекладывать вину на

родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к

жизни в организованном детском коллективе.

Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок-

взрослый», «ребенок-ребенок» и обязательно включающей игры и упражнения.

Формируя у ребенка положительную установку, желание идти в детский

сад. Прилагая все усилия и умения для создания атмосферы тепла, уюта и

благожелательности в группе, чтобы дети могли найти для себя занятия по душе. Для смягчения адаптационного периода также используются различные формы воспитательно-образовательной работы (Приложение 4). Наши малыши и полноправные участники всех мероприятий детского сада. Они участвуют и в различных конкурсах вместе с родителями, и в праздниках.

При отслеживании течения адаптации каждого ребенка и вовремя принятых

мер по облегчению этого процесса, скорректированных воспитательных

воздействий, удалось достичь определенных результатов.

Работая над данным направлением, сделан вывод, что четкая

профессионально слаженная работа педагогов, медиков, участие родителей и

благополучный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения

адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Заключение

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходит 4

этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в

эмоциональной сфере, психологического дискомфорта. Малыши отказываются

от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на

расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают,

плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и

воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их. На следующем этапе

дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если

возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы. На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.

Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

Данные этапы привыкания проходят все малыши, пришедшие в детский сад, но их продолжительность у всех детей разная. Этим и определяются особенности адаптации.

В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно

выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и

разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней

тяжести и группу тяжелой адаптации

Было проведено исследование особенностей адаптации детей раннего

возраста к ДОУ. В исследование включены различные методы: наблюдение,

анкеты, опросники, беседа и др.

Работа проводится поэтапно:

1.Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное

образовательное учреждение).

2.Профилактическая и коррекционная работа воспитателя и специалистов с

детьми, родителями.

3.Контрольная диагностика (повторная) - через месяц посещения ребенком

дошкольного образовательного учреждения.

Важно отметить, что данная работа позволяет оценить различные

взаимоотношения в позициях: ребенок-родитель-воспитатель.

Обследование на первом этапе проводится одновременно в двух

направлениях: первое - характеристика родителями состояния своих детей

преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка

воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада

(так называемые «Карты наблюдений»).

Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное

напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних

условиях.

«Карту наблюдений» заполняют воспитатели совместно с медицинскими

работниками для оценивания психоэмоционального состояния детей в начале

периода адаптации и через месяц посещения ими детского, сада.

На втором этапе проводится профилактическая и коррекционная работа по

решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Например, в целях решения поставленных профилактических задач этого

этапа эффективно проведение индивидуальных и групповых занятий,

направленных на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со

сверстниками.

При этом особое внимание следует уделить согласованности действий

родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и

детском саду. Здесь необходима работа по педагогическому просвещению

взрослых, в ходе которой воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по «Картам

наблюдений» в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

Таким образом, подтвердилась гипотеза нашего исследования о том, что

если организовать комплексную систему сопровождения адаптации детей

раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение

родителей, систему коррекционно-развивающих занятий и особую предметно- развивающую среду в группе раннего возраста, то адаптация к ДОУ проходит более безболезненно и быстро.37

Литература

1. Бондаренко, Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе.

Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-

Воронеж, 2007

2. Васильева, В. Эмоциональные проблемы у детей в период

адаптации к дошкольному учреждению. // Дошкольное

воспитание - 2006.- № 10.

3. Галигузова, Л.Н. Развитие ребенка от рождения до трех лет.

Справочник – пособие для родителей.-М.2002

4. Галигузова, Л.Н. Пора в ясли и детский садик. // My Kid .- 2006.-№5

5. Давыдова, О.И., Майер, А.А. Адаптационные группы в ДОУ:

Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.- (Приложение к

журналу "Управление ДОУ").

6. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы. //

Обруч. -2006.-№5.

7. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //

Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.

8. Мочалова, О.Л. Адаптация детей к ДОУ. //Ребенок в детском

саду. – 2006 - №4.

9. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы

московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.

38

10. Смирнова, Е.О. и др. Воспитание детей от рождения до трех лет: Советы

психологов. -М.: АРКТИ, 2004

11. Теплюк, С.Н. Улыбка малыша в период адаптации.// Дошкольное

воспитание.-2006.- № 3


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих  пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в проце...

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Итак, основной моей задачей является создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развити...

Методическая разработка: "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитан...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ"

Проблема социальной адаптации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процесс...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Методическая разработка «Создание условий для успешной адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми ...

Методическая разработка на тему «Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую среду и приспособление к условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в ...