Ранний возраст
консультация (младшая группа) на тему

Порохова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

У малыша было все в порядке, и вдруг – температура, или живот заболел, или начались сплошные капризы. Что же с ним происходит и как помочь крохе?

Есть такое мнение, что маленькие дети чаще всего страдают не от своих болезней и капризов. Малыши – тонко воспринимающие и реагирующие существа. Они чувствуют настроение мамы и пытаются изо всех сил удержаться в состоянии комфорта. Ведь каждому ребенку от природы подарено такое состояние. Оно оптимально для развития и здоровья ребенка. Но если рядом источник беспокойства, напряжения, болезни, тем более длительное время, ребенок теряет привычное состояние. Он демонстрирует ту же реакцию, что выбила его из колеи.

Например, мама одна ухаживает за ребенком. Накапливается усталость, хочется отоспаться, побыть одной. Но возможности нет. Внутри начинается конфликт – ведь я люблю своего малыша, как я могу от него уставать, неужели я плохая мама? Женщина себя перемогает, но психика ее страдает. Из-за этого снижается активность иммунной системы. И ребенок реагирует: начинает температурить, кукситься, сопливить. Мама удваивает свои усилия по уходу, загоняя себя в конец. И вот после периода легких недомоганий у ребенка может проявиться бронхит или пневмония. Тут на помощь приходит медицина, подключаются родственники. У мамы появляется время, чтобы прийти в себя. И кроха быстро идет на поправку.

Не правда ли, можно заметить: когда у нас плохое настроение, ребенок тоже становится раздраженным и капризным. Попробуйте обратить на это внимание!

Заметив подавленное состояние ребенка, надо сразу спросить себя: «Все ли со мной хорошо?» 

Примеры:

  •  У ребенка диатез? Может, это вы не «перевариваете» ситуацию, родственников, знакомых? Может, это у вас аллергия на кого-то или что-то в жизни?
  • У ребенка болит горло? Может, вы сами с кем-то ругались?

Необходимо найти приемлемый выход из ситуации, создать условия для своей разгрузки, отдыха. Понимая, что если вам плохо, это будет во вред и ребенку. Не бойтесь баловать себя. Вашему малышу важнее чувствовать рядом с собой довольную и счастливую маму. Чем вам комфортнее, тем ближе вы по состоянию к ребенку, тем глубже между вами взаимопонимание. Как только переключаетесь с переживания за ребенка на себя, малышу уже становится легче.

Подведем итоги:

  1. Не спешите сразу лечить ребенка. Попробуйте отследить свое состояние.
  2. Скажите себе: «Это происходит не с ним». Разберитесь, что с вами не так (при условии, что ребенок общался только с вами).
  3. Найдите решение, от которого станет спокойнее на душе. Если вы ищете выход – процесс болезни у ребенка уже приторможен.
  4. Если решение верное, малыш быстро вернется в свое обычное состояние.
  5. Наблюдайте за своим ребенком и будьте к нему очень внимательны.

Из журнала «Мой ребенок»



Предварительный просмотр:

Если ребенок плохо ест?

Очень часто в семьях появляются трудности с кормлением ребенка: «Он у нас так мало ест!», «Не знаем, чем накормить своего сына!» и т.д. В чем же заключаются причины плохого аппетита ребенка?

1. У родителей может быть субъективное мнение о плохом аппетите ребенка, хотя на самом деле ребенок свою норму съедает. Нужно не забывать, что для ребенка норма порции другая, ни как у взрослых, и ему тяжело доесть слишком большую порцию пищи (да и получится перекорм, вредный для здоровья).

2. В семье может отсутствовать режим питания, когда вся семья в одно и тоже время садится за стол обедать, ужинать и т.д. Вместо этого ребенку предлагаются частые перекусы (чай с печеньем, конфеты, бутерброды), а полноценного питания не получается, поскольку он перебивает себе аппетит. «Ты же у нас ничего не поел, на хоть конфетку съешь!». Следовательно, нужно отказаться от перекусов, подкормки сладостями в перерывах между едой. Если ребенок не поел супа в обед, не ругать его, а просто ничего не давать после обеда, к ужину он сам проголодается и поест (в этот перерыв с ребенком ничего не случится, он не умрет от голода!).

3. Ребенок может подражать кому-то (члену семьи, который говорит, что он есть это не будет, или в детском саду другим детям): «Я это есть не буду, не хочу!». Тогда предлагаем ребенку остаться голодным, поскольку другого блюда не приготовлено. А всем членам семьи запомнить, что нельзя за столом при ребенке говорить о своих вкусах в еде («Всю жизнь не мог эту кашу есть, даже сейчас смотреть не могу»), поскольку вы являетесь для своего чада образцом для подражания.

4. Плохое самочувствие – если во время болезни у ребенка ухудшается аппетит, нельзя его заставлять есть или уговаривать, так как организм направляет всю энергию на борьбу с болезнью, поэтому не переживайте, что у ребенка не будет сил, ему сейчас нужно только обильное питье, а не еда.

5. Страхи, связанные с едой – ребенок мог услышать разговор взрослых о том, как, например, «один человек подавился рыбной косточкой и умер», тогда он сделал для себя вывод, что такое блюдо (рыбу) есть опасно. Мы сами иногда рассказываем детям то, что им знать необязательно.

6. Плохой аппетит может быть связан с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (когда ребенок с рождения очень плохо ест), тогда необходимо обследовать ребенка у врачей.

Рекомендации:

- Если ребенку 2-3 года, предпочтения в еде могут меняться каждую неделю с целью показать свое «Я», свою силу. Нужно сохранять выдержку, не идти на конфликт, а взять тайм-аут («Не ест, так не ест!»). Однако если мама приготовила пюре, а ребенок хочет макароны, не торопитесь готовить макароны, через 5 минут он может попросить другое, пусть кушает то, что приготовлено или останется голодным.

- Если ребенок играет, балуется за столом, значит, он наелся, лучше убрать еду со стола и не докармливать, бегая с ложкой за ним по комнате.

- Важно сделать процесс поглощения пищи интересным: ребенок может помогать маме накрывать на стол (расставлять тарелки, раскладывать всем ложки, вставлять салфетки в салфетницу), а также необычно можно оформить блюда (нарисовать в тарелке у ребенка улыбочку из кетчупа, посадить грибочек в тарелку). Ребенок может помогать родителям и в приготовлении блюд, всегда приятно видеть результаты своего труда (если ребенок собирал грибы в лесу, он будет кушать грибной суп).

- Иногда помогает (когда ребенок категорически заявляет: «А это я есть не буду!») принцип «Наоборот!». Заранее можно сказать, что «Сережа наш сегодня кушать не будет, можно даже и тарелку не ставить!». Можете не сомневаться, он будет есть.

Психолог: Морозова С.А.



Предварительный просмотр:

ИГРУШКИ- подружки

Только играя, дети постигают окружающий мир, учатся общаться и познают себя. И на этом долгом пути игрушка во все времена была и остается главным спутником ребенка, его другом и учителем.

Выбор игрушек на прилавках современных магазинов огромен. Как сориентироваться в этом море игрушечной продукции и выбрать именно то, что нужно вашему ребенку? Часто игрушки выбираются и покупаются нами стихийно. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда и вредными!) игрушками, а нужные и важные для детского развития — отсутствуют. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а следовательно, и на эффективности развития ребенка.

Важно при выборе игрушек учитывать не только их внешнюю привлекательность и санитарно-гигиенические свойства, но и возможное влияние на психическое развитие ребенка.

Чаще всего именно мягкие игрушки становятся любимцами не только детей, но и взрослых.

Важное качество хорошей мягкой игрушки — ее открытость для разнообразных действий малыша. «Жесткие» игрушки с фиксированными конечностями не позволяют изменять их позу, а значит, менять их настроение, выражение, готовность принять то или иное отношение ребенка. Чем «мягче» мягкая игрушка, тем больше возможностей она открывает для действий и фантазии самого ребенка. Например, плюшевую собачку со свободно болтающимися лапками можно обнимать, заворачивать в тряпочку, укачивать. В руках ребенка она может прыгать, кувыркаться, вставать на задние или передние лапки, хлопать «в ладоши», тявкать и говорить что угодно.

Очень важна возможность игрушки «говорить своим голосом», то есть голосом ребенка. Сегодня во многие мягкие игрушки встраивается звуковой механизм, воспроизводящий какую-либо песенку или слова. Однако это резко ограничивает возможности действия с игрушкой, может даже испугать ребенка. Любой зверек мог бы произносить самые разные слова голосом самого ребенка, а не воспроизводить одну и ту же песню чужими голосами. Способность менять голос, слова и интонации открывает возможности общения ребенка с игрушкой. 

Известно, что в жизни многих детей есть любимые игрушки, с которыми малыши не расстаются, - это игрушки-подружки. Особую роль они играют для малышей в трудные моменты их жизни, когда ребенок чувствует себя одиноким и нуждается в помощи и защите. Например, перед сном, или когда малыш болеет, или когда оказывается в малознакомой ситуации. Дети довольно часто обращаются к своим любимцам с просьбами, вопросами, на которые сами же и отвечают. Они приписывают им свои чувства и переживания, например: «Белочка плачет, потому что маму ждет, а мама не приходит», — говорит девочка, поглаживая пушистую игрушку.

Поэтому очень важно помочь малышу обрести такого игрушечного друга и, конечно же, не препятствовать этой «дружбе».

Необходимым качеством такой игрушки является беспомощность, взывающая к заботе и помощи маленького хозяина. Только  в этом случае игрушка-подружка может стать не просто плюшевым  предметом, но «вторым Я», объектом заботы и партнером по общению.

Однако сделать мягкую игрушку любимой, одушевить  ее  может  только  близкий взрослый. Поэтому, делая ребенку подарок, поговорите с ним голосом игрушечного зверя, расскажите, как сильно его новый питомец любит его, хочет вместе с ним жить, спать, гулять, что он нуждается в заботе, что ему бывает холодно, больно, скучно и т.д. Помните, что вы можете подарить   своему малышу      не просто    очередную мягкую игрушку, но и настоящего верного друга.



Предварительный просмотр:

Истерика в магазине

  «КУПИ!»

Этот вид истерики ребенка - средство манипуляции родителями. Желание родителей как можно скорее избежать неловкости в общественном месте заставляет их нервничать все сильнее и делает ситуацию все более напряженной.

Как правило, есть три способа, которые выбирают родители:

  • скорее купить и покончить с этим;
  • задать трепку своему чаду прямо на месте;
  •  задать трепку и наказать дома.

Все эти способы неэффективны. Они не повышают ни вашу самооценку, ни самооценку ребенка. В таких случаях от родителей требуется больше спокойствия и твердости.

Как себя вести в такой ситуации?

1. Если можете, возьмите ребенка на руки и вынесите его на улицу (выведите за руку). Будьте осторожны - избегайте насилия (для этого оставайтесь спокойны, не реагируйте на его выпады). Иначе ребенок среагирует моментально. Это придаст ему новой энергии для противостояния. Вам потребуются время и силы, чтобы малыш понял: вы ни за что не собираетесь сдаваться.

2. Когда уведете его из магазина, как можно спокойнее объясните ему, почему вы не можете ему что-то купить, и предложите ему другую заманчивую альтернативу («зато дома мы поиграем в …», или «когда у нас будут деньги, мы с папой сами тебе купим большую машинку»).

Чтобы предотвратить скандал, договаривайтесь заранее, за чем вы идете в магазин и что именно собираетесь купить.

Внимание: эти истерики мы порождаем сами, когда один, второй раз покупаем ребенку сразу же то, что он начинает просить в магазине: а на третий раз – вдруг почему-то отказываем ему: для ребенка это непонятно, его желание не исполняется, отсюда и истерика.



Предварительный просмотр:

Как лучше сказать ребенку «Нельзя!»

Ребенок часто сталкивается со словом «Нельзя!», так как взрослые нередко произносят его машинально, заботясь о безопасности ребенка или формируя нравственные ценности у него. Однако дети зачастую не понимают, почему им не разрешается делать то, что взрослым можно. Например, девочка хочет помочь маме сварить суп. Мама же не подпускает ее к плите, зная, какую опасность таит в себе кастрюля с кипятком. При этом маме не только можно варить суп, но она за это получает еще благодарность от папы. Ребенок пытается понять причины такой несправедливости: «Почему нельзя?», но редко взрослые могут объяснить эту ситуацию, чтобы ребенок понял. Для ребенка на уровне эмоционального переживания это значит:

  1. Они (взрослые) сами делают, а мне не дают (они плохие). Ребенок обвиняет родителей, испытывает обиду и гнев, тогда он выбрасывает свою агрессию на других детей, животных, игрушки, редко на самих родителей.
  2. Они это делают, а мне нельзя – что-то со мной не в порядке (я плохой). Ребенок считает себя виноватым, формируется низкая самооценка, он перестает проявлять инициативу. Если за пассивную позицию ребенок заработает похвалу, то подобное поведение быстро закрепится. Он станет послушным ребенком, удобным для взрослых. Малыш оказывается в некоем «коконе», сплетенном из запретов и ограничений, но выстеленном изнутри мягкой перинкой из похвалы. Ребенку понравится сидеть внутри такого кокона, он будет в безопасности и под контролем. Плохо то, что ребенок, взрослея, будет подсознательно избегать всего того, что находится за пределами этого кокона (профессиональный рост, любовь и т.д., все это требует инициативы и умения преодолевать трудности).

! Каждому родителю понятно, что без запретов ребенка не воспитаешь, главное – помнить, что не должно быть слишком много «Нельзя!» (иначе ребенок их вообще не воспримет).


Как добиться того, чтобы запреты не тормозили развитие ребенка?

1. Профилактические меры: родителям достаточно внимательно посмотреть по сторонам, оценив обстановку с точки зрения безопасности, и ее изменить. Например, убрать ценные вещи, таблетки, опасные предметы из виду детей. В любой ситуации у родителей есть выбор, как поступить. Ситуация: мама с ребенком пришли на детскую площадку, ребенок полез на очень высокую горку, где катаются дети постарше. Что можно:

  1. сказать «Нельзя!», позаботившись о безопасности ребенка, но ограничив в получении нового опыта и удовольствия;
  2. покатать его самой маме, взяв его за руку (доставив удовольствие ребенку);
  3. можно предложить что-то другое («Ой, качель интересная!»), и быстро увести (тогда и вам хорошо, и ребенку).

2. Развитие взаимопонимания: любой запрет нужно постараться объяснить ребенку на доступном ему языке. Например, если мы хотим научить ребенка опасаться горячего, можно дать ему потрогать теплую воду, потом погорячее. Информацию лучше давать через чувственный опыт, чтобы ребенок мог увидеть, услышать, потрогать, понюхать. Ребенок усваивает запреты через сказки («не ходи в лес – заблудишься»). Иногда ребенку бесполезно что-то объяснять (истерика), лучше использовать «отвлекающие маневры»: сказали «Нельзя» и сразу же переключили его внимание на что-то другое (игру или любимое дело «Пойдем-ка лучше польем цветочки!»).

  1. Психологические приемы:
  • Сокращение количества запретов – «Нельзя то, что опасно для тебя или наносит вред другим». Всегда соблюдаемые запреты: не выбегать на проезжую часть дороги, не  обижать сверстников (плохие слова, агрессия) и др.
  • Использование слов-синонимов – вместо «Нельзя!» можно говорить «Стоп!», «Горячо!», «Опасно!».
  • Предложение альтернативы – мама доваривает суп, ребенку хочется с ней играть, но рядом с кипящей кастрюлей небезопасно, можно предложить порисовать за кухонным столом, перебрать крупу (горох, фасоль) и др.


Предварительный просмотр:

Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте. Нет какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов».

Капризы – это бурные проявления гнева и злости, когда ребенок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, царапается, кусается.

Чем болезненнее ребенок воспринимает отказ ему в чем-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твердо противостоят желанию ребенка. Но если малышу все же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу все чаще и чаще.

   Прежде чем применять какие-то исправительные меры, нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребенка и часто могут стать для ребенка единственным способом достижения своих целей.

Что делать при капризах?

  1. Как только ребенок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте его в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
  2. Если вам не удалось это сделать, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимание. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Его гнев – это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «жестокая» мать.
  3. Самые эффективные способы лечения капризов – те, которые «разоружают» ребенка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесетесь всерьез к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал.

Если ребенок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить лицом в грязь, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле, сколько ему угодно. Когда буря утихнет, поговорите с ребенком спокойно.

Расскажите ему, как вас огорчило,

что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше. Вместо того чтобы вымещать на нем свои чувства, угрожать или упрекать, когда он успокоится, лучше напомните ему, что вы любите его, хотя его поведение и не было похвальным.

Из книги А. Фромм «Азбука для родителей».



Предварительный просмотр:

«Мамочка, уложи меня спать!»

Что нужно сделать для того, чтобы ваш малыш хотел спать и засыпал с удовольствием?
1.Время для сна
Установите время укладывания спать:

с 19.00 до 21.30 часов, в зависимости от возраста ребенка и семейных условий. Но это не должно быть чисто механическим действием. Желательно создать для малыша такие условия, чтобы он сам учился контролировать, когда он ложится спать. Например, можно сказать ребенку, что наступает вечер. Вечер - факт объективный, который не подлежит обсуждению. Родители могут купить специальный будильник, по которому малыш будет отсчитывать время для спокойных игр и время для засыпания. Например, можно сказать: "Дружок, видишь на часах уже восемь часов: что пора делать?".

2. Ритуал для засыпания
Это переходный момент от игры к вечерним процедурам. Главная задача этого момента - сделать укладывание спать долгожданным и любимым ритуалом для родителей и детей. Эти моменты очень сплачивают и укрепляют семью. Они запоминаются на всю жизнь. Когда ребенок в определенное время засыпает и спокойно спит, у родителей высвобождается время на то, чтобы побыть наедине друг с другом. Общее время на ритуал 30-40 мин.
- Укладывание игрушек спать.
Родители могут обратиться к малышу: "Дорогой, уже вечер, пора готовиться ко сну. Все игрушки ждут, когда ты им пожелаешь "спокойной ночи". Это начальный этап, поскольку, укладывая спать игрушки, ребенок сам начинает готовиться ко сну.
- Вечернее купание.
Вода очень расслабляет малыша. Вместе с водой уходят все дневные переживания. Пусть некоторое время (10-15 минут) он проведет в теплой ванне. Для большей релаксации добавьте в воду специальные масла (если нет противопоказаний). Ребенок испытывает большое удовольствие от переливания воды из одной емкости в другую. Хорошо, когда в ванной плавают какие-то игрушки. Умывание и чистка зубов также входит в этот этап.
- Любимая пижама.
После водных процедур одеваем малыша в теплую, мягкую пижаму. Такая простая вещь, как пижама, может оказать очень сильное содействие общему настрою на сон. Пижама должна быть из удобной, комфортной ткани, она должна доставлять удовольствие малышу - тогда он с радостью в нее облачится. Надевая пижаму, можно массировать тело малыша легкими спокойными движениями.

- Укладывание в постель с музыкой.
Когда родители готовят малыша ко сну (а именно - надевают пижаму), можно включить негромкую музыку. Лучше всего подойдет классическая музыка (колыбельные) или звуки живой природы.
- Рассказывание истории (сказки). 
Звучит негромкая музыка, свет приглушен, ребенок лежит в кровати, а родители рассказывают ему какую-то небольшую историю или сказку. Ее лучше рассказывать от третьего лица. Например: "Жила-была девочка, которая любила сама укладывать игрушки спать. И вот один раз..." Хорошо, когда из таких маленьких историй дети узнают о прошлом бабушек и дедушек. У них появляется любовь к своим близким. Любят дети и истории про животных.

Каждая семья может продумать свой ритуал, в зависимости от особенностей ребенка и общих традиций семьи. Главное, чтобы он совершался регулярно. Уделяя каждый день, примерно, 30-40 минут ритуалу для засыпания, родители в скором времени заметят, что дети все меньше и меньше сопротивляются этому. Даже наоборот, малыш с нетерпением будет ждать этого момента, когда все внимание будет посвящено ему.
Несколько добрых рекомендаций:
1) Заключительная фаза ритуала, а именно рассказывание истории, должна проходить в комнате, где спит ребенок.
2) Дети очень любят спать с каким-нибудь мягким дружком (игрушкой). Выберите с ним в магазине ту игрушку, с которой он с удовольствием уснет.
3) Музыкальные терапевты вычислили, что звуки, вызванные дождем, шелестом листьев или хлопаньем волн (которые называются "белыми звуками") вызывают у человека максимальное расслабление.

4) Ритуалы укладывания спать должны прекращаться раньше, чем малыш уснет, иначе они создадут зависимость, от которой будет трудно избавиться.
5) Следует варьировать ритуалы укладывания спать, чтобы у ребенка не было привычки к кому-то одному или к чему-то одному. Например, один день папа укладывает, другой день - мама; один день малыш спит с плюшевым мишкой, другой - с зайчиком, и т. д.




Предварительный просмотр:

Мы пошли в детский сад!?!

Начало посещения детского сада – переломный момент, значение которого трудно переоценить. До сих пор ребенок принадлежал вам целиком и полностью, вы знали о нем все. Теперь же большую часть времени он будет проводить в другом, незнакомом для себя мире. Такие перемены вызывают сильные переживания и у ребенка, и у его родителей. Но дело в том, что они в определенный момент становятся просто необходимыми: ребенок растет и его нельзя держать при себе до бесконечности. Для того чтобы справиться со своими тревогами, вам нужно почаще напоминать себе: «Это отдельный человек, а не часть меня и не моя собственность». Он должен идти своей дорогой, моя же задача – помогать ему в пути. Итак, вы должны понимать, что с этого момента ребенок начнет психологически отделяться от вас.

Важно понимать, что ребенку будет легче и спокойнее, если он будет чувствовать вашу уверенность и эмоциональную поддержку. Не нужно думать и тем более говорить ребенку: «Мой бедненький, как же тебе там плохо без меня». Поскольку вы уже отдали ребенка в детский сад по своим причинам, вы должны проявлять твердую позицию: «Моему ребенку будет хорошо в детском саду». Сами найдите положительные стороны в том, что ваш ребенок будет ходить в детский сад, и смотрите на ситуацию именно с этой точки зрения.

Изменение привычного образа жизни не может пройти для ребенка бесследно. Обилие новых впечатлений и необходимость следовать новым правилам поведения оказываются сильным стрессовым фактором. Малыш временами становится более плаксивым, капризным, агрессивным. Нужно быть готовым к таким проявлениям, это нормальные состояния для периода адаптации ребенка к детскому саду.

1. Ребенок попросту устает, находясь постоянно в шумной большой компании. Поэтому так важна спокойная обстановка дома (без ссор, без лишних гостей). Не нужно пытаться отучить ребенка в это время от каких-то вредных привычек, ему и так сейчас тяжело. Не наказывайте его за капризы, постоянные слезы, хныканье и нытье, лучше спокойно почитайте вечером книжку, поиграйте с водичкой в ванне, сделайте массаж перед сном - успокойте своей теплой заботой, вниманием. От вас потребуется много терпения и спокойствия, главное знать - это скоро пройдет.

2. Каждый день малышу приходится переключаться с одних правил (домашних) на другие (детского сада). Старайтесь согласовывать свои требования к ребенку с правилами, которые есть в детском саду. Например, ребенок будет лучше себя чувствовать, если в выходные дни родители придерживаются режима дня детского сада; не забывайте мыть руки перед едой и т.д. Беседуйте с воспитателями, для того чтобы знать правила детского сада.



Предварительный просмотр:

«Папуля, ты мне нужен!»

Томас Манн говорил: «Человек стоит между ангелом и зверем. Кем он станет, зависит от воспитания».

В семье ребенка любят и воспитывают двое: мама и папа. Женщина готовится стать матерью целых 9 месяцев, она изначально любит своего малыша как часть себя, поэтому к рождению ребенка она психологически более готова, чем мужчина. Мужчина становится папой буквально за 1 день, когда ему вручают сверток и говорят: «Теперь ты папа, будь добр полюби и воспитай».

В чем же заключается роль папы в семье?

Мать действует на ребенка лаской, добротой, тем самым воспитывает гуманистические черты характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости - это забота отца. Матери играют с детьми в нежные спокойные игры, отцы же устраивают непредсказуемые энергичные игры: «бокс», «футбол», «борьба» и др. В таких играх детям особенно нравятся проявления физической силы (они чувствуют себя сильнее!) и их неожиданность. «Мужские» игры улучшают реакцию детей, снимают нервное напряжение и заряжают положительными эмоциями. Отец является для ребенка важной ролевой моделью. Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец своим примером.

«Сын, ведь мы с тобой мужчины», - тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

Именно в общении с ним, подражая ему, мальчик учится быть мужчиной: с раннего детства ребенок подражает отцу во всем – мимике, жестах, речи и прежде всего в отношении к матери. Отношение отца к матери определяет характер отношения его сына к девочкам. Очень часто мальчики, лишенные отцовского внимания, - недостаточно зрелые, несамостоятельные дети, склонные к агрессии и коварству. Влияние отца делает ребенка дисциплинированным, честным, обязательным и ответственным. Без внимания отца мальчик, повзрослев, не сможет передать своему будущему сыну адекватный опыт поведения.

У девочки на примере взаимоотношений отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Она узнает, как мужчины относятся к женщинам, невольно учится понимать природу мужчины. Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности. Когда папа говорит, что «его доченька - умница и красавица», он формирует уверенность в себе. Недостаточная отзывчивость отцов порождает у девочек неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.



Предварительный просмотр:

«Спи, моя радость, усни…»
(О чем может рассказать поза спящего ребенка?)

Оказывается, поза спящего человека может рассказать о его психологическом состоянии! Итак, ребенок уснул, посмотрите внимательно на его позу.

1. Лежит на спине в центре кровати, руки и ноги раскинуты, расслаблены. Руки по бокам или на уровне головы, могут быть немного согнуты в локтях. Голова слегка запрокинута. Поза "открытая", так спят младенцы, и не зря. Такая поза говорит о душевном комфорте, ребенку хорошо и уютно в окружающем его мире, он уверен в себе и в близких.

2. На боку - еще одна хорошая поза: колени слегка согнуты, руки под щекой или слегка согнуты, конечности лежат симметрично. Такая поза говорит о физиологическом комфорте, ощущении надежности, уравновешенности. Ребенок вполне приспособлен к условиям окружающего мира.

3. На животе, ноги вытянуты, руки по бокам или на уровне, выше головы. Поза рассказывает о ранимости и уязвимости ребенка. Он не любит неожиданностей, старается контролировать (скрывать) свои эмоции. Сон в такой позе по диагонали кровати говорит о еще большем стремлении ребенка защититься от внешнего мира.

4. На коленях: ребенок поджимает ножки, голова оказывается ниже, попа - выше. Эта поза - сигнал протеста. Либо ребенок до последнего сопротивлялся засыпанию, либо не согласен с каким-то жизненным событием.

5. "Калачиком": поза на боку, лицо спрятано, руки и ноги поджаты, ребенок может укутываться или накрываться с головой одеялом. Такая поза - признак высокой тревожности, беспокойства, незащищенности, ранимости, стремление спрятаться от проблем и неприятностей. Чем больше "сжата" фигура, тем сильнее эмоциональное напряжение.

Другие особенности поз:

  • ребенок как будто ухватывается ногами за постель - признак сопротивления жизни;
  • ноги сильно подогнуты в любой позе - не позволяет себе расслабиться, как будто готов проснуться и сразу бежать;
  • руки, сжатые в кулаки, в замок - знак обороны;
  • одна рука расслаблена, другая сжата - возможен конфликт с кем-то из окружающих;
  • ребенок как будто отгораживается, закрывается руками - в реальной жизни он не хочет чего-то видеть, слышать, ощущать, это поза защиты;
  • ребенок, спящий в обнимку с игрушкой, легкораним, эмоционален, нуждается в ласке и внимании близких.

Внимание! Перечисленные выше позы сна и их расшифровка актуальны для детей примерно от двух лет, т.к. до этого возраста сохраняются физиологически обусловленные позы. Например, согнутые ручки и ножки, сжатые пальчики у младенца, сон на животе у двухлетнего малыша, сон по диагонали кровати у полуторагодовалого малыша (у многих дошколят он сохраняется примерно до 5-6 лет) - совершенно нормальны и не читаются как тревожные признаки.        

                                              По материалам О. Анисимович

                                                          (детский портал «Солнышко»).



Предварительный просмотр:

        Развиваем речь ребенка        

1. Важно развивать движения артикуляционного аппарата (мышцы щек и языка).

  • Предлагайте ребенку почаще жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо, чтобы челюстные мышцы были достаточно сильными.
  • Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот, научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую, языком упираться в щеку. Полезна артикуляционная гимнастика, например,

Язычок умывает губки – облизываем губы по кругу,

Язычок чистит зубки – водим языком по верхним зубам, потом по нижним,

Язычок делает зарядку – тянем язычок вверх-вниз,

Язычок балуется – быстро болтаем языком вверх-вниз.

2. Не забывайте развивать и мелкую моторику - ребенок как можно больше должен работать своими пальчиками, поскольку мелкая моторика тесно связана с работой головного мозга. Дети должны заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, выстриганием ножницами.

Можно делать ребенку массаж пальчиков сверху – вниз вращательными движениями, делать упражнения с мячиком-ежиком (катать его по ладони по кругу и вперед-назад, крепко сжимать его в руках), предлагать ребенку одной рукой собрать в кулачок носовой платок (без помощи другой руки), играть в пальчиковые игры.

3. Необходимо закреплять произношение различных звуков в речи ребенка с помощью чистоговорок (Ра-ра-ра – начинается игра, ри-ри-ри – прилетели снегири и т.д.) и скороговорок (Сорок сорок съели сырок и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"

Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...

Игры с детьми раннего возраста в адаптационный период. Консультация для молодых воспитателей групп раннего возраста.

Ни для кого не секрет, что поступление ребенка в дошкольное учреждение - процесс сложныйдля малыша. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се

quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...