консультация для родителей "Игра-школа нравственного поведения"
консультация (средняя группа) на тему

Попова Елена Анатольевна

Материал будет полезен родителям и педагогам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-shkola_nravstvennogo_povedeniya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - школа нравственного поведения

Игра в жизни ребенка важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию, к осмыслению впечатлений окружающей жизни. Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Недаром игру считают одной из форм организации детской жизни. Она наполняет жизнь ребенка интересным содержанием, организует и регулирует его поведение. Дети, которые много и сосредоточенно играют, меньше шалят, растут более организованными, дисциплинированными. Дети дошкольного возраста играют в разнообразные игры: подвижные, сюжетно-ролевые. Игра - важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность (казалось бы, не характерную для дошкольников) к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует правила игры. Подчиняясь правилам игры, ребенок способен отказаться от желаемого, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как этого требует игра. В игре ребенок поставлен перед необходимостью подчинять свое личное коллективу. Если надо, то и управлять собой - умерять свое нетерпение, быть дисциплинированным. Строптивый, неуживчивый должен подчиниться требованиям водящего, импульсивный - проявить выдержку, не умеющий действовать согласованно с другими ребятами - считаться с правилами игры, подобные действия, связанные с ограничением желаний, ребенок осуществляет удовольствием. В этом особая сила воздействия игры на волевую сферу ребенка. В игре, как ни в какой другой деятельности, шлифуются черты личности и формы поведения.

Воспитывающее значение игры проявляется в полной мере, когда руководят ею взрослые. Чтобы руководить детской игрой, требуется такт, рвение определить меру вмешательства в игру, видеть, как ведут себя дети в игровых ситуациях: доброжелательны ли они, не ссорятся ли, проявляют ли товарищество, вежливость, как разрешают спорные случаи и т.д. Нельзя допускать, чтобы дети проявляли в игре жестокость, агрессию. Если игра приняла отрицательный характер, а ваша попытка переключить ее не увенчалась успехом, то надо потребовать от детей игру прекратить, разъяснив, почему так нельзя себя вести.

Маленькие дети и старшие дошкольники играют по-разному, поэтому руководство их играми различно. Чем меньше ребенок, тем активнее роль Взрослого. Чем старше ребенок и совершеннее его игровая деятельность, тем сильнее побуждать его к объединению в совместных играх с другими детьми. Руководство взрослого направлено на то, чтобы дети играли дружно, не ссорились. При необходимости надо помогать им, налаживать хорошие взаимоотношения, подсказывать, чтобы уступали друг другу, делились игрушками, умели подождать, если кто-то не успел выполнить некоторые действия игры, и т.п. Полезно вводить правила, способствующие выработке у детей умения ждать, уступать.

Старшие дети объединяются в игры с большим количеством играющих, это характерно для детей, посещающих детские сады. Значит, в семье надо постараться создать соответствующие условия для таких игр. Пусть ваш дом гостеприимно распахнет двери для сверстников вашего сына или дочери. Приобщайте его к играющим, когда он гуляет во дворе или в сквере, проводит вместе с вами отпуск на даче, в деревне, семейном пансионате. Задача родителей - содействовать возникновению коллективных игр, эффективному средству формирования у ребенка умения налаживать отношения с окружающими.

Усвоению норм нравственности содействуют правила, которые необходимо соблюдать в организации и процессе игровой деятельности, старший дошкольник должен знать, что играть в шумные игры, когда взрослые отдыхают или заняты своими делами, не полагается. Пример: В это время лучше играть тихие игры. Катя и Лена играют в мяч в коридоре. Мяч часто залетает то на кухню, где готовит мама, то в комнату, где занимается брат-старшеклассник. Девочкам сделали замечание, они закрыли двери на кухню и в комнату. Однако шум, смех, возня с мячом не дают брату сосредоточиться. Он строго сказал девочкам: - Пока я занимаюсь, поиграйте, пожалуйста, в тихую игру. Его поддержал и отец. Но мать возразила. - Пусть дети резвятся! Все нельзя да нельзя, а когда же можно? У нас, взрослых свои дела, а у детей свои. - Но дети должны считаться с нами, - настаивает отец.  Кто же прав?

В подобных случаях единственно правильное решение: переключать детей на игры, требующие от них сосредоточенности и тишины. Это приучает ребенка уважать дела старших, вырабатывает в нем деликатность, умение определять, во что играть, подчиняя свой замысел удобствам окружающих. Надо объяснять ребенку, в какие игры можно играть дома, а в какие - на прогулке в сквере, а не в помещении, где небольшое пространство и можно что-то разбить или испортить. Культура игровой деятельности во многом зависит от условий, в которых развертывается игра, поэтому у ребенка дома должен быть специально выделенный уголок. Если имеется отдельная комната для ребенка, то в ней водится значительное место для игр. Обычно это самое удобное и хорошо освещенное, защищенное от сквозняков и удаленное от отопительных приборов место. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое суждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости.

Подвижная игра требует от ее участников умения действовать по правилам: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим, и т.п. Это требует от ребенка внимания, выдержки, дисциплинированности, умения взаимодействовать с коллективом играющих. Любая игра требует от ее участников соблюдения игровых законов, иначе игра распадается. Правила помогают сохранить и развернуть игру, обязывают всех ее участников действовать согласованно. Так ребенок незаметно для себя учится вести себя в коллективе сверстников. В процессе игр, требующих согласованности во взаимодействии с партнерами, ребенок приучается быть организованным, дисциплинированным. Ребенка, вступающего в игру, знакомят со следующими правилами:

  • прежде чем начать игру, подумай, во что будешь играть и с кем, что понадобится для игры;
  • уважай тех, с кем играешь;
  • честно соблюдай правила игры, умей подчиняться мнению большинства;
  • если хочешь включиться в общую игру, вежливо спроси об этом у играющих;
  • проявляй справедливость при выборе водящего;
  • в ходе игры при необходимости умей ждать, уступать, оказывать помощь;
  • не играй в шумные игры там, где занимаются или отдыхают взрослые или спит маленький ребенок: ты нарушаешь их покой;
  • в подвижные, шумные игры (с мячом, в бадминтон, в хоккей, в прятки, салочки и др.) в помещении играть нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Воспитание привычек нравственного поведения детей

Консультация для родителейВоспитание привычек нравственного поведения детей Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагог...

Консультация для родителей "Игра- школа нравственного поведения".

Игра – важное воспитание моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникает в них чувствами и делами, проходит своеобразную школу ...

Консультация для педагогов. «Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения дошкольников».

Консультация для педагогов.«Художественная литература как средство формирования социально - нравственного поведения  дошкольников».Умение правильно воспринимать литературное произведение не прихо...

Консультация: «Художественная литература - средство формирования социально-нравственного поведения детей»

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к осмы...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....