Главные вкладки

    Речевой этикет для малышей
    консультация (младшая группа) на тему

    Павлова Надежда Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etiket_dlya_malyshey.docx25.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детско-родительский клуб «Этикет для малышей»

    Консультация родителей.

    Совместная деятельность с родителями и детьми младшего возраста.

    Речевой этикет для малышей

    Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе - как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей. Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

    Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Вот простейшая формула речевого этикета:

    • Думай, кому говоришь.
    • Что говоришь.
    • Где говоришь.
    • Зачем говоришь.
    • Какие из этого будут последствия?

    С позиции решения данной формулы необходим личностно ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

    Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

    Владеть речевым этикетом-значит:

    - знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;

    - осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;

    - обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;

    - соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

    Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса - развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

    К ним относятся:

    1. четкая дикция и правильное произнесение слова;
    2. выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;
    3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
    4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
    5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
    6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
    7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
    8. умение доказательно обосновывать свои утверждения.

    Цель: актуализация знаний о правилах речевого этикета.

    Задачи:

    • закреплять умения бережного отношения к собеседнику в разговоре;
    • повторять правила ведения беседы;
    • побуждать к употреблению вежливых слов;
    • формировать уважительное и тактичное отношение к взрослым и сверстникам;
    • формировать дружеские отношения между детьми;
    • воспитывать чуткое отношение к товарищам

    Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

    Презентация на тему: «Этикет для малышей» прикладывается на электронном носителе.

    Ход занятия

    1

    Вводная часть

    Слайд № 1

    Педагог - психолог:

    Обращаюсь к вам, друзья,
    К тем из маленьких ребят,
    Кто собрался в детский сад
    Соблюдайте тишину,
    Я рассказывать начну.

    - А помогут нам зверята-малыши.

    Отправимся к ним в гости.

    2

    Основная часть

    Слайд № 2

    Все при входе в детский сад

    Громко "здравствуй" говорят.

    - Как можно поприветствовать друг друга?

    Приветливо здоровайся и прощайся со взрослыми и детьми.

    Слайд № 3

    Не забудь слова прощания:

    "До новой встречи", "до свидания"

    Говорить при расставании.

    - Какими словами можно попрощаться?

    При окончании встречи говори слова расставания: "до свидания", "до новой встречи".

    Слайд № 4

    Приятно слышать всем в ответ

    Благодарность за обед.

    - Какие слова благодарности ты знаешь?

    Выходя из-за стола, не забывай поблагодарить за вкусный обед.

    Слайд № 5

    Есть волшебные слова:

    "Спасибо" и "пожалуйста".

    Говори их без конца,

    Всегда, мой друг, пожалуйста.

    - Что нужно ответить, если тебя поблагодарили?

    В ответ на слово "спасибо" обязательно говори "пожалуйста".

    Слайд № 6

    Если в гости ты пришел,

    Себя спокойно ты повел,

    Разговор ты поддержал -

    Значит, вежливым ты стал.

    - Как ты ведёшь себя, когда приходишь в гости?

    В гостях будь вежливым, веди себя спокойно, научись поддерживать разговор.

    Слайд № 7

    Не вини других в делах не очень-то достойных.

    Умей признаться в них, дружок, и извинись спокойно.

    - За что бельчонок просит прощения у белки?

    Если вы нечаянно совершили не очень хороший поступок, обязательно извинитесь.

     

    Динамическая пауза.

    Начинается разминка.
    Встали, выровняли спинки.
    Вправо-влево наклонились,
    И еще раз повторили.
    Приседаем все по счету,
    1, 2, 3, 4, 5.

    Это нужная работа -
    Мышцы все тренировать.
    А теперь рывки руками
    Выполняем вместе с нами.

    Слайд № 8

    Ты в общественных местах

    Говори негромко.

    Ведь в общественных местах

    Ведут себя спокойно.

    - Куда пришли наши зверята? Почему нельзя шуметь в музее?

    В общественных местах веди себя сдержанно, разговаривай негромко.

    Слайд № 9

    Ты друзей не обижай,
    Вместе с ними ты играй.
    Обидно их не называй,
    А имена запоминай.

    - Почему обиделся мышонок? Что нужно сказать его друзьям, чтобы продолжить игру?

    Старайся не обижать друзей злыми словами, не говори обидных прозвищ.

    Слайд № 10

    Ты во взрослых разговор не влезай,

    Говорящего ни в коем случае не перебивай.

    - Правильно ли поступит малыш, если помешает разговору взрослых?

    Не перебивай говорящего, не вмешивайся в разговор взрослых.

    Слайд № 11

    Если просишь ты о чем-то,

    Говори "пожалуйста" очень четко.

    - Какие слова говорит щенок своему папе?

    Обязательно говори "пожалуйста", когда просишь о чем-либо.

    3

    Заключительная часть

    - Поблагодарим зверят за помощь.

    А теперь скажите, ребята
    Из детского сада,
    Какими надо быть,
    А какими быть не надо?

    (Ответы детей о правилах речевого общения).

    Детки в садике живут,
    Здесь играют и поют,
    Вместе спорят и мечтают,
    Незаметно подрастают.
    Этикет здесь изучают,
    Правила общения закрепляют.

    Педагог – психолог Павлова Н.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    этикет для малышей

    в данной работе предоставляются советы родителям в формировании эстетического восприятия детей....

    Тематический проект «Этикет для малышей».

    Благодаря этикету мы знаем, как принято вести себя среди людей, как поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями. Этикетное поведение всегда связан...

    Этикет для малышей.

    Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, что отражалось в пословицах: «Доброе слово лучше богатства», «Доброе слово лечит, злое – калечит».Быть добрым легко и в то же время, совсем не просто....

    Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

    статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

    Речевой этикет: особенности речевого этикета

    Где бы мы с вами не находились-на улице, дома, в офисе, в поездке мы ежедневно и многократно здороваемся и прощаемся, благодарим и извиняемся, поздравляем и соболезнуем, просим и предлагаем, приглашае...