Примерная методика организации родительского собрания для родителей детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

педагоги дошкольной образовательной организации ежедневно общаются с детьми и родителями, видят их проблемы, трудности, а также положительный или негативный опыт каждой семьи. Одна из задач педагога при общении с родителями - раскрыть им важные особенности и стороны психического, физического, нравственного развития, помочь им вырастить гармоничную развитую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_metodika_organizatsii_rodit._sobraniya.docx148.09 КБ

Предварительный просмотр:

Примернаhttp://sdou2.ru/assets/images/art_gim/236555(1).jpg

               

Родительское собрание для родителей детей дошкольного возраста

 «Это мой ребенок!».

Подготовил: воспитатель 1 категории, Акпарова О.Г.

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым.

Оскард Уайльд.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с возрастными особенностями ребенка дошкольного возраста;
  2. Показать необходимость индивидуального подхода при обучении и воспитании ребенка;
  3. Разработать рекомендации по выработке стиля поведения и воспитания родителя с ребенком.

Участники педагогического взаимодействия: педагог (воспитатель), родители воспитанников ДОО, педагог – психолог.

Предварительная работа:

  1. Изучение и анализ методической и научной литературы по проблеме собрания;
  2. Разработка тестов и анкет по теме собрания;
  3. Анкетирование родителей;
  4. Анализ поведения и успеваемости детей.

Оборудование и материал: разноцветные жетоны, листы бумаги, ручки, карандаши.

Ход родительского собрания.

Организационная часть.

Методика «Цветная», которая позволить разделить родителей на группы. При входе, каждый родитель должен взять жетон красного, синего, зеленого или желтого цветов. Занимает место согласно данному цвету.

Основная часть.

Вступительное слово педагога, педагога – психолога. Педагог предлагает родителям выполнить упражнение «Снежинка». Перед родителями лист бумаги. Предлагается складывать лист бумаги так, как говорит педагог. Обязательное условие – не смотреть на то, как выполняют упражнение другие родители. После того, как упражнение закончено, педагог предлагает найти родителям одинаковые снежинки: «Нашли? Почему?». Вывод: также и дети – они разные, у них различные способности, возможности, интересы. Далее проводиться методика «Снежный ком». Каждая группа родителей (которая получилась при ранжировании по методике «Цветная») должны назвать наиболее важные индивидуальные и возрастные особенности ребенка дошкольного возраста. Сообщение педагога по теме «Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста» (Приложение 1).

Психологический практикум. Анкетирование родителей «Способности моего ребенка» (Приложение 2).

Групповая дискуссия. Совместная работа педагога и педагога – психолога с родителями: «Расскажите о своих проблемных ситуациях, в которых вы не знаете, как поступить с ребенком. Мы все вместе обсудим и постараемся найти решение». Обсуждение родителей с психологом и педагогом возникшие проблемы.

Рефлексия.

Методика «Телеграмма». Родителям предлагается на чистых листах написать телеграмму кому – либо, отражая свои впечатления, пожелания и ощущения от проведенного родительского собрания.

Решение родительского собрания.

Заключительное слово педагога – психолога. Подведение итогов родительского собрания педагогом. С целью закрепления материала, можно предложить раздать родителям памятки по изученной проблеме.

Пример памятки.

Уважаемые родители! Мы надеемся, что придерживаясь наших рекомендаций, вы сможете развить у ребенка его индивидуальность.

  1. Обязательно учитывать, при организации воспитательно – образовательного процесса, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, базируясь на советы и рекомендации педагога и психолога.
  2. Изучать психолого – педагогическую литературу о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
  3. Формировать у ребенка навыки осмысленного осуществления своих действий.
  4. Учить ребенка находить разные варианты достижения поставленной цели.
  5. Формировать чувство долга перед собой и окружающими.
  6. Спокойно аргументировать свои требования и правила.
  7. Старайтесь всегда замечать и отмечать достижения и успехи своего ребенка.

Таким образом, мы рассмотрели примерную методику организации родительского собрания для родителей младших школьников, разработали рекомендации по теме собрания, анкетирование. Раскрыли возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Приложение 2.

Анкета «Спсобности моего ребенка» де Хаан и Коф .

С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.

Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;

4 балла – выражено выше среднего;

3 балла – выражено средне;

2 балла – слабо выражено;

1 балл – совсем не выражено.

Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области.

Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1. На занятиях все легко и быстро схватывает.

2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.

3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.

4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.

6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.

9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.

10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.

11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.

13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.

15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).

2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.

3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.

4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

5. Интересуется актерской игрой.

6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.

8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился.

9. Пытается выяснить причины и смысл событий.

10. Проводит много времени над созданием собственных "проектов": конструированием, построением, собиранием.

11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Любит писать рассказы и стихи.

8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.

3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.

6. Пластичен и открыт всему новому, не "зацикливается" на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы "на поиск".

6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

4. Бегает быстрее всех в классе.

5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы. Играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол) Матвеева Л. Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты [Текст] / Л. Г. Матвеева. – Челябинск, 2003. - 389 с.

Список использованных источников и литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»  № 273-ФЗ от  21.12.2012 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/44/, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Аптикиева,  Л. Р. Семья как фактор личностного развития ребенка / Л. Р. Аптикаева [Текст] //ВЕСТНИК ОГУ. – 2014. -  №7. – С. 163 – 165.
  3. Бабенко А. С. .Большой толковый словарь русских существительных [Текст] / А. С. Бабенко. – М.: «АСТ-Пресс Книга»,  2009. – 371 с.
  4. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности [Текст] / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации. - 2011. №10.  — С. 124-127.
  5. Бордовская Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для для студентов вузов /  Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – М.: «Академия», 2005. – 341 с.
  6. Буцанова, Я. М. Педагогические особенности организации взаимодействия учителя начальных классов с родителями учащихся [Текст] / Я. М. Буцанова // Начальное образование. – 2009. - №4. – С. 26 – 30.
  7. Варламова А.Я. Педагогика: учебно-методическое пособие[Текст] / А. Я. Варламов, П. В. Кирилов. - Волгоград: «ВолГУ», 2004. - 76 с
  8. Гавров С. Н., Воспитание как антропологический феномен: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ С. Н. Гавров. – М.: «Академия», 2010. – 284 с.
  9. Галина А. И. Формы и методы взаимодействия учителя с родителями младших школьников [Текст] / А. И. Галина // Первое сентября. – 2012. - №6. – С. 43 – 49.
  10. Гинот Х. Г. Воспитай счастливого ребенка [Текст] / Х. Г. Гинот. – М.: «Академия», 2005. – 194 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в группе детей дошкольного возраста с 4до 5 лет "Семейные традиции"

Цель: создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия между родителями и воспитателями.Задачи: познакомить родителей с ФГОС ДО, помочь им в духовно-нравс...

Родительское собрание "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Главная цель разработки-вооружить родителей знаниями и практическими умениями в области развития речи детей дошкольного возраста....

Сценарий нетрадиционного родительского собрания «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Сценарий нетрадиционного родительского собрания«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей дошкольного возраста.Проведём...

Конспект родительского собрания с родителями среднего дошкольного возраста.

Конспект родительского собрания с родителями среднего дошкольного возраста."Особенности и проблемы речевого развитияу детей средней возраста" " Перессказ"....

Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Родительское собрание совместно с детьми. Матемриал будет полезен воспитателям детских садов....

Родительское собрание "Логическое мышление детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей или выступление на родительском собрании, дающее понятие, что такое детская логика и как её можно развивать....

« МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интер...