Творческий проект «Фольклор детям»
проект (средняя группа) по теме

Башкина Елена Николаевна
В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

 Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, видим их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_1.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект «Фольклор детям»

Постановка проблемы:

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

 Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, видим их живой интерес к этому процессу и познавательную активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Проектирование проекта

I этап: подготовительный

 Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой

Целью проекта является освоение детьми фольклорного наследия, как самобытной целостной системы гармоничного и творческого развития личности средствами воспитательно-образовательной м музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Формировать у детей понятие о русском народном фольклоре: песнях, играх, потешках, закличках.
  2. Развивать у детей желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора
  3. Дать представление о роли устного народного творчества в жизни людей, его взаимодействии с другими видами искусства.
  4. Воспитывать умение слушать и понимать фольклор, эмоционально откликаться на него.
  5. Развивать связную речь, мелкую моторику,  образно-сценические навыки.         
  6. Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной деятельности.
  7. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
  8. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проекта.
  9.  Создавать условия для активного использования опыта детей в их творческой деятельности.

Участники проекта: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатель, дети средней группы, родители.

План- схема проекта:

Тема и её происхождения: обращение воспитателя за советом о народных хороводных играх.

Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: жанры фольклора, разнообразие музыкальных инструментов, хороводные игры, народные игры.

Вопросы: В какие хороводные игры можно поиграть? Что же такое детский фольклор?

Предполагаемый результат:

 В результате реализации проекта дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками)  с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и народными играми.

Проект реализовывается через систему групповых и индивидуальных занятий с детьми, через презентацию для родителей развлечения «Делу время, потехе час», праздника «У околицы», через мастер-класс для педагогов «Народное творчество в жизни детей».

Материал: аудиокассеты с записью музыкальных произведений; видеозаписи мультфильмов серии «Гора самоцветов»; музыкальные инструменты; картины с изображением русского быта; дидактические и развивающие игры по теме; картотека народных игр; картотека хороводов, народных игр, закличек, колыбельных; элементы народных костюмов для театрализации, мультимедийные презентации: «В мире музыкальных инструментов», потешки «Два весёлых гуся», просмотр видеосюжетов с народными танцами.

Ожидаемые результаты: расширение представления детей о разнообразии русского народного творчества, развитие творческой активности, раскрытие индивидуальных свойств и качеств личности ребенка, формирование умения детей играть в русские народные подвижные игры, использование песенок, закличек, считалок в самостоятельной деятельности детей.

Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, инструментами, сделанными руками детей, дидактическими играми; внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта; обогащение атрибутикой для музыкального творчества.

Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта

Приобретение методической литературы

II этап - организационный

Разработка плана проекта.  

Подбор музыкальных народных игр

Приобретение дидактических игр и народных музыкальных игрушек

 Изготовление обучающих и игровых пособий.

Разработка сценариев развлечений, вечеров досуга, кукольных представлений, игр-посиделок, игр-драматизации, праздников.

III этап практический

Реализация воспитательно-образовательных задач по теме проекта.

Создание видеосюжетов, презентаций

IV этап заключительный

Праздник «У околицы»

Создание фотоальбома «Народное детское творчество»

Реализация проекта

Совместная деятельность с детьми

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Осень: Народный календарь. Осень. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки, заклички, приговорки. Песни-попевки: « Ванька комарок»,  « Паучок», «Улитка», «Божия коровка», «Дождик-дождик»

Подражание звукам природы: ветер, голоса животных, птиц, насекомых. Народные игры: « У  медведя», « Заинька»,   «Шла коза».        

Вокальные упражнения: «Горка», «Паровоз», «Пузырь»,  «Дверь» и т.д. Упражнения на различные интонации. Ритмические упражнения: «Эхо», «Передай другому»        

Слушание с музыкальным сопровождением: «Скок - поскок»,  «Коровушка»

Знакомство с народными инструментами: бубен, ложки

Народные сказки о животных.

 Разучивание считалок.

Игры-инсценировки по потешкам, прибауткам.         

Показ кукольных сказок

Зима: Народный календарь. Зима. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки, заклички.  Колядки. Песенки проводов зимы.

Народные сказанья и поверья. Знакомство со сказочным персонажем: Баба- яга, Игра «Бабка ёжка»

Народные игры: « Жмурки», « Снежная баба», « Дядька Трифон» и др.        

Освоение различных приемов игры на деревянных ложках: «тарелочки», «пирожки», «лошадки», в сочетании с ритмичными различными рисунками.        

Элементы народного танца. Хоровод: «Круг», «Змейка»,  «Капустка», «Улиточка», « Ниточка-иголочка».        

Слушание с музыкальным сопровождением:  «Светит месяц», «Ах вы сени, мои сени».

Игра-посиделки «В гостях у бабушки загадушке»

Весна: Народный календарь. Весна. Беседа о природе. Поговорки, приметы, загадки. Веснянки. Приобретение навыков игры на глиняных свистульках.        

Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки».        

Разучивание весенних песен: «Веснянки», «Жаворонки»,   «Батюшка Егорий», « Вербохлест», и др.        

Разучивание частушек.

Ритмичные упражнения с ложками. Знакомство с народными инструментами: дудочка, флейта.        

Элементы народного танца. Свободное, раскованное движение рук и ног  одновременно, под музыку.        

Инсценирование песен: «Пойду ль, выйду ль я», «Во поле береза стояла».

Совместная деятельность с родителями

1. Пополнение музыкального уголка шумовыми инструментами.

2. Изготовление костюмов, атрибутов к праздникам и развлечениям.

3. Совместное разучивание песен, прибауток скороговорок, чистоговорок, прибауток, шуток, перевертышей.

4. Оформление «Полочки народного декоративно- прикладного искусства».

5. Совместное участие в творческих мероприятиях.

6. Украшение группы, музыкального зала к развлечениям и праздникам.

7. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам приобщения к народному творчеству.

Совместная деятельность с педагогами ДОУ

1. Методические рекомендации для работы по данной теме.

2. Привлечение воспитателей к слушанию, разучиванию песен.

3. Поиск методической литературы.

4. Составление картотек детского фольклора в группах

5. Мастер-класс «Народное детское творчество»

Реализация проекта в группе.

Физическое развитие:

  • Использование потешек, прибауток при проведении  утренней гимнастики.
  • Использование русских народных игр на прогулке и физкультурных занятиях.
  • Использование танцевальных движений на физминутках.

Социально-личностное развитие:

  • Инсценировка песен, музыкальных сказок.
  • Знакомство с предметами русского обихода: самовар, чугунок, веретено, прялка.
  • Знакомство с элементами русского костюма.
  • Рассматривание картин русского быта.

Познавательно-речевое развитие:

  • Разучивание потешек, прибауток, колыбельных, хороводов.
  • Просмотр сказок «Гора самоцветов».
  • Проблемные ситуации: «О чем поют ложки?», «Чья это песенка?», «Как выросла дудочка?», «Какое у меня настроение?».
  • Составление описательных рассказов о музыкальных инструментах.
  • Игра-занятие «Ищем музыку».
  • Игры «Угадай по звучанию», «Угадай по описанию».
  • Экспериментирование со звуками и музыкальными инструментами.
  • Беседы: «Мой любимый музыкальный инструмент», «Как Машу спать уложить».
  • Интервьюирование: «Что вы чувствуйте, слушая музыку?», «На каком инструменте вы бы хотели сыграть?».
  • Создание мнемотаблиц «Какая бывает музыка?

Художественно-эстетическое развитие:

  • Роспись ложек, матрешек.
  • Тестопластика : «Бублики к чаю».
  • Пение русских народных песен, хороводов, колыбельных.
  • Игра на музыкальных инструментах.
  • Разучивание музыкально-ритмических движений.
  • Рисование музыкальных инструментов.

Итог проекта: Праздник  «У околицы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 1...

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2

Презентация проекта "Фольклор - детям" часть 2...

Творческий проект «Фольклор – душа народа»

Фольклор народов  – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа являет...

«Формирование национальной культуры через татарский народный фольклор». Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Задачи: приобщение к татарскому народному фольклору (песням, играм, потешкам, закличкам, пословицам, поговоркам, сказкам); пополнение знаний о национальном костюме(тубэтэй, калфак, читек, чулпы), та...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Творческий проект для детей средней группы «Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию и ручной труд»

Дошкольник – большой исследователь, изобретатель и экспериментатор. Окружающий мир он познает благодаря именно этим способностям. Взрослому следует развивать познавательную деятельность детей, ч...

Творческий проект "Фольклор - душа народа"

Проект для расширения кругозора детей и воспитания уважения к русской народной культуре....