Деловая игра "Ребенок на пороге школы"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Паршакова Лидия Александровна

Обучение в школе и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей развития детей в интеллектуальной, личностной и волевой сферах. Первыми учителями будущих первоклассников являются родители, с каким настроем ребенок пойдет в школу от этого и будут зависить их успехи в школьном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_rebenok_na_poroge_shkoly.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр», с.Лопхари

дошкольное отделение

ДЕЛОВАЯ ИГРА

для родителей выпускников ДОУ

«Школа для дошкольников»

Подготовила:

старший воспитатель Паршакова Л.А.

с.Лопхари

Февраль, 2016г.

Цель: Создание условий для облегчения адаптации в школе.

Задачи:

  • Определить наиболее важные психологические характеристики ребёнка, который достаточно хорошо подготовлен к обучению в школе.

Подготовительный этап:

  • Памятка для родителей «Мышление и речь»
  • Консультация для родителей «О готовности к школьному обучению»

Участники игры:

  • ведущий
  • родители выпускников ДОУ
  • Воспитатели ДОУ

Правила игры:

  • В игре нет зрителей, все участники.
  • Ведущий задаёт вопрос. В группах идёт обсуждение. Затем представитель от каждой группы высказывает мнение группы по данному вопросу.
  • Выступления должны быть корректными, мнение каждого участника заслуживает уважения.

Ход игры

Ведущий: Добрый вечер дорогие родители и гости нашей деловой игры. Ваши детки будущие первоклассники. В школе им предстоит многое: выучить буквы, научиться читать и писать, отвечать на вопросы учителя. И очень важно помочь детям, преодолеть этот тяжелый период школьной жизни, и первыми помощниками будете вы уважаемые родители. Сегодня мы пригласили вас разобраться в этом вопросе, мы расскажем как лучше и правильно подготовить ребенка к школе. А для начала мы проведем разминку. Прикрепите друг другу на спину листы бумаги. Сейчас вы будете свободно, спокойно передвигаться под музыку, используйте всё пространство зала, можете общаться друг с другом. Постарайтесь поставить автограф как можно большему количеству участников игры. Однако в любой момент я могу выключить музыку и сказать: «Соберитесь в команды по 2, 4, 3, человек». Вам надо оказаться именно в такой группе, взявшись за руки и образуя круг. Постарайтесь не остаться один. В конце игры образуются 2 команды.

Ведущий: В этих командах Вы будете продолжать работать.

Обучение в школе и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей развития детей в интеллектуальной, личностной и волевой сферах. Рассматривая интеллектуальную готовность, необходимо особое внимание обратить на уровень развития речи ребенка. Старший дошкольник способен общаться на уровне контекстной речи – той, которая понятна без восприятия самой обсуждаемой ситуации. Контекстная речь формируется по мере того, как ребенку приходится рассказывать о том, что незнакомо собеседнику. Уровень развития речи к концу дошкольного возраста должен позволять ребенку свободно выражать свои мысли, грамотно строить фразы, понимать и воспроизводить услышанную речь вне опоры на наглядную ситуацию.

Новообразованиями в личностной сфере становятся наличие потребности ребенка в общении и взаимодействии со сверстниками, определенный уровень его мотивационного развития, готовность и способность выполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, положительное отношение к школе.

Важные изменения происходят к концу дошкольного возраста и в волевой сфере. Благодаря им ребенок приобретает способность делать не только то, что ему хочется, но и то, что требуют учитель, программа, школьный режим. В это время он уже способен в определенной степени сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих, добиваться достижения поставленной цели, преодолевать трудности, что выражается в произвольном поведении. На эффективность формирования произвольного поведения влияет множество факторов: трудность выполняемых ребенком действий, длительность их выполнения, успех или неудача, мера участия взрослого в организации деятельности.

И для начала я предлагаю вам игру «У кого больше»

У кого больше …

  • Лап – у кошки или попугая?
  • Хвостов – у собаки или лягушки?
  • Ушей – у мышки или свиньи?
  • Глаз – у змеи или крокодила?
  • Зубов – у человека или комара?

Следующее задание «Решение логических задач»

Саша ел яблоко, большое и кислое. Коля ел яблоко, большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое, а что разное? (разный вкус, одинаковый размер)

Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая в книге. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале? (Маша в книге, Нина в журнале)

Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, другой машину. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? (Игорь машину, Толя дом)

Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один дом в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже жили в разных домах. Где жил каждый мальчик? (Алик и Вова в 3, Боря в 2)

Экспресс-опрос

Родители всегда должны быть во всеоружии и я предлагаю вам вопросы:

  • Кто написал сказку «Три медведя»? (Л.Н.Толстой)
  • Кого увидела Машенька в избушке? (никого, медведей не было дома)
  • Кого выгнала лиса из избушки? Назовите сказку? (зайка, «Лиса и заяц»)
  • Сколько пальцев на руках у трех взрослых, одного ребенка и собаки, сидящей на полу? (40)
  • Если мальчик играет в куклы, то это должно настораживать взрослых или нет? (нет)
  • В каком часу дети должны ложиться спать в рабочие дни? (не позже 21.30 в любой день)

Молодцы! Вы замечательно справились с самыми сложными вопросами и по праву считаетесь грамотными родителями.

Задание «Выложи сам»

Команде необходимо собрать из предложенных геометрических фигур дом. Родители выкладывают дом и объясняют свои ответы.

У вас на столах есть карточки, на карточке написана фраза, довольно часто используемая взрослыми. Попробуйте предугадать, как повлияют эти фразы на ребенка. Какие чувства и переживания они вызовут у него? Обсудите свои предложения. Представитель группы отвечает на вопрос.

Карточки с фразами

  • Вот пойдёшь в школу там тебе … Ты, наверное, будешь неудачником, двоечником?

Они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, нежелание идти в школу.

  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты будешь учиться только на пятёрки.

Родительские притязания основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребёнке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе.

  • Учись так, чтобы за тебя не приходилось краснеть.

Такому взрослому кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребёнок. Иными словами взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребёнка: «Только от тебя зависит, придётся мне испытывать стыд или нет, ты несёшь ответственность за моё внутреннее состояние». Чувство вины – на ребёнка взваливается бремя двойной нагрузки – психологический груз может стать причиной невроза.

  • Попробуй мне только сделай ещё раз такую глупую ошибку.

Вызывает унижение, заниженную самооценку – может привести к комплексу неполноценности. У ребёнка, которому постоянно угрожают, могут возникнуть враждебные чувства к родителям.

Вы – родители должны поддержать ребёнка в этот сложный период. Психологический смысл поддержки другого человека состоит в том, чтобы, общаясь с ним, давать ему понять, что вы видите позитивные стороны его личности, на которые он может опереться при ошибках и неудачах. Это значит и то, что следует любить ребёнка не за то, что он красивый, умный, а просто так, за то, что он есть.

Мы поможем нашим детям, если наше отношение к ним будет включать: Принятие, Внимание, Признание (уважение), Одобрение, Теплые чувства.

Карточки с ситуациями

  • Бабушка говорит о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой ребёнок». Воспитатели же отмечают, что девочка не знает многое из того, что знают её сверстники. После объяснения не может выполнить аналогичное задание.

Нужно ли активировать интерес ребёнка к окружающему миру?

  • Мама Вани считает, что её сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе она узнала, что у него нет желания идти в школу.

Будет ли успешным обучение ребёнка в школе?

  • Серёжа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, считать, знал много стихов. Но не смотря на то, что он пошёл в школу с большой радостью, с первых дней учёбы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя, делал много ошибок.

Что послужило причиной неуспеха в школе?

  • Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но всё равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, что в школьном коллективе ей может быть не легко.

Права ли мама в волнениях?

  • Славик очень хочет научиться писать. Он берёт карандаш двумя пальцами, сильно их сжимает, лицо при этом напряжённо краснеет, он пыхтит, губа нижняя закушена. Слава пытается нарисовать маленькую машинку. Вижу, что трудно, до ужаса! А вот здоровенного кота он умеет рисовать хорошо, усы так и разлетаются в разные стороны. Но ведь буквы-то маленькие, как же он будет в школе?

Можно ли учить ребёнка писать письменным шрифтом до школы?

Важно!

Важен не объем знаний ребенка, а их качество.

Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.

Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.

Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включаться.

Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, немногословными, спокойными.

Не пугайте дошкольника будущими трудностями в школе!

Внимание!

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата или сверстниками. Не озвучивайте эти мысли при ребенке, даже если они в его пользу!

Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша!

Особенно хотелось бы  сказать о роли теплой эмоциональной  атмосферы в вашем доме. Её главное условие – дружелюбный тон общения.  Этому послужат несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать атмосферу радости. Зона радости – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком.  Кроме того,  считается, что у творческих родителей – творческие дети. Творите – и будете здоровы.


Памятка для родителей

        Для  поддержания  у  ребенка  нормальной  самооценки  важно:

-безусловно принимать его;

-активно слушать его;

-играть, читать, заниматься вместе;

-не вмешиваться в его занятия, если сам справляется;

-помогать,  когда просит;

-использовать в повседневном общении приветливые фразы: «Я рада тебя видеть», «Хорошо, что ты пришел», «Давай посидим вместе»

Практические рекомендации ( А.Л.Сиротюк)

  • Никогда не сравниваёте детей между собой.
  • Хвалите детей за их успехи и достижения.
  • Вы должны не столько научить ребёнка, сколько развивать у него желание учиться.
  • Помните, что ребёнок может чего-то не знать, не уметь, в чём-то  ошибиться.
  • Лень ребёнка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
  • Для успешного обучения  мы должны свои требования превратить в желания ребёнка.

Анкета для родителей - участников игры (до начала игры).

Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

Вопросы

да

нет

Проблема подготовки ребёнка к школе требует серьёзного отношения?

Как вы думаете, получите ли вы во время игры ценную информацию?

Анкета для родителей - участников игры (по окончании игры).

Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.

Вопросы

да

нет

Подготовка ребёнка к школе  требует более серьёзного отношения, чем мне представлялось

Я получил во время игры ценную информацию.

Участие в игре – попусту потраченное время.

Эта игра полезна всем родителям

Обсуждение анкетирования по окончании игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитанники подготовительной к школе группы на пороге школы.

Для многих родителей воспитанников подготовительной к школе группы стоит вопрос выбора школы. Учитывается ее статус, уровень образования, приоритетные направления в обучении, удаленность от дома и т.д...

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Сценарий деловой игры для родителей подготовительной группы "На пороге школы"

Материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. В нём содержится много интересного и полезного для родителей. Так же интересно и воспитателю будет поиграть с родителями и увидеть, как род...

Родительское собрание «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.

Родительское собрание в подготовительной группе «Семья на пороге школы» в форме деловой игры.Цель:  создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготов...