Консультация Периодизация психического развития
консультация (младшая группа) на тему

Важничина Наталья Ивановна

Периодизация психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periodizatsiya_psih_razvitiya.docx53.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

Термин «кризисы возрастные «был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис - переломный этап онтогенетического развития.

Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.

Особенности кризиса (по Выготскому):

А) временные границы кризиса неотчетливы. В середине кризиса есть резкое обострение - кульминационная точка.

Б) во время кризисов - трудновоспитуемость (не желание учиться, конфликты с окружающими, острые переживания. Но у некоторых детей этого не наблюдается.)

В) негативный характер развития - ребенок теряет интересы, направляющие всю его деятельность, прежние формы внешних отношений и внутренней жизни как бы запустевают.

Кризисы бывают:

Кризис новорожденности

Кризис 1 года

Кризис 3-х лет - фаза упрямства, негативизм, капризности, отрицания (если ты скажешь «да», ребенок скажет «нет»)

Кризис 7-ми лет (открыт раньше всех) - неустойчивость воли, настроений, псих. равновесия. Стремление занять взрослое положение в обществе. Новообразование: самооценка.

Кризис 13 лет

Кризис 17 лет

Динамика изменений:

1) стабильные возраста (микроизменения накапливаются до известного предела, а затем обнаруживаются)

2) кризисы (бурно происходят резкие изменения ребенка; в отличие от стабильных возрастов носят переходный характер)

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутренних переживаний, перестройка, которая отношения ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведение ребенка.

Особенности:

Кризис имеет совершенно разное течение в зависимости от среды.

Кризис представляет собой цепь внутренних изменений ребенка при относительно незначительных внешних.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

возникает разделение действий на ориентировочную и исполнительную части;

ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной;

сама ориентировочная часть возникает из материальной, практической, исполнительной части и носит мануальный или сенсорный характер;

ориентировочная деятельность чрезвычайно интенсивно развивается благодаря усвоению эталонов и образцов поведения.

Л. С.  Выготский определяет социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности. В развитии ребенка  существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.  

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности.

Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

  1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

  1. Младенчество (от рождения до одного года жизни);
  2. Раннее детство (от 1года до 3-х лет);
  3. Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
  4. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
  5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
  6. Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
  7. Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).

Д.Б. Эльконин выделял следующие основные психологические новообразования в развитии ребенка к концу дошкольного возраста:

1. Возникновение первого схематичного образа цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций: «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими. «Красивое не может быть плохим».  

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение главный образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?» Он ответит: «Я большой». Если спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

  1. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.
  2. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Если обучение строится в соответствии с принципами деятельностной теории учения, то уже к концу младшего школьного возраста формируются:

  1. Учебная деятельность и ее субъект.
  2. Теоретическое мышление, которое, в соответствии с теорией В.В. Давыдова, включает в себя:

- содержательную рефлексию, т.е. поиск и рассмотрение значимых оснований собственных действий;

- содержательный анализ, т.е. выделение существенного отношения из частных особенностей;

- содержательную абстракцию, т.е. выделение частного из всеобщей основы;

-содержательное планирование, т.е. построение системы возможных действий и определение оптимальности действия, соответствующего условиям задачи;

- содержательное обобщение, т.е. открытие закономерности или взаимосвязи всеобщего с особенным и единичным.

Все эти достижения и, особенно, поворот ребенка на самого себя («Кем я был?» и «Кем я стал?») в результате учебной деятельности свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду, который завершает детство.

Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка;

в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы);

во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи («модные словечки»).

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности;

желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых;

наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. Это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность.  

Основные линии психического развития по Д.Б. Эльконину

Линии психического развития по Д.Б. Эльконину

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития - переломные моменты развития.

В пределах конкретного возрастного периода имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково. В определенное время его активность направлена на действия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-манипулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребенка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера. Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры он больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ребенок поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Концепция Д. И. Фельдштейна  Периодизация развития личности, основана на идее смены ведущей роли деятельности. Он рассматривал 2 позиции ребенка в отношении с обществом.

1. Я и Общество. Акцент делается на себя. Ребенок стремится выделить себя, противопоставить себя другим, понять свое место в обществе. Эта позиция особенно активно развертывается в те периоды, когда ведущей деятельностью является ориентация в системе отношений (сюжетно-ролевая игра, деятельность общения) - это дошкольный и подростковый возраст.

2. Я в Обществе. Она касается стремления ребенка найти свое место наряду с другими в системе общественных отношений. Поэтому предметно-практическая сторона деятельности, в которой происходит освоение норм социальных отношений, способствует формированию позиции «Я среди других» или «Я в Обществе». Позиция «Я в Обществе» формируется, когда ведущей деятельностью является предметная деятельность - это раннее детство, младший и старший школьный возраст (или ранняя юность).

Активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза.

 Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

В итоге, термин «кризисы возрастные»  был введен Л.С. Выготским, который определял их как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее при смене стабильных периодов и рассматривал это в качестве критериев возрастной периодизации, характерных для конкретного этапа развития. Кризис - переломный этап онтогенетического развития. Кризис случается на стыке двух возрастов. У детей появляются неудовлетворенные потребности, которые появляются в конце каждого этапа психического развития вместе с центральным новообразованием возраста.

Кризисы бывают: кризис новорожденности; кризис 1 года; кризис 3-х лет; кризис 7-ми лет; кризис 13 лет и 17 лет.

Периодизация Д.Б. Эльконина: процесс детского развития делится на три этапа:

  1. Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
  2. Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
  3. Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Периодизация Д. И. Фельдштейна    основана на двух позициях ребенка в отношении с обществом: « Я и общество» (это дошкольный и подростковый возраст) и   «Я в обществе». Она касается стремления ребенка найти свое место наряду с другими в системе общественных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Особенности психического развития при раннем детском аутизме. Специфические нарушения восприятия.»

При организации воспитания и обучения де­тей с аутизмом необходимо учитывать их особен­ности восприятия. К таким особенностям отно­сят гиперсензитивность, фрагментарность, гипер­селективность (сфокуси...

Конспект подгрупповой консультацией по психическому развитию

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не пони...

Консультация - презентация "Психическое развитие детей 3 - 4 лет"

Консультация представлена в виде компьютерной презентации, в которой раскрываются возрастные особенности развития младших дошкольников (развитие крупной и мелкой моторики, познавательных психических п...

Возрастная периодизация психического развития (по Д.Б.Эльконину)

Возрастная периодизация психического развития...

Периодизация психического развития

Периодизация психического развития по Даниилу Борисовичу Эльконину...

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО Д. Б. ЭЛЬКОНИНУ...

Консультация «Задержка психического развития. Что это такое?»

Консультация «Задержка психического развития. Что это такое?»...