Главные вкладки
Консультация - презентация "Психическое развитие детей 3 - 4 лет"
методическая разработка по психологии
Консультация представлена в виде компьютерной презентации, в которой раскрываются возрастные особенности развития младших дошкольников (развитие крупной и мелкой моторики, познавательных психических процессов, эмоциональной сферы, особенности общения с взрослыми и сверстниками). Кроме того, даются рекомендации по использованию игр и упражнений для развития детей 3 - 4 лет. Консультация может быть использована в работе с родителями младших дошкольников и педагогами, работающими с детьми второй младшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение и интеллект «…развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот…»
Крупная (общая) моторика К 3-м годам: Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч. Бросает мяч через голову. Спускается вниз и поднимается вверх по лестнице. Прыгает на двух ногах. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге некоторое время. Катается на трехколесном велосипеде. Сохраняет равновесие при качании на качелях. К 4-м годам: Ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге.
Если общую моторику не развиваем, то … Недоразвитие общее физическое (дыхание, сердечно-сосудистая система, обмен веществ ) Неотработанное межполушарное взаимодействие Недоразвитие пространственных представлений (схема тела, бытовые навыки, зрительно-слухо-моторные координации: рисунок , письмо и чтение, счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление) Недоразвитие речи Трудности овладения своим поведением, сниженная самооценка (непонимание своего тела)
Развитие крупной моторики Общая физическая активность Спортивные снаряды Игры с мячом Удержание равновесия Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки) Символические игры (имитация движений животных, транспорта) Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате Упражнения для стоп с мячом, игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов) Приобщение детей к домашнему труду
Полезно: рисование на вертикальных поверхностях! М ольберты, планшеты, магнитные доски, двери холодильников, старые обои Игры с наклейками, магнитами Обводить трафареты, собственные ладони Рисование стирающимся маркером Рисование в разных позах: сидя, стоя на коленях, стоя
Мелкая моторика В 3 года: Может показать действия без объекта («покажи, как ты ешь ложкой, машешь маме рукой…») Выполняет серию движений после показа: кулак – ладонь
Мелкая моторика Пытается воспроизвести позы пальцев по показу (к 4-м годам делает безошибочно)
Развитие мелкой моторики Т ворческое конструирование (поделки, аппликации) Игры с тестом и песком, пальчиковые краски Игры с бумагой (складывание, комкание и расправление) Игры с прищепками, заколками-крабами Игры с бусами, катушками и сушками (нанизывание) Игры с резинками для волос и бигуди Игры с карандашами (катать пальцами, ладонями) Игры с веревками (узлы, дорожки) Игры ладонями (театр теней, позы пальцев, имитация животных) Игры с массажными шариками
Познавательные процессы Восприятие Мышление Ощущение Воображение Память Чувственная ступень познания Логическая ступень познания Практическая деятельность человека
Тактильное восприятие Опознает наощупь бытовые, часто используемые предметы (карандаш, ложка, машинка и т.п.) без зрительного контроля Различает наощупь шарик и кубик (3 года), другие знакомые объемные формы (4 года)
Полезные игры «Чудесный мешочек» «Волшебная коробочка»
Полезные игры «Тактильные мешочки» ( мешочки разного цвета с наполнителями) «Найди пару» (мешочки одного цвета с парными наполнителями)
Слуховое восприятие Неречевой слух: звукоподражание, пение, движение под музыку (3 года) Оценка простых ритмов (с 4 лет) Полезные игры «Шумящие коробочки» (наполнены разным материалом) «Узнай музыкальный инструмент» «Подбери картинку» (животные, музыкальные инструменты, бытовые предметы) – слушаем и подбираем картинку
Зрительное восприятие Узнает на картинке большинство знакомых объектов (3 года) Опознает перечеркнутые изображения (к 4 годам)
Полезные игры «Кто в домике живет» «Найди тень»
Восприятие цвета 3 года – называет 4 цвета: красный синий желтый зеленый К 4-м годам добавляется еще 2 цвета: б елый черный Выполняет задания: «Покажи красный…» «Покажи такой же» Соотносит по цвету
Полезные игры Разные варианты игр «Подбери по цвету»
Восприятие формы «Доски Сегена » (разной сложности) «Коробка форм »: выполняет задания на основе зрительного соотнесения
Полезные игры «Почини коврик » «На что похоже» Домино «Фигуры»
Полезные игры «Геометрическое лото » « Рамки и вкладыши »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Восприятие формы и цвета Конструирование из геометрических фигур
Восприятие формы и цвета Игры с «Блоками Дьенеша »
Восприятие величины, мышление «Разбери матрешку» «Покажи самую большую, самую маленькую матрешку» «Поставь по росту» «Собери матрешку» «Матрешка 3-составная» Выполняет все задания самостоятельно путем проб
Восприятие, мышление «Разрезная картинка» (из 2 – 3 частей) Узнает, что нарисовано, по частям картинки Складывает самостоятельно способом зрительного соотнесения
Пространственные представления 3 – 4 года
Пространственные представления Оценка образа тела: 3 – 4 года: называет и показывает на себе, затем на игрушке части лица, тела; ориентируется по вертикальной оси (сверху – снизу) Копирование: 3 года – круг и квадрат 4 года – круг, квадрат, треугольник Конструирование – с 3 – 4 лет Понимание простых предложных конструкций – к 4 годам
Полезные игры «Назови части лица, тела» «Ласковые лапки» « Веселое путешествие» (от мизинца на левой руке до правой пятки и т.п.)
Полезные игры Все игры с мячом Прятки, жмурки, холодно – горячо Обыгрывания движения телом (имитация животных, птиц)
Память Запоминание ряда слов (с 3 лет ) кот лес брат дождь рука норма по итоговому объему – 3 слова (после трех попыток) «Угадай, чего не стало?» (показав 6 знакомых игрушек, убираем 2) н орма – ребенок запомнил и назвал, какие 2 игрушки спрятались Память в 3 – 4 года: Непроизвольная Носит механический характер (многократное непосредственное повторение вслух ) Хорошо запоминается (и сохраняется надолго): то, что было непосредственно связано с его деятельностью было интересно и эмоционально окрашено
Внимание «Парные картинки»: находит сам 5 – 8 пар
Мышление «Найди домик»: распределяет 9 картинок на три группы (игрушки, одежда, посуда) по образцу, сам или с небольшой помощью
Воображение В развитии воображения большое значение играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей 3 – 4 лет характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного Появление страхов (Волка, Бабайки , Дядьки с мешком). Фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для малыша!
Особенности общения с взрослыми (3 – 4 года)
Особенности общения со сверстниками (3 – 4 года) Феномен «невидимого зеркала»: ребенок ловит во взгляде и мимике сверстника признаки отношения к себе Ребенок начинает видеть особенности сверстника, но фиксирует у него, в основном, негативные моменты
Особенности общения со сверстниками (3 – 5 лет) Преобладание инициативных действий и высказываний над ответными: трудно продолжить диалог Трудности в предвидении результата своих поступков - …......! - …......! ?
Особенности общения со сверстниками (3 – 6 лет) Неумение поставить себя на место другого человека, непонимание мотивов поведения сверстника 6
Эмоциональная сфера Резкие перепады настроения Эмоциональное состояние зависит: о т физического комфорта, о т характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Эмоционально здоровому ребенку присущ оптимизм!
Личность В жизни ребенка 3 – 4 лет должны быть правила (требования, ограничения, запреты), согласованные всеми членами семьи!
Спасибо за внимание! Литература: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., Интор , 1996. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов. – М.: Генезис, 2013. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. – М.: О-во «Знание» России, М., 1995. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/д: Феникс, 2007 . На страницах 1, 5-8, 11-13, 16-26, 29-30, 32-34, 39-40 презентации использованы картинки с сайта https:// yandex.ru/images/search?text На страницах 2-11, 14-15, 17, 27-28, 30-31 презентации использована информация с вебинаров Н.Г. Малюковой на сайте « Мерсибо » https:// mersibo.ru/webinars
- Мне нравится (4)
Комментарии
Психическое развитие 3-4 лет
Светочка! У тебя гениальные разработки. Я в восторге!