Консультация - презентация "Психическое развитие детей 3 - 4 лет"
методическая разработка по психологии

Медведева Светлана Александровна

Консультация представлена в виде компьютерной презентации, в которой раскрываются возрастные особенности развития младших дошкольников (развитие крупной и мелкой моторики, познавательных психических процессов, эмоциональной сферы, особенности общения с взрослыми и сверстниками). Кроме того, даются рекомендации по использованию игр и упражнений для развития детей 3 - 4 лет. Консультация может быть использована в работе с родителями младших дошкольников и педагогами, работающими с детьми второй младшей группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Психическое развитие детей 3 – 4 лет» Консультация для родителей Подготовила: п едагог-психолог Медведева Светлана Александровна г .Выкса, 2018 МБДОУ детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

Слайд 2

Движение и интеллект «…развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот…»

Слайд 3

Крупная (общая) моторика К 3-м годам: Бросая мяч вверх, может его поймать. Отбивает мяч. Бросает мяч через голову. Спускается вниз и поднимается вверх по лестнице. Прыгает на двух ногах. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге некоторое время. Катается на трехколесном велосипеде. Сохраняет равновесие при качании на качелях. К 4-м годам: Ходит по бревну, по доске. Прыгает попеременно на одной и на другой ноге.

Слайд 4

Если общую моторику не развиваем, то … Недоразвитие общее физическое (дыхание, сердечно-сосудистая система, обмен веществ ) Неотработанное межполушарное взаимодействие Недоразвитие пространственных представлений (схема тела, бытовые навыки, зрительно-слухо-моторные координации: рисунок , письмо и чтение, счет, словоизменение и словообразование, грамматика, мышление) Недоразвитие речи Трудности овладения своим поведением, сниженная самооценка (непонимание своего тела)

Слайд 5

Развитие крупной моторики Общая физическая активность Спортивные снаряды Игры с мячом Удержание равновесия Игры на бросание и попадание в цель (в мишени, коробки, стойки) Символические игры (имитация движений животных, транспорта) Танцы и спортивные игры. Езда на велосипеде, самокате Упражнения для стоп с мячом, игры с текстурами (ходьба босиком по земле, песку, камушкам в воде, «рисование» ногой, узоры из собственных следов) Приобщение детей к домашнему труду

Слайд 6

Полезно: рисование на вертикальных поверхностях! М ольберты, планшеты, магнитные доски, двери холодильников, старые обои Игры с наклейками, магнитами Обводить трафареты, собственные ладони Рисование стирающимся маркером Рисование в разных позах: сидя, стоя на коленях, стоя

Слайд 7

Мелкая моторика В 3 года: Может показать действия без объекта («покажи, как ты ешь ложкой, машешь маме рукой…») Выполняет серию движений после показа: кулак – ладонь

Слайд 8

Мелкая моторика Пытается воспроизвести позы пальцев по показу (к 4-м годам делает безошибочно)

Слайд 9

Развитие мелкой моторики Т ворческое конструирование (поделки, аппликации) Игры с тестом и песком, пальчиковые краски Игры с бумагой (складывание, комкание и расправление) Игры с прищепками, заколками-крабами Игры с бусами, катушками и сушками (нанизывание) Игры с резинками для волос и бигуди Игры с карандашами (катать пальцами, ладонями) Игры с веревками (узлы, дорожки) Игры ладонями (театр теней, позы пальцев, имитация животных) Игры с массажными шариками

Слайд 10

Познавательные процессы Восприятие Мышление Ощущение Воображение Память Чувственная ступень познания Логическая ступень познания Практическая деятельность человека

Слайд 11

Тактильное восприятие Опознает наощупь бытовые, часто используемые предметы (карандаш, ложка, машинка и т.п.) без зрительного контроля Различает наощупь шарик и кубик (3 года), другие знакомые объемные формы (4 года)

Слайд 12

Полезные игры «Чудесный мешочек» «Волшебная коробочка»

Слайд 13

Полезные игры «Тактильные мешочки» ( мешочки разного цвета с наполнителями) «Найди пару» (мешочки одного цвета с парными наполнителями)

Слайд 14

Слуховое восприятие Неречевой слух: звукоподражание, пение, движение под музыку (3 года) Оценка простых ритмов (с 4 лет) Полезные игры «Шумящие коробочки» (наполнены разным материалом) «Узнай музыкальный инструмент» «Подбери картинку» (животные, музыкальные инструменты, бытовые предметы) – слушаем и подбираем картинку

Слайд 15

Зрительное восприятие Узнает на картинке большинство знакомых объектов (3 года) Опознает перечеркнутые изображения (к 4 годам)

Слайд 16

Полезные игры «Кто в домике живет» «Найди тень»

Слайд 17

Восприятие цвета 3 года – называет 4 цвета: красный синий желтый зеленый К 4-м годам добавляется еще 2 цвета: б елый черный Выполняет задания: «Покажи красный…» «Покажи такой же» Соотносит по цвету

Слайд 18

Полезные игры Разные варианты игр «Подбери по цвету»

Слайд 19

Восприятие формы «Доски Сегена » (разной сложности) «Коробка форм »: выполняет задания на основе зрительного соотнесения

Слайд 20

Полезные игры «Почини коврик » «На что похоже» Домино «Фигуры»

Слайд 21

Полезные игры «Геометрическое лото » « Рамки и вкладыши »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восприятие формы и цвета Игры на соотнесение с контуром

Слайд 2

Восприятие формы и цвета Конструирование из геометрических фигур

Слайд 3

Восприятие формы и цвета Игры с «Блоками Дьенеша »

Слайд 4

Восприятие величины, мышление «Разбери матрешку» «Покажи самую большую, самую маленькую матрешку» «Поставь по росту» «Собери матрешку» «Матрешка 3-составная» Выполняет все задания самостоятельно путем проб

Слайд 5

Восприятие, мышление «Разрезная картинка» (из 2 – 3 частей) Узнает, что нарисовано, по частям картинки Складывает самостоятельно способом зрительного соотнесения

Слайд 6

Пространственные представления 3 – 4 года

Слайд 7

Пространственные представления Оценка образа тела: 3 – 4 года: называет и показывает на себе, затем на игрушке части лица, тела; ориентируется по вертикальной оси (сверху – снизу) Копирование: 3 года – круг и квадрат 4 года – круг, квадрат, треугольник Конструирование – с 3 – 4 лет Понимание простых предложных конструкций – к 4 годам

Слайд 8

Полезные игры «Назови части лица, тела» «Ласковые лапки» « Веселое путешествие» (от мизинца на левой руке до правой пятки и т.п.)

Слайд 9

Полезные игры Все игры с мячом Прятки, жмурки, холодно – горячо Обыгрывания движения телом (имитация животных, птиц)

Слайд 10

Память Запоминание ряда слов (с 3 лет ) кот лес брат дождь рука норма по итоговому объему – 3 слова (после трех попыток) «Угадай, чего не стало?» (показав 6 знакомых игрушек, убираем 2) н орма – ребенок запомнил и назвал, какие 2 игрушки спрятались Память в 3 – 4 года: Непроизвольная Носит механический характер (многократное непосредственное повторение вслух ) Хорошо запоминается (и сохраняется надолго): то, что было непосредственно связано с его деятельностью было интересно и эмоционально окрашено

Слайд 11

Внимание «Парные картинки»: находит сам 5 – 8 пар

Слайд 12

Мышление «Найди домик»: распределяет 9 картинок на три группы (игрушки, одежда, посуда) по образцу, сам или с небольшой помощью

Слайд 13

Воображение В развитии воображения большое значение играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей 3 – 4 лет характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного Появление страхов (Волка, Бабайки , Дядьки с мешком). Фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для малыша!

Слайд 14

Особенности общения с взрослыми (3 – 4 года)

Слайд 15

Особенности общения со сверстниками (3 – 4 года) Феномен «невидимого зеркала»: ребенок ловит во взгляде и мимике сверстника признаки отношения к себе Ребенок начинает видеть особенности сверстника, но фиксирует у него, в основном, негативные моменты

Слайд 16

Особенности общения со сверстниками (3 – 5 лет) Преобладание инициативных действий и высказываний над ответными: трудно продолжить диалог Трудности в предвидении результата своих поступков - …......! - …......! ?

Слайд 17

Особенности общения со сверстниками (3 – 6 лет) Неумение поставить себя на место другого человека, непонимание мотивов поведения сверстника 6

Слайд 18

Эмоциональная сфера Резкие перепады настроения Эмоциональное состояние зависит: о т физического комфорта, о т характера взаимоотношений со сверстниками и взрослыми Эмоционально здоровому ребенку присущ оптимизм!

Слайд 19

Личность В жизни ребенка 3 – 4 лет должны быть правила (требования, ограничения, запреты), согласованные всеми членами семьи!

Слайд 20

Спасибо за внимание! Литература: Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. – М., Интор , 1996. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов. – М.: Генезис, 2013. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений. – М.: О-во «Знание» России, М., 1995. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/д: Феникс, 2007 . На страницах 1, 5-8, 11-13, 16-26, 29-30, 32-34, 39-40 презентации использованы картинки с сайта https:// yandex.ru/images/search?text На страницах 2-11, 14-15, 17, 27-28, 30-31 презентации использована информация с вебинаров Н.Г. Малюковой на сайте « Мерсибо » https:// mersibo.ru/webinars



 

Комментарии

Цыбулина Татьяна Николаевна

Светочка! У тебя гениальные разработки. Я в восторге!