Консультация "Социальное развитие детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное развитие детей дошкольного возраста

Социальное развитие ребенка — процесс "впитывания" ребенком определенных ценностей, традиций, культуры своего народы и окружающего общества. Главный источник этого развития - общение: и неважно с кем - это могут быть как сверстники, так и взрослые. В процессе общения малыш учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, впитывает определенные нормы поведения. Его окружающая среда, которая также непосредственно влияет на его развитие, - это не просто улица, дома, расположенные по определенному порядку вещи, это люди, которые группируются по особой системе правил, отношений, взаимодействия в обществе и дома. Каждый человек вносит в жизнь ребенка что-то свое, что-то новое, влияет каким-то образом на его поведение. Взрослый показывает свои навыки и умения, как контактировать с одушевленными и неодушевленными: с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение. А детки учат друг другу общению в своем маленьком мире.

Личностное развитие малыша - процесс, необходимый как воздух: чтобы он стал полноценным человеком, ему необходим контакт с людьми, именно поэтому развитию ребенка важно уделять особое внимание.

Первый и, пожалуй, главный источник личностного развития ребенка - его семья. Она как бы проводник, который передает малышу знания, опыт, ценности, обучает его, помогает приспособиться к жизни и окружающей среде. Залог успеха в правильном личностном развитии ребеночка - теплая домашняя атмосфера, доверие, взаимопонимание, любовь и уважение друг к другу.  

  Младенчество

Первый человек, который "приводит" ребенка в мир и учит его общению с окружающей средой - его мама либо человек, который постоянно контактирует с малышом. Собственно, в первые месяцы жизни ребеночек нуждается в общении прежде всего с ней. А вот после 3 месяцев - хочет видеть и других близких людей - тех, кого он видит чаще, чем раз в неделю.

В первый год жизни малыш получает наибольшее количество информации очень быстрыми темпами. Он впитывает огромный объем знаний, навыков, учится устанавливать контакты, доверять, знакомится со своим телом, начинает воспринимать сотни слов, действий, копировать их.

Главное в личностном росте ребенка первого года жизни - общение с ним. С малышом нужно разговаривать с первых дней жизни, петь ему, ласкать его, гулять, обращать его внимание на все, что находится вокруг, быть к нему предельно внимательным. С полугода форма общения взрослый-ребенок носит практическое взаимодействие. Малышу уже недостаточно общения, ему нужен совет, помощь, совместные игры, занятия. Так он начинает понимать, что к чему.

В младенчестве у ребеночка также формируется самосознание. Тогда же он начинает осознавать и других: реагирует на поведение взрослых и окружающих, наблюдает за их реакцией, поведением, копирует все это.  

  От года до трех

После года, малышу хочется общения с детьми. Ему нужен постоянный контакт с обществом малышей. Но вот жесткая  необходимость в коллективе себе подобных у ребенка возникает к трем годам. Впрочем, адекватному общению со сверстниками сразу он не научится. Зато поймет и примет определенные правила - что стоит делать в обществе, а чего не стоит, как извиниться, подождать своей очереди, как меняться, делиться. Вот почему в таком возрасте деток отдают в детсад или в развивающие центры: при контакте с детьми, он входит в окружающую среду, адаптируется в ней.

В этот период жизни малыш начинать познавать то, что ему интересно, а интересно ему все. Он начинает задавать вопросы обо всем, что окружает его. Главное средство общения и познания для него становится собственная речь. Благодаря ней он вступает в беседы, учится правильно выражаться, стремиться получать новую информацию, обсуждает, спорит, фантазирует, проявляет желания.

Кроме того, малыш уже более или менее эмоционально стабилен, а потому уже умеет чувствовать, сопереживать, жалеть, дружить. Еще он старается нравиться, ждет похвалы за проделанные действия. И если в 3-4 года ребенок вполне еще может играться сам очень долго, то чуть постарше - он начинает искать себе друзей и компанию. Малыш начинает задавать взрослым вопросы: о предметах, людях, различных явлениях… Основное средство общения теперь - речь. Только речь позволяет обсудить предметы и явления, которых нет в данный момент рядом, а значит, позволяет выйти за пределы частной конкретной ситуации. Ребенок от 3 до 5 лет стремится получать новую информацию, обсуждать со взрослыми ситуации и явления, рассказывать о своих фантазиях.

  От шести до семи

Ребенок чаще и чаще интересуется самим человеком, его личностью и сущностью. Поэтому он задает все больше и больше вопросов. Малышу нужна поддержка, понимание, советы, сопереживание. Важно не упустить этот момент, поскольку взрослый в этот период становится образцом для подражания, авторитетом и Богом: всезнающим, всеумеющим. Взрослый рядом с ребенком подает ему пример: исходя из общения с ним, малыш выстраивает свою модель поведения, свой собственный стиль. Большую роль в этом возрасте играют и ровесники. Именно поэтому воспитатель или учитель должен создать в группе либо в классе благоприятную, дружескую атмосферу. Ребенок должен чувствовать себя свободным, сохранять свою индивидуальность и понимать, что каждый из сверстников такой же индивидуум.

  Помощь ребенку в социальной адаптации

Самая удобная форма развития малыша в любом возрасте - игровая. Это ведущая деятельность детей вплоть до семилетнего возраста. А общение - ее составляющая. Играя, ребенок быстро развивается: и эмоционально, и психически, и социально. В игру малыш привносит быт: походы в магазин, передвижение в транспорте, "дочки-матери", доктор.

Он создает себе ситуацию, фантазирует, воображает что-либо и таким образом старается чувствовать себя взрослым, как бы "примеряет" на себя его поведение, учится участвовать в социальной жизни. В игре дети прорабатывают разные пути и варианты: как разрешить конфликт, что одобрить, как выразить недовольство, поддержать. Так он учится адекватно взаимодействовать с окружающим миром.

А вот дошкольникам помимо игры важны еще беседы, учеба, упражнения, музыка, чтение, наблюдение и обсуждение. Стоит поощрять взаимопомощь друг другу, обращать внимание на любые совершенные нравственные поступки. Все это кирпичики, строящие личность человека. Ребенок восприимчив: он чувствует прекрасное, с ним можно ходить в кино, на концерты, в музеи. Кстати, подобное развивает и самого взрослого: ему нужно как следует подготовиться ко всему этому, ведь ребенок задаст кучу вопросов.

Важно помнить: если у взрослого плохое настроение, не стоит играть с ребенком - он слишком восприимчив к фальши, а потому может перенести эту форму поведения и на себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Перспективное планирование физкультурных занятий детей дошкольного возраста (приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста)

Приложение к программе по физическому развитию детей дошкольного возраста:Перспективное планирование физкультурных занятий для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года);Перспективное планирование...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...