Главные вкладки

    Материал по теме:
    Взаимодействие с педагогическими сообществами

    Шевчук Светлана Николаевна

    Сертификаты, справки, выписки об участии

    Доклад к августовскому совещанию педагогических работников 2016

    Презентация к докладу на августовское совещание педагогических работников 2016

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

    АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звёздочка»

    628146, ул. Транспортная, 22, гп..Игрим, Березовский район, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская обл.

    тел.(34674) 3–10–55, факс (34674) 3–10–55, e-mail: zvezdochka-egrem@yandex.ru, ОКПО 55445338

    В рамках районного августовского совещания-семинара педагогических работников «Эффективная образовательная среда: новые вызовы и современные решения»

    Доклад на секции: «Организация работы консультативного пункта в ДОУ»

    Докладчик:

    педагог-психолог

    МБДОУ детский сад «Звездочка»

    Шевчук Светлана Николаевна

    Игрим, 2016г.

    От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

    В. А. Сухомлинский

    Активное развитие в нашей стране новых форм образования связано с реализацией идеи доступности образования, повышения его эффективности. Возникающие формы призваны помочь родителям активно способствовать развитию ребёнка и получить квалифицированную помощь специалистов в области дошкольного образования.

    Педагоги ОУ придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей.

    Предлагаю рассмотреть одну из форм - организация консультативного пункта (КП) на базе дошкольных образовательных учреждений  для родителей и детей в возрасте от 1 года до 7 лет, чьи дети посещают и не посещают ДОУ.

    Консультативный пункт - это одна из вариативных форм организации дошкольного образования в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребёнка.

    Консультативный пункт позволяет обеспечивать постоянное высокое качество в системе воспитания и развития детей дошкольного возраста, а также совершенствовать процессы оказания муниципальной услуги дошкольного образования.

    В нормативно-правовых документах отражена стратегия развития дошкольного образования. Так, в ФЗ «Об образовании»  указано, что родители являются участниками образовательного процесса наряду с педагогическими работниками, являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

    Основными целями консультативного пункта являются:

    - обеспечение доступности дошкольного образования;

    - выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих ДОУ, при поступлении в школу;

    - обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания;

    - повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста на дому, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основными задачами консультативного пункта являются:

    - оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;

    - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

    - оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ и собирающихся посещать ДОУ;

    - повышение педагогической культуры родителей;

    - обеспечение взаимодействия между ДОУ и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

    Консультативный пункт осуществляет консультативную помощь родителям по следующим вопросам:

    - социализация детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ;

    - возрастные, психофизиологические особенности детей;

    - готовность к обучению в школе;

    - профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста;

    - организация игровой деятельности;

    - организация питания детей;

    - создание условий для закаливания и оздоровления детей;

    - социальная защита детей из различных категорий семей.

    Для оказания помощи семье специалисты консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

    На примере нашего детского сада МБДОУ д/с «Звездочка», хочу показать поэтапную организацию работы консультативного пункта.

    Правовой основой деятельности консультативного пункта являются:

     Конвенция ООН о правах ребенка;

     Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6 –ФКЗ, №7 ФКЗ;

     Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 –ФЗ (ред. от 02.07.2003);

     Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании»;

     Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

     Инструктивно-методическое письмо Министерства образования России «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке для детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

    Работа с родителями детей  в консультативном пункте на базе МБДОУ д/с«Звездочка» п. Игрим организована с декабря 2012г.  В своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», типовым положением «О ДОУ», нормативно-правовыми актами по вопросам воспитания, социальной защиты прав и интересов детей. Приказ № 78/1 от 15.11.2012г. о создании консультативного пункта, положение консультативного пункта МБДОУ «Звездочка».

    Консультативный пункт работает в последнюю пятницу каждого месяца в зависимости от графика работы специалистов по следующим направлениям:

    1. Для родителей детей, не посещающих ДОУ.
    2. Для родителей детей посещающих ДОУ.
    3. Для родителей будущих дошкольников.
    4. Для родителей будущих первоклассников.

    Подготовительный этап или нормативно-установочный, предусматривал следующие виды деятельности:

    - приказ о создании консультативного пункта;

    -  разработка положения о консультативном пункте;

    - детальный анализ всех аспектов сотрудничества ДОУ с семьей, определение целей и задач;

    - составление плана работы консультативного пункта «Звездочка»

    - консультации для воспитателей «Система взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы ДОУ».

    В ходе основного этапа (деятельно-технологического) проводились различные мероприятия для родителей и детей:

    1. Был создан банк диагностического материала.

    2. Спланировали  работу каждого направления консультативного пункта.

    3. По запросам родителей педагоги со специалистами ДОУ провели индивидуальные консультации.

    4. Были созданы информационные стенды.

    5. Была предоставлена услуга консультирования через сайт ДОУ.

    «Интернет - содействие» – это система вовлечения Интернет-ресурсов в повышение качества образования, развитие партнерства, формирование семейных сайтов, информирование о деятельности ДОУ и популяризация опыта – представление статей.

    Необходимо отметить, что тематика встреч с родителями варьировалась в зависимости от запросов родителей.

    Завершающий этап предполагал создание апробированной программы консультативного пункта «Звездочка»; сбор и обработку данных, определение основных направлений сотрудничества педагогов и родителей. Подведение итогов обязательно в конце каждого этапа, фиксируется его оценка родителями, степень их удовлетворенности работой коллектива ДОУ.

    Учитывая, что современные семьи достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, мы ставили перед собой задачу: активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Организация методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) строилась на основе интеграции деятельности специалистов: медицинского работника, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

    Для обеспечения деятельности консультативного пункта ведется следующая документация:

    • Приказ об открытии консультативного пункта;
    • Положение о КП для родителей (законных представителей) детей, не посещающих МБДОУ;
    • План работы консультативного пункта на учебный год;
    • «Журнал учета работы консультативного пункта»;
    • «Журнал регистрации родителей, посещающих консультативный пункт»;
    • График работы специалистов консультативного пункта;
    • Годовой отчет о результативности работы;
    • Банк данных детей, не охваченным дошкольным образованием (состоящих на очереди в МБДОУ).

    Контроль за деятельностью

    Контроль над деятельностью консультативного пункта осуществляется заведующим ДОУ. Отчёт о деятельности консультационного пункта заслушивается на итоговом заседании педагогического совета ДОУ.

    Основными принципами работы консультативного пункта ДОУ являются добровольность и компетентность. Отношения родителей (законных представителей) воспитанников и специалистов консультативного пункта ДОУ строятся на основе сотрудничества и уважения к личности ребенка.

    Организация образовательного процесса консультативного пункта

    Содержание образовательного процесса консультативного пункта определяется утвержденными программами, технологиями, творческими разработками педагогов для обеспечения индивидуального, личностно-ориентированного развития детей.

    Участниками образовательного процесса являются дети, родители (законные представители) воспитанников, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, учителя-логопеды, администрация.

    Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

    Все формы с родителями подразделяются на:

     коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;

     традиционные и нетрадиционные.

    Коллективные (массовые) традиционные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К таким мероприятиям относятся:

    - Общее родительское собрание ДОУ;

    - Педагогический совет с участием родителей;

    - Родительская конференция;

    - Тематические консультации;

    - Педагогический консилиум (по утверждению некоторых современных авторов (Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая и др.) в работе с родителями можно и нужно использовать данную форму. Она помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

    - Групповые собрания родителей (это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

    - Круглый стол (в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания);

    - Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбирают родителей с активной жизненной позицией, которые заинтересованы в улучшении пребывания детей в ДОУ;

    - Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

    - «Дни открытых дверей»;

    - Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах;

    - Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

    - Устный педагогический журнал. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

    - Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

    Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

    Наглядно-информационные формы - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:

     внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;

     работа с родителями за пределами ДОУ.

    Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет. Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

    Индивидуальная работа с детьми организуется в присутствии родителей (законных представителей) воспитанников.

    По желанию родителей воспитатели предлагали экскурсию в группу для детей младшего возраста, познакомиться с режимом работы.

    Одной из форм отчетности является «Журнал учета работы КП» и «Журнал регистрации родителей, посещающих КП».

    Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей

    Преимущества новой формы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

    – Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены, в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

    Оценить эффективность работы ДОУ с семьей в форме консультативных пунктов можно по следующим критериям:

     Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, специалистам.

     Росту посещаемости родителями мероприятий. Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону.

     Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ.  Положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

    За 2015-2016 учебный год было 24 очных обращения и 2 в дистанционной форме.

    Перспективы на будущее.

    Обращений не так много, для этого на следующий учебный год мы планируем на сайте ДОУ организовать методическую копилку «Ваш вопрос – наш ответ»

    По данным опроса родителей нашего КП и из источников  методической литературы работа консультативного пункта действительно способствует повышению удовлетворенности родителей воспитанников деятельностью ДОУ, поскольку они рассматриваются как потребители муниципальной услуги, и отношения с ними строятся на принципах социального партнерства.

    G:\МБДОУ Звездочка\Августовская конференция 2016\DSC00432.JPGG:\МБДОУ Звездочка\Августовская конференция 2016\DSC00434.JPG


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие с педагогическими сообществами

    Взаимодействие с педагогическими сообществами...

    Дошкольное образование детей-инвалидов во взаимодействии с родительским сообществом.

    Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Это подтверждают и данные Всемирной Организации Здравоохранен...

    Взаимодействия с педагогическими сообществами

    Участие в работе различных педагогических сообществах....

    Взаимодействие с педагогическими сообществами

    Участие в различных вебинарах.Занятие Гришиной М.М. для студентов Игримского колледжа....

    Взаимодействие с педагогическими сообществами.

    Участие в работе различных педагогических сообществ....