«Компетентностный подход в дополнительном образовании»
методическая разработка на тему

Пономарева Анжелика Владимировна

«Компетентностный подход в дополнительном образовании»«Компетентностный подход в дополнительном образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p2_met.razrabotka.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 «Компетентностный подход в дополнительном образовании»

 

Подготовила:

заведующий МБДОУ

 «Детский сад с.Сплавнуха»

Пономарева А.В.

           

Основная задача российского образования сегодня состоит в достижении такого качества образования, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Роль дополнительного образования при этом заключается в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, т.е. формирование современных ключевых компетентностей.

Ключевые компетентности – это система универсальных знаний, умений и навыков, необходимых в любой области деятельности. В структуре ключевых компетентностей можно выделить:

  • компетентность в познавательной и предметной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников);
  • компетентность в социально-культурной и гражданской сфере (готовность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
  • компетентность в информационно-коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения).

Пути реализации компетентностного подхода осуществляются через:

  • содержание дополнительного образования (Чему учить?)
  • формы и методы обучения (Как учить?)

Отличительной особенностью компетентностного подхода в построении дополнительного образования детей будет его ориентация на получение конкретных результатов решения задач личностного развития учащегося через освоение дополнительной образовательной программы.

Предлагаю критерии и показатели оценки эффективности реализации программ для школьников.

На первой ступени образования самым важным является формирование самостоятельности, ответственности, инициативы ребенка, поддержка его увлечений, любознательности, становления новых для него отношений со сверстниками и взрослыми. (Приложение 1).

Образовательный процесс на втором этапе нацелен на становление самостоятельности ребенка, освоения им новой роли учащегося. Кроме этого, важным является педагогическое сопровождение становления детского коллектива, объединяющего учащихся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога меняется. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения. Внутри детского коллектива, педагогом создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого учащегося (Приложение 2).

В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Предлагаю педагогам применять в практической деятельности элементы образовательных технологий.

Термин «образовательная технология» часто употребляется как синоним методики преподавания, что не совсем соответствует смысловому объему данных понятий.

Методика- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения.

Технология- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения в конкретных условиях и направленных на результат.

Методика отвечает на вопросы: Чему, зачем и как учить?

Технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Отличительные черты педагогической технологии:

  • строгий и определенный порядок всех действий;
  • воспроизводство и устойчивость результатов;
  • в основе технологии лежат конкретные педагогические теории;
  • простота в применении любым педагогом.

Структура педагогической технологии следующая:

  • постановка целей;
  • теоретическое обоснование, вариант окончательного результата;
  • выделение этапов педагогической деятельности;
  • выбор средств, методов педагогической деятельности;
  • разработка критериев определения результатов.

Приведу пример некоторых технологий, элементы которых могут применяться в дополнительном образовании (Приложение 3).


Приложение 1

Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для младших школьников

Критерии

Показатели

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устного описания объекта наблюдения

Умение соотносить результаты с целью, наблюдением, опытом (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»)

Способность выявлять с помощью сравнения отдельных признаков характерные для сопоставления предметы; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»)

Умение объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и части

Способность проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач

Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов

Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации

Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам

Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»)

Определять способы контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление

Умение сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности

Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира

Умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре

Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношение

Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям

Умение высказывать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной сфере

Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания)

Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге

Способность использования простейших логических выражений типа:

«...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...»

Умение элементарного обоснования высказанного суждения

Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях и т.п.

Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию)

Приложение 2

Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для старших школьников

Критерии

Показатели

Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности

Способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению

Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера

Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если...»);

Способность синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты для решения поставленных задач

Умение оценивать и прогнозировать последствия и риски, умение проектировать, использовать приемы анализа и синтеза для решения поставленных задач и проектной деятельности

Способность формулировать и аргументировать

Умение представлять свои суждения, в том числе давать определение, доказательство и доказательство от противного и т.п.

Способность к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности

Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение организовывать и проводить опыты, эксперименты, наблюдения, формулировать выводы

Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной деятельности

Способность извлекать необходимую информацию из различных источников

Умение структурировать информацию, свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе на иностранном языке

Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные

Умение искать, находить и хранить необходимую информацию, свободно пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации

Способность к содержательному общению

Владение основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика)

Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере

Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю

Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникших трудностей.

Умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния. Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере

Умение оценить результаты профессиональной пробы

Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми

Умение устанавливать взаимодействие: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (лидер, подчиненный и др.)

Способность к безопасной жизнедеятельности

Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни

Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами

Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена учебного коллектива

Приложение 3

Образовательные технологии

Технология

 дифференцированного обучения

  • Ориентационный этап. Выбор уровня (по темпу усвоения, интересам)
  • Подготовительный этап. Мотивация.

     Вводный контроль.

  • Основной этап. Усвоение знаний и умений.
  • Итоговый этап. Итоговый контроль

Технология
индивидуального обучения

Составление индивидуального плана деятельности, которая присуща данному ученику и приспособленная к его возможностям и динамике развития.

Групповая технология

  • Постановка задачи, инструктаж о ходе работы
  • Планирование работы в группах
  • Индивидуальное выполнение задания
  • Обсуждение результатов в группах
  • Сообщение о результатах
  • Общий вывод, подведение итогов

Технология сотрудничества

  • Знакомство с предполагаемым результатом.
  • Составление вариантов блоков содержания учебного материала.
  • Свободный выбор без принуждения или предложение своих вариантов
  • Обсуждение приёмов и алгоритмов выполнения
  • Выполнение творческих заданий
  • Самоанализ и самооценка

Технология КТД

  • Предварительная работа
  • Коллективное планирование
  • Коллективная подготовка дела
  • Непосредственное проведение КТД
  • Коллективное подведение итогов

Игровая технология

  • Ориентация. Цели и задачи.
  • Подготовка к проведению. Правила игры.
  • Проведение игры как таковой
  • Обсуждение игры

Технология проблемного обучения

  • Создание проблемной ситуаций.
  • Анализ, выдвижение различных идей решения проблемы.
  • Сопоставление, сверка, выбор оптимального решения.
  • Рефлексия.

Технология модульного обучения

  • Целевая программа
  • Банк информации
  • Методическое рекомендации по достижению целей
  • Практические задания
  • Контроль

Технология исследования

  • Объект исследования
  • Разработка плана исследования
  • Непосредственно исследование
  • Оформление и представление конечного результата

Здоровьесберегающие технологии

  • Использование оздоровительных моментов: физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксация, легкий самомассаж.
  • Профилактика «школьных болезней»: контроль за посадкой, освещением рабочих мест, гигиена питания, о вреде злоупотребления компьютерными играми.
  • Профилактика вредных привычек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской январской конференции по итогам реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Выступление на городской январской конференции  по итогам  реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпич...

Компетентностный подход в дошкольном образовании

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования – дошкольног...

Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. работающих с дошкольниками....

Компетентностный подход в дошкольном образовании

Современные изменения в обществе, возрастающие потребности к личности человека и его качествам, не могут не отразиться на требованиях, предъявляемых к образованию. Изменения касаются всей системы обра...

Компетентностный подход в дошкольном образовании.

В дошкольном образовании постепенно завоевывает позиции компетентностный подход. В отличие от традиционного, данный подход в образовании акцентирует внимание на результате обучения, причем в качестве ...

Тема самообразования:  « Развитие творческой одарённости на занятиях журналистики и хореографии через использование личностно ориентированных подходов в дополнительном образовании». 

laquo;Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»....

Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.Основная и...