Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. работающих с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.
В современной системе дополнительного образования имеется мощный ресурс позитивных изменений. И чтобы эти изменения произошли не на словах, а на деле, родителям предлагаются программы для детей - дошкольников, которые развивают и делают успешной социализацию каждого ребёнка, приходящего в Дом детского творчества, в нашем сложном мире.
Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Обучение дошкольников при помощи этого метода я посчитала для себя наиболее приемлемым и эффективным.
Именно поэтому я и решила заниматься математикой с дошкольниками по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Ступеньки».
Развитие способностей ребёнка к построению собственного деятельностного пространства в рамках игровой ситуации – принципиально новая задача. Одной из важнейших деятельностных способностей является мотивация к игре, или сознательный выбор личностно-значимой игровой деятельности.
Преимущество технологии деятельностного метода обучения заключается в том, что вместо занятий предлагаются развивающие ситуации, соответствующие уровню психологического развития детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают её и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием.
И педагог здесь выступает, как организатор и помощник.
В программе есть очень сложная, разработанная мной, тема для пятилетних детей: «Таблицы». На основании этого занятия я попытаюсь объяснить преимущество данной технологии.
Начинается занятие с введения в игровую ситуацию, мотивирование детей на включение в игровую деятельность. Мы разбираем с детьми, что такое переезд на новую квартиру и решаем вселить в новый дом жителей страны геометрических фигур. На этом этапе важна «детская» цель, их желание помочь жителям страны.
После актуализации представления детей о подъездах и этажах многоэтажного дома дети заселяют жителей самостоятельно, кто как захочет. Как правило, после прогулки фигур по району дети не запомнили, кого и как расселили. Я перехожу к фиксации затруднения, понимания его причины: расселить так фигуры, чтобы запомнить, кто где живёт.
Только тогда я формирую представление о таблице, строке, столбце. После того, как ребята запомнили алгоритм заселения, делаю вывод: таблица помогает нам расположить предметы в определённом порядке.
Затем происходит включение знания в систему знаний ребёнка при помощи тренировки умения пользоваться таблицей, параллельно тренируя мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развитие внимания, а также коммуникативные способности.
В завершение игры, совместно с детьми фиксируется новое знание в устной речи и организуется осмысление деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». И фиксируется результат: «Смогли помочь, потому что научились…, узнали…».
В силу особенностей психологического развития детей решение задач дошкольной подготовки – таких, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности – невозможны без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.
Для организации эмоционального восприятия учебного содержания мной используются разнообразные приёмы, например:
- Включение в учебное содержание заданий, интересных детям дошкольного возраста.
Положительные эмоции у дошкольников вызывают раскрашивание рисунков, общение с любимыми сказочными героями и т.д. Важно эмоционально вызвать стремление у детей помочь героям. Поэтому, выполняя задание, дети чувствуют себя умными и добрыми, что не может не вызвать положительных эмоций.
- Разнообразие видов деятельности, выполняемых детьми на занятии.
Одним из условий, которое обеспечивает продолжительную работоспособность детей, не приводящую к их переутомлению, является включение в занятия заданий, при выполнении которых ребёнок имеет возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, при первом задании предполагается выделить существенные признаки в форме объектов, познакомиться с новым математическим термином, построить изображение геометрической фигуры.
Во втором задании фигуры предполагается раскрасить, выделить из группы геометрических фигур, изученных ранее, определить фигуру по её названию.
В третьем задании выделяются фигуры по качественному признаку, раскрашиваются.
В четвёртом задании фигуры могут определяться по количественному признаку, раскрашиваются отдельные части.
В пятом задании предполагается сравнение предложенных картинок, определение и выражение в речи признаков сходства и различия между фигурами, фиксирование результата сравнения.
В шестом задании предполагается выполнение классификации различными способами (по форме, цвету, размеру), определение лишней фигуры, выражение в речи выбранного способа действий.
- Оптимизация количества заданий и осваиваемых при этом операций. Занятие, с одной стороны, не должно быть перегружено количеством выполняемых заданий, а с другой – должно быть максимально эффективным. Разрешение этого противоречия возможно только при многофункциональной целевой направленности каждого задания, включаемого в занятие.
Таким образом, приоритетным требованием к организации обучения на этапе дошкольной подготовки является принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребёнка.
Принцип деятельности предусматривает включение ребёнка в активную деятельность на предметной основе.
Принцип непрерывности реализует преемственные связи между дошкольным образованием и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.
Принцип минимакса предполагает обеспечение для каждого ребёнка предметного уровня выполнения заданий и представления возможности освоения вербального и знакового уровней.
Принцип вариативности реализуется через тренировку способностей к осуществлению выбора вариантов.
Принцип творчества обеспечивается включением в ситуацию, требующую от воспитанников сообщения способа своих действий и его фиксирования с помощью знаков. Содержание программы может быть связано с занятиями по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию.
Принцип целостности образования реализуется через включение детей в коллективную предметную деятельность, основанную на их жизненном опыте.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в сфере непрерывного образования, обеспечивают преемственность смежных ступеней образования – дошкольного и начальной школы – в решении поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности.
При таком способе обучения дети, помимо знаний, приобретают опыт выполнения универсальных учебных действий. Планируемым результатом программы является адаптация детей в жизненных условиях, овладение конкретными навыками, а также развитие интегративных качеств ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"
В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-497395-1413358382.jpg)
Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию
Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию Автор: О...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597807-1424523902.jpg)
Дополнительное образование старших дошкольников - знакомство с волшебным миром оригами.
Знакомство с оригами, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информирован...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-911317-1490896896.png)
Программа дополнительного образования старших дошкольников "Звездный олимп"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения. Средствами разных видов искусств реализуется развитие творческих спосо...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/27/picture-627709-1438009397.jpg)
План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)
План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/18/picture-465485-1713435594.jpg)
программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/01/picture-1302019-1609534565.jpg)
Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.Основная и...