Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ананьева Надежда Витальевна

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. работающих с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnyy_podhod.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.

      В современной системе дополнительного образования имеется мощный ресурс позитивных изменений. И чтобы эти изменения произошли не на словах, а на деле, родителям предлагаются программы для детей - дошкольников, которые развивают и делают успешной социализацию каждого ребёнка, приходящего в Дом детского творчества, в нашем сложном мире.

    Целью дошкольного образования является непрерывное накопление ребёнком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

    Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Обучение дошкольников при помощи этого метода я посчитала для себя наиболее приемлемым и эффективным.

Именно поэтому я и решила заниматься математикой с дошкольниками по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Ступеньки».

    Развитие способностей ребёнка к построению собственного деятельностного пространства в рамках игровой ситуации – принципиально новая задача. Одной из важнейших деятельностных способностей является мотивация к игре, или сознательный выбор личностно-значимой игровой деятельности.

Преимущество технологии деятельностного метода обучения заключается в том, что вместо занятий предлагаются развивающие ситуации, соответствующие уровню психологического развития детей. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей, а взрослые подхватывают её и продумывают, как насытить их важным развивающим содержанием.

И педагог здесь выступает, как организатор и помощник.

В программе есть очень сложная, разработанная мной, тема для пятилетних детей: «Таблицы». На основании этого занятия я попытаюсь объяснить преимущество  данной технологии.

Начинается занятие с введения в игровую ситуацию, мотивирование детей на включение в игровую деятельность. Мы разбираем с детьми, что такое переезд на новую квартиру и решаем вселить в новый дом жителей страны геометрических фигур. На этом этапе важна «детская» цель, их желание помочь жителям страны.

После актуализации представления детей о подъездах и этажах многоэтажного дома дети заселяют жителей самостоятельно, кто как захочет. Как правило, после прогулки фигур по району дети не запомнили, кого и как расселили. Я перехожу к фиксации затруднения, понимания его причины: расселить так фигуры, чтобы запомнить, кто где живёт.

Только тогда я формирую представление о таблице, строке, столбце. После того, как ребята запомнили алгоритм заселения, делаю вывод: таблица помогает нам расположить предметы в определённом порядке.

Затем происходит включение знания в систему знаний ребёнка при помощи тренировки умения пользоваться таблицей, параллельно тренируя мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развитие внимания, а также коммуникативные способности.

    В завершение игры, совместно с детьми фиксируется новое знание в устной речи и организуется осмысление деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». И фиксируется результат: «Смогли помочь, потому что научились…, узнали…».

В силу особенностей психологического развития детей решение задач дошкольной подготовки – таких, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности – невозможны без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.

Для организации эмоционального восприятия учебного содержания мной используются разнообразные приёмы, например:

  1. Включение в учебное содержание заданий, интересных детям дошкольного возраста.

Положительные эмоции у дошкольников вызывают раскрашивание рисунков, общение с любимыми сказочными героями и т.д. Важно эмоционально вызвать стремление у детей помочь героям. Поэтому, выполняя задание, дети чувствуют себя умными и добрыми, что не может не вызвать положительных эмоций.

  1. Разнообразие видов деятельности, выполняемых детьми на занятии.

Одним из условий, которое обеспечивает продолжительную работоспособность детей, не приводящую к их переутомлению, является включение в занятия заданий, при выполнении которых ребёнок имеет возможность переключиться с одного вида деятельности на другой. Например, при первом задании предполагается выделить существенные признаки в форме объектов, познакомиться с новым математическим термином, построить изображение геометрической фигуры.

Во втором задании фигуры предполагается раскрасить, выделить из группы геометрических фигур, изученных ранее, определить фигуру по её названию.

В третьем задании выделяются фигуры по качественному признаку, раскрашиваются.

В четвёртом задании фигуры могут определяться по количественному признаку, раскрашиваются отдельные части.

В пятом задании предполагается сравнение предложенных картинок, определение  и выражение в речи признаков сходства и различия между фигурами, фиксирование результата сравнения.

В шестом задании предполагается выполнение классификации различными способами (по форме, цвету, размеру), определение лишней фигуры, выражение в речи выбранного способа действий.

  1. Оптимизация количества заданий и осваиваемых при этом операций. Занятие, с одной стороны, не должно быть перегружено количеством выполняемых заданий, а с другой – должно быть максимально эффективным. Разрешение этого противоречия возможно только при многофункциональной целевой направленности каждого задания, включаемого в занятие.

Таким образом, приоритетным требованием к организации обучения на этапе дошкольной подготовки является принцип психологической комфортности, обеспечивающий эмоциональное благополучие ребёнка.

Принцип деятельности предусматривает включение ребёнка в активную деятельность на предметной основе.

Принцип непрерывности реализует преемственные связи между дошкольным образованием и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.

Принцип минимакса предполагает обеспечение для каждого ребёнка предметного уровня выполнения заданий и представления возможности освоения вербального и знакового уровней.

Принцип вариативности реализуется через тренировку способностей к осуществлению выбора вариантов.

Принцип творчества обеспечивается включением в ситуацию, требующую от воспитанников сообщения способа своих действий и его фиксирования с помощью знаков. Содержание программы может быть связано с занятиями по изобразительной, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию.

Принцип целостности образования реализуется через включение детей в коллективную предметную деятельность, основанную на их жизненном опыте.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в сфере непрерывного образования, обеспечивают преемственность смежных ступеней образования – дошкольного и начальной школы – в решении поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности.

При таком способе обучения дети, помимо знаний, приобретают опыт выполнения универсальных учебных действий. Планируемым результатом программы является адаптация детей в жизненных условиях, овладение конкретными навыками, а также развитие интегративных качеств ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"

В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...

Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию

Программа "Росинка" для дополнительного образования старших дошкольников по экологическому воспитанию               Автор: О...

Дополнительное образование старших дошкольников - знакомство с волшебным миром оригами.

Знакомство с оригами,  поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информирован...

Программа дополнительного образования старших дошкольников "Звездный олимп"

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения. Средствами разных видов искусств реализуется развитие творческих спосо...

План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)

План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...

Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.Основная и...