Дополнительное образование старших дошкольников - знакомство с волшебным миром оригами.
презентация к уроку по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Демидова Валентина Николаевна

Знакомство с оригами,  поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги. 
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей и подготовки руки к письму. Бумажное конструирование помогает сбалансированному развитию как логического, так и образного мышления, кроме того, активно развиваются пространственные представления ребёнка, появляется умение поэтапно планировать свою работу и доводить ее до желаемого результата. 
Занятия по оригами развивают активный творческий поиск, прежде всего, для самого педагога, именно развивая и совершенствуя свои умения в складывании и конструировании, педагог сможет привить интерес к оригами у детей и родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2

Тема «Волшебный мир оригами» - проста и всем знакома. Кто из нас не складывал разные фигурки из бумаги? И многие поделки нам знакомы с раннего детства: кораблики, пилотки, самолетики, бусы на елку, прыгающие лягушки... А как прочна память пальцев! Мы можем не помнить, кто и когда нам показал, как делать какую — то поделку, но руки сами умело складывают ее! И мы понимаем, что никогда не забудем, как это сделать... не зря японская пословица гласит:

Расскажи мне — я услышу,

Покажи мне — я запомню,

Дай мне сделать самому — я пойму!

    Слайд 3

В практике детских садов давно и довольно успешно используется техника оригами на занятиях по конструированию и ручному труду. Сегодня я хотела бы, с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом:

Слайд 4

1. Рассмотреть оригами,  как вид декоративно — прикладного искусства, историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения.

  1. Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.
  2. Определить значение оригами для развития детей дошкольного возраста.

Слайд 5

В переводе с японского «оригами» - «сложенная бумага». Принято считать, что родина
оригами — Япония, хотя на самом деле знакомство с оригами следует начинать с Древнего
Китая, именно там, в 105 году нашей эры изобрели бумагу, а в Японию она была завезена на
шесть столетий позже. Но в Японии быстро наладили свое массовое производство бумаги,
во многом обогнав Китай, и именно Япония, довела до совершенства искусство складывания
из
 бумаги.


Слайд 6

        Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных
предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги.

        С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев.
Слайд 7

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя обозначаются разными иероглифами.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утончённого вкуса.

Слайд 8

    Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в храмах, изящные
бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых
балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали
магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых
духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство,
отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки

Слайд 9

Взрыв популярности оригами произошел после второй мировой войны благодаря Акиро Иошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука». Условные обозначения, символы, графические знаки, придуманные Акиро, позволили зафиксировать на бумаге процесс складывания оригамной фигуры. Это замечательное открытие позволило оригами стать универсальным международным языком.  И  сегодня  все  книги,  посвященные  искусству  оригами,


используют оригамную азбуку Акиро Иошидзава.

Слайд 10

А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки. Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи,

Еще в XIX веке складывание как мощный педагогический прием рекламировал немецкий гуманист Фридрих Фребель.

В 1937 году в Лондоне вышла в свет книга Маргарет Кембелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминались три традиционные на Востоке базовые формы - "водяная бомбочка", "птица" и "лягушка".

В 1946 году схема складывания классического японского журавлика опубликовалась в одном из английских детских ежегодных журналов.

Слайд 11

Л.Н.Толстой любил складывать фигурки из бумаги. В статье «Что такое искусство» писал, что он много делал различных фигурок из бумаги для детей, и это приводило их в истинный восторг, что, по его мнению, является настоящим искусством

Слайд 12

В настоящее время оригами переживает очередную волну интереса. Мощный толчок развитию отечественного оригами дает создание в 1989 и 1991 гг. двух общественных организаций: Московского и Петербургского центров оригами.

Слайд 13

        В 1994 г. изделия в технике оригами выставлялись в Кунсткамере вместе с
сокровищами из ее восточных фондов. В октябре 1995 года вышло в свет
одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание
учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома".

Слайд 14

        В марте 1996 г. в Петербурге прошла Первая Всероссийская конференция
«Оригами и педагогика».


        Оригами ввели как дополнительный предмет или факультатив в ряде школ
страны.

Слайд 15

Сегодня оригами популярно во всем мире. Известно много разновидностей оригами:

Слайд 16,17

Простое плоскостное оригами - используется на начальных этапах овладения техникой оригами.

Слайд 18

Ленточное    оригами ( используются полоски бумаги, серпантин и разные виды соединений)

Слайд 19,20

Оригами из кругов Слайд 21,22

        Мокрое складывание — техника складывания, разработанная , Акирой
Йошидзавой — используется смоченная водой бумага, для придания фигуркам
плавности линий, выразительности. Особенно актуален данный метод для
негеометричных объектов - фигурок животных.

Слайд 23

Денежное оригами - МАНИГАМИ , так называется оригами, складываемое не из обычной бумаги, а из денег. Теперь деньги можно дарить не только в конверте, но и в оригами. Плюс такого складывания в том, что модели при необходимости можно разобрать и использовать по назначению.

Слайд 24

Салфеточный дизайн - модели которого выполнены   не из обычной бумаги, а из салфеток. Сервировка стола превращается в настоящее искусство!

Слайд 25


Особенно мне хотелось бы остановиться на модульном оригами

Модульное оригами обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги, попали в тюрьму, и чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели — благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это — абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае.

Слайд 26

Особенности этой техники:

1.  Использование довольно простого треугольного модуля.

2. Типичный способ соединения модулей: (соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения, не дает конструкции распасться).

Слайд 27

Большое количество модулей позволяет создавать крупные модели со сложной структурой.

Слайд 28

Сделав множество модулей из бумаги разных цветов, можно получить модульный конструктор. Из таких деталей можно сложить много интересных фигурок.

Для изготовления кошки необходимо около 2 000 модулей

Слайд 29

Для изготовления лебедя -1200 штук,

Слайд 30

Кактуса около 700 штук

Слайд 31

Чтобы сделать простую рыбку необходимо 50-70 штук


Слайд 32

Одной из разновидностей модульного оригами являются кусудамы — это древнейшее традиционное искусство изготовления бумажных шаров, состоящих из собранных вместе цветов, розеток или бумажных деталек разной формы — модулей.

Слайд 33

Слово «кусудама», в переводе с японского состоит из двух частей : «кусури» -«лекарство» и «тама» - «шар», следовательно кусудама можно перевести как «лекарственный шар».

Такой шар, наполненыи лекарственными травами, японцы вешали над постелью больного, над колыбелькой младенца, и верили, что он излучает положительную энергию. Кусудамы использовались во время ритуальных шествий, народных праздников.

Слайд 34

И сегодня в Японии бумажные шары — кусудамы являются талисманами и считается, что они приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в своих жилищах.

Слайд 35, 36

Одна из разновидностей модульного оригами - цветочные куклы. Название у этой техники очень красивое - Цветочная кукла, а называется она так потому, что вся поделка вьшолняется из модулей классической кусудамы.

Слайд 37

В своей работе с детьми я всегда использовала оригами. Эти занятия не требуют особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом, поэтому с удовольствием ею манипулирует. Изучая эту тему глубже, я обнаружила связь оригами с педагогической системой М. Монтессори (сенсорное развитие, развитие моторики, мелкой мускулатуры рук); а так же с педагогами — новаторами В.В.Воскобович использовал принципы оригами в развивающей игре «Волшебный квадрат».

Слайд 38

Заинтересовавшись этой темой, я разработала «Программу по оригами для детей старшего дошкольного возраста», определила задачи:


  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Точность движений пальцев;
  • Развитие глазомера;
  • Коммуникабельность;
  • Формирование трехмерного пространственного воображения;
  • Психологическая коррекция поведения гипер активных детей;
  • Развитие эстетических чувств. Слайд 39

Выявила значение оригами для развития ребенка Слайд 40

Работая с бумагой, у детей совершенствуются мелкая моторика рук. Движения пальцев становятся более точными, вырабатывается усидчивость, происходит развитие глазомера. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность.

Слайд 41

Учит детей различным приемам работы с бумагой - такими как : сгибание, многократное складывание, выворачивание, проглаживание и др.

Слайд 42

Знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д. Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Слайд 43

Стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Слайд 44

Помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, активизируя мыслительные процессы, т.к. в процессе работы у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными, ( объяснения приемов складывания) и перевод их значения в практическую


деятельность ( самостоятельность выполнения действия)

Слайд 45

Дети учатся читать «оригамную азбуку», что имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения.

Слайд 46

Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию

Слайд 47

Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности

Слайд 48

Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей

Слайд 49

Сложив из бумаги сказки животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказки, становятся сказочными героями

Слайд 50

Во время изготовления игрушек рассказываю детям сказки

Слайд 51

Потом дети их пересказывают

Слайд 52

Специалисты в области дошкольной педагогики считают, что эти занятия позволяют полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Слайд 53

Дети быстро освоили технику складывания модулей. С удовольствием наблюдают, как из модулей получаются поделки. Начинают осваивать технику соединения модулей.


Слайд 54

Искусство оригами — загадка, она манит каждого ребенка невероятными превращениями. Это даже не фокус, это — чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем, несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.

Работа по оригами вышла за рамки работы с детьми. Получив определенные навыки, дети и дома тоже делают модули. Родители в недоумении спрашивают, что с ними делать? Покажите, как их можно собрать? Таким образом, оригами пришло во многие семьи. Заинтересовались все педагоги нашего детского сада. Совместная работа способствует сплочению коллектива, оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека, является хорошей психологической разгрузкой после рабочего дня.

Слайд 55

Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому, занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, т.е. направит его внимание на творческую работу.

Слайд 56

Оригами нашло широкое применение в медицине. Хорошо снимает стресс, благотворно действует на нервную систему, помогает восстановлению человека после инсультов, т.к. повышает активность как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.

Слайд 57

Творить – значит выражать то, что        есть в тебе.

Всякое   истинное   творческое   усилие   совершается   в   глубинах   человеческого   духа.         Анри Матисс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительному образованию для дошкольников«Знакомство с различными видами тканей»

Основная задача кружковой работы заключается в формировании у дошкольников трудовых навыков, творческой активности, в воспитании эстетического ощущения и художественного вкуса....

План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)

План дополнительного образования старших дошкольников - Кружок «Оригами» (работа с бумагой)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ» НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»НА 2018-2019 (2019-2020) УЧЕБНЫЙ ГОД...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...

Технология дополнительного образования старших дошкольников «Волшебные палочки»

Технология дополнительного образования старших дошкольников«Волшебные палочки»...

Технология дополнительного образования старших дошкольников «Оригами» (работа с бумагой)

laquo;Оригами» (работа с бумагой)Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами - волшебство, чудо и конечно, игра.Ст...

Проект дополнительного образования старших дошкольников «Оригами» (работа с бумагой)

Проектдополнительного образования старших дошкольников «Оригами»(работа с бумагой)...