Главные вкладки

    Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.
    статья (младшая группа) на тему

    Ситникова Светлана Геннадьевна

    МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

    МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".

    МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

    МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metodiki_rechi_.doc20.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Комплекс методик для изучения развития речи детей третьего года жизни Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

    МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

    Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

    Материал: кукла и 4-5 хорошо знакомых детям предметов (чашка, погремушка, собачка).

    Процедура проведения: исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком

    1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

    2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

    3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела.

    4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или тела у себя.

    5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

    6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия (положить кубики в коробку). Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка.

    7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.

    Формулировку задания повторяли несколько раз.

    Обработка данных.

    Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

    1 раз - 2 балла,

    2 раза - 1 балл (при выполнении задания),

    0 баллов (при невыполнении задания).

    Более 2 раз - 0 баллов.

    Если ребенок набрал от 12 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.

    От 10 до 11 баллов - уровень понимания речи выше среднего.

    От 7 до 9 баллов - средний уровень понятия речи,

    От 4 до 6 баллов - низкий уровень понимания речи.

    От 0 до 3 баллов - очень низкий уровень понимания речи

    МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".

    Цель: выявить понимание речи взрослого.

    Материал: различные знакомые предметы (игрушки, пирамидки, куклы и т.д.)

    Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы:

    сосредоточенно ли всматривается в игрушки,

    берет ли в руки,

    вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

    понимает ли обращенную к нему речь.

    Обработка данных.

    Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:

    5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведенных фрагментов, определяющих результативность. Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.

    4 балла - 4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - уровень выше среднего.

    3 балла - 3 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - средний уровень

    2 балла - 1-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи - низкий уровень.

    1 балл - задание не выполнено - очень низкий уровень.

    МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

    Цель: выявить объем активного словаря.

    Материал: предметные картинки.

    Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда (шапка, шарф, рубашка, юбка), овощи (капуста, морковь, картофель, редис), домашние животные (кошка, собака, попугай), транспорт, игрушки, птицы.

    Обработка данных.

    Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

    1 балл - наличие правильного ответа.

    0 баллов - неправильный ответ.

    Выводы об уровне объема словаря.

    10 баллов - высокий уровень объема словаря,

    8-9 - баллов - выше среднего уровень,

    6-7 баллов - средний уровень

    2-5 балла - низкий уровень.

    0-1 балла - очень низкий уровень.

    МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке".

    Цель: определить уровень активного словарного запаса детей, выявить состояние грамматического строя, речи.

    Материал: сюжетная картинка.

    Процедура проведения: ребенку показывают сюжетную картинку, на которой изображен мальчик с мячом. Около мальчика прыгает собака, рядом с мальчиком на скамье сидит девочка с куклой в руках.

    После того, как рассмотрены картинки, мы, задавая ребенку вопросы, предлагали рассказать о том, что он увидел на них, ответы на которые требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов:

    Что нарисовано на картинке?

    Что делает девочка?

    Что делает мальчик?

    Что делает собака?

    Обработка данных:

    Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.

    Оценка результатов.

    5 баллов - 2-3 предложения, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.

    4 балла - 2-3 предложения с аграмматизмами.

    3 балла - одно предложение из 2-3 слов, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях.

    балла - одно предложение из 2-3 слов с аграмматизмами.

    0 - 1 балл - ответ одним словом или нет ответа.

    Выводы об уровне развития.

    Высокий уровень - 17 - 20 баллов.

    Выше среднего уровень - 13-16 баллов.

    Средний уровень - 9-12 баллов

    Низкий уровень - 5-8 баллов.

    Очень низкий уровень 0-4 балла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

    Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

    "Развитие речи детей третьего года жизни"

    Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.Развитие речи - самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве и самым тесным образом...

    Развитие речи детей третьего года жизни.

    Развитие  речи детей  третьего года жизни. Консультация для родителей....

    Развитие речи детей третьего года жизни

    Уважаеые коллеги. предлагаю вам консультацию по развитию речи детей третьего года жизни...

    "Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

    «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...