Комплект диагностических методик для изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Комплекс дидактических игр по развитию речи для диагностики детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплект диагностических методик для изучения развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет).

ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ
1. Рекомендации к процедуре обследования
 Необходимо оборудовать место для обследования, для чего понадобятся детский стол и стул (для ребенка), а также стул для взрослого. Во время занятий взрослый обычно садится напротив ребенка.
 Материал для проверочных заданий надо расположить так, чтобы он не отвлекал ребенка (например, положить на стул или кресло рядом с собой и накрыть его салфеткой).

 Игрушки, дидактические материалы, которые предлагаются ребенку, должны вызывать у него интерес.
 Игрушки и материалы, которые используются для обследования, нецелесообразно брать из игрушек в повседневного пользования (они утрачивают новину и привлекательность).
 Взаимодействие с ребенком строить на положительной эмоциональной основе с учетом ведущих потребностей ребенка в младшем дошкольном возрасте.
 Ошибки, допущенные ребенком при выполнении, замедленный темп выполнения заданий не должны вызывать раздражения, нетерпения, а тем более отрицательного отношения со стороны взрослых (взрослый «принимает» любой результат, поощряет и поддерживает ребенка, однако и не допускает излишней похвалы).
 Для выполнения задания ребенку дают достаточно времени, не торопят, не подсказывают, не кивают головой при каждом действии ребенка, предоставляют ему возможность справиться с заданием самостоятельно, а уже потом при необходимости оказывают помощь.
 Нецелесообразно давать задание маленькому ребенку только в словесной форме. Речь сопровождает действия взрослого (указательные жесты, например), а не заменяет их.
 Взрослый внимателен к состоянию ребенка, учитывает степень его утомляемости, не обследует ребенка, если тот устал, раздражен. Длительность обследования ребенка 3-4-х лет составляет не более 15-20 минут.
2. Содержание обследования
Задание 1. «Поставь в вазочки цветы». (Рис.1)
В процессе выполнения задания выявляется:
- сравнение и идентификация предметов по цвету,
- группировка предметов по цвету при условии самостоятельного выделения различительного признака (цвета);
- знание названий цветов;
Стимульный материал. Четыре карточки (9Х10см каждая) с изображением вазочек красного, желтого, синего, зеленого цвета; 12 кружочков с изображением цветков (по 3 каждого цвета).
Предъявление материала. Карточки с изображением вазочек раскладываются перед ребенком в горизонтальный ряд, а цветочки – вперемешку внизу.
Объяснение задания. Посмотри на картинки, здесь нарисованы вазочки. В эту вазочку (экспериментатор указывает на первую) надо поставить цветочки, которые сюда подходят, а в эту (указывает на другую вазочку) – какие подходят к ней подходят … и т.д. После выполнения ребенка спрашивают, почему он так разложил цветочки.
Возможные ошибки при выполнении. Хаотичность действий, раскладывание цветков подряд без учета цвета. Неправильное называние цвета.
Виды помощи. Если ребенок неправильно положил цветок, взрослый молча перекладывает его на место. И так до 5 попыток. Если ребенок не понял задания, переходят к следующему.
Дополнительные наблюдения.
- Отношение к заданию, реакция на результат; степень сосредоточения,
- стремление к самостоятельности, коммуникативность;
- качество ручной моторики, ведущая рука.
Задание 2. «Цветные коробочки-вкладыши». (Рис. 2)
При выполнении задания выявляется:
- умение сравнивать предметы по размеру;
- использование слов «больше – меньше», «большой-маленький»
- характер ориентировочных действий.
Стимульный материал. Два комплекта пластмассовых коробочек (из 7-ми и из 4-х элементов), складывающихся по принципу матрешки (в самую большую). Один комплект прямоугольной формы, другой – конусной. Возможно использовать различные кубики-вкладыши, детские песочницы и пр.
Предъявление материала. На глазах у ребенка из большой коробочки по одной вынимают все остальные и раскладывают их на столе вперемешку.
Объяснение задания. Задание дается в словесной форме: «Сложи все коробочки (обвести их в воздухе рукой) в эту (указать на самую большую)».
Возможные ошибки при выполнении. Ребенок действует хаотично, оставляет «лишние» элементы, не замечает этого. Действует «силовой» нерезультативной пробой, бросает работу. Не стремится действовать самостоятельно, а ориентируется только на реакцию взрослого.
Виды помощи. Складывание коробочек на глазах у ребенка с нарочитыми «поисковыми» движениями рукой (демонстрация необходимости выбора). Затем – повторная попытка.
Дополнительные наблюдения.
- Наличие ориентировочного рассматривания элементов перед действием,
- использование приближения элементов для сравнения,
- координированные движения двух рук,
- наличие зрительного контроля
- реакция на успех и неудачу, на поощрение.
Задание 3. «Цветные коробочки». (Рис. 2) При выполнении задания выявляется:
- умение устанавливать сериационный ряд;
Стимульный материал. Тот же.
Предъявление материала. Все коробочки устанавливаются на столе перед ребенком по убыванию размера.
Объяснение задания. Ребенку предлагается игра: «Мы будем играть. Смотри. Ты закроешь глаза, я возьму коробочку (убирает из середины ряда любую), сделаю так (смыкает ряд). Поставь коробочку на место (подает ее ребенку). А теперь закрывай глазки руками». Когда коробочка извлечена, ряд восстановлен, взрослый постукивает ею по столу: «Готово!»
Трудности и ошибки при выполнении. Ребенок устанавливает коробочку либо в конце ряда, либо в любое другое.
Виды помощи. Если ребенок не видит ошибку и не пытается ее исправить, взрослый исправляет ее, демонстрируя «поиск», перемещая коробочку вдоль ряда, как бы примеривая, сюда поставить или нет. После выполнения говорит, как стало красиво, делает жест рукой, моделируя убывание размера. Принцип не оречевляется.
Дополнительные наблюдения.
- Принятие игровой ситуации,
- желание сотрудничать со взрослым,
- интенсивность «поиска» решения,
- уровень зрительно-двигательной координации.
Задание 4. «Найди пару». Рис. 3
При выполнении задания выявляется:
- способность ребенка к «опредмечиванию» (ассоциированию) условно предметных изображений;
- умение соотносить силуетные и контурные изображения;
- способ идентификации (зрительное соотнесение, наложение – проба)
Стимульный материал. Лист белого картона размером 15х25см. с 6-ю условно-предметными силуетными изображениями черного цвета. Набор соответствующих контурных изображений (каждое вырезано из бумаги и наклеено на картон).
Предъявление материала:
• Первый вариант. Сначала перед ребенком кладут лист с силуетными изображениями, а отдельные контурные изображения не показывают. Дают задание на «опредмечивание» (ассоциирование).
• Второй вариант задания (на идентификацию) дается независимо от результатов первого. Перед ребенком раскладывают отдельные контурные изображения и предлагают «закрыть» соответствующие силуетные.
Объяснение задания:
• Первый вариант «Посмотри на эти картинки. Вот эта на что
похожа? Что это такое? Как ты думаешь? А эта? …и т.д.».
Если ребенку трудно сосредоточить внимание на указанной картинке, можно закрывать все остальные изображения.
• Второй вариант «Посмотри на эти картинки. И на эти. Найди тут (указать на силуеты) вот эту фигурку (указывать последовательно на контурные изображения). Когда ребенок зрительно находит пару и указывает на нее, ему дают возможность наложить контурное изображение на силуетное. И так, пока не будут закрыты все силуеты.
Трудности при выполнении:
- ребенок не находит сходства между условно-предметным изображением и образом знакомых ему реальных предметов, не опредмечивая ни одного;
- «узнает» единичные изображения;
- называет любой предмет.
Виды помощи. Взрослый «внимательно рассматривает» силу-етное изображение: «Что же это? Это не ложка…Это дерево? Нет, не дерево. Не похоже на дерево…А! Это похоже на собачку! А это на что похоже? Что это?» Предлагает ребенку еще раз рассмотреть картинки.
Дополнительные наблюдения:
- стремление рассмотреть все изображения и выполнить задание;
- реакция на успех и неуспех.
Задание 5. «Найди игрушке домик». Рис. 4 (Модификация методики Л.А.Венгера) При выполнении задания выявляется
- способность осуществлять группировку предметов по
форме по трем образцам – эталонам отвлекаясь от функ
ционального назначения предметов;
- умение словесно объяснить принцип группировки.
Стимульный материал. Три коробки-емкости для игрушек.
Каждая коробка маркирована (изображение геометрической фигуры – круга, квадрата и треугольника). Набор игрушек (не менее 12). Предъявление материала. Перед ребенком ставят коробки так, чтобы ребенок ясно видел маркировку. Затем предлагают коробку с игрушками. Либо раскладывают их на столе.

Объяснение задания. «Вот это домики для игрушек. А двери все разные. Найди каждой игрушке свой домик. Внимательно смотри на дверцу». Я сначала помогу вот этому клубочку (выполняет). Теперь ты сам».
Трудности и ошибки при выполнении:
- попытки положить игрушки в «удачную» коробку (после действия взрослого);
- длительный латентный период перед каждым выполнением (ожидание «неуспеха»);
- неспособность выделить принцип группировки;
- слабый поиск способа решения;
- выраженная ориентировка на реакцию взрослого;
- неумение объяснить принцип своих действий.
Виды помощи. Ребенку предоставляется возможность все выполнить самостоятельно. Затем спросить, какие игрушки он положил в эту коробку (в эту, эту…). Бывает, что ребенок неправильно положил отдельные предметы, но видит ошибку и перекладывает игрушку. В том случае, если ребенок разложил игрушки без соблюдения заданного условия, взрослый привлекает его внимание к дверцам (геометрическим фигурам-эталонам), обводя их пальчиком ребенка, затем обводя значимые части предметов, сопоставляя их.
Затем дается повторная попытка.
Дополнительные наблюдения:
- уровень организации деятельности;
- поведение при затруднениях (отказ от дальнейшего выполнения, обращение ко взрослому за помощью);
- качество объяснения принципа группировки.
Задание 6. «Тележка со шнурком». Рис. 5 и 6 (Методика С.Л. Новоселовой)
При выполнении задания выявляется уровень решения наглядно-действенных задач:
- наличие ориентировки в проблемной ситуации, предъявленной в реальном и образном плане;
- способ решения (пробы, зрительное соотнесение);
- словесное объяснение способа действия до начала и после завершения.
Задание 7. Непредметное конструирование. Рис. 7
При выполнении задания выявляется:
- умение идентифицировать объекты по форме;
- уровень восприятия пространственных отношений между предметами;
- умение выполнять действия (перемещения) по подражанию;
- умение воспроизводить простейший образец.
Стимульный материал. Два одинаковых набора деталей из строительного набора «Цвет и форма» - куб, брусок, полусфера, треугольная призма (маленькая), конус. Всего 5 штук в каждом наборе.
Предъявление материала. Психолог ставит на стол коробку со строительным материалом, берет парные фигуры, одну кладет себе, другую – ребенку («Это - мне, это – тебе»). Отодвигает их немного в сторону, освобождая место для работы.
Объяснение задания. Перед началом основного задания следует убедиться, что дети умеют сравнивать и идентифицировать фигуры. Поэтому ребенку показывают по одной фигуре и просят найти у себя «такой же». После этого переходят к основному заданию. Если не выполняется задание на идентификацию, то переходят сразу к седьмому заданию. Если выполняется – то продолжают задание 6.
«Теперь будем играть в обезьянок. Делай, как я.» Берет одну фигуру, например, брусок, и кладет его плашмя. Ребенок повторяет все в точности. Таким образом, методом подражания воспроизводится любая композиция из заданных элементов. Затем по подражанию взрослому ребенок выполняет различные перемещения деталей.
Следующий этап – воспроизведение комбинаций фигур по образцу, который создается за экраном. Зеркальное вопроизве-дение ошибкой не считается.
Трудности и ошибки при выполнении:
- трудности в пространственном расположении фигур (вертикальное или горизонтальное положение бруска, к примеру);
- трудности установления изменений в комбинациях даже при перемещении одной фигуры;
- трудности воспроизведения образца (ошибки в расположении);
- операционально-технические трудности.
Виды помощи. Помощь оказывается при выполнении действий по подражанию путем повторного привлечения внимания ребенка к расположению фигуры (повторяется выбор, перемещение и расположение). В ходе работы по образцу – внимание привлекается путем указательного жеста, обведения фронтальной поверхности нужной детали по контуру рукой ребенка.
Дополнительные наблюдения:
- степень сосредоточенности в ходе выполнения задания;
- внимание к взрослому-партнеру;
- умение исправлять ошибку (замеченную самостоятельно или по указанию взрослого);
- согласованность компонентов системы «взор-рука»;
- словесные обозначения деталей строительного набора.
Задание 8. «Сложи картинку». Рис. 8 (кошка) и 9 (человек) При выполнении задания выявляется:
- наличие предварительного образа (называние до складывания);
- способность воссоздать полный целостный образ;
- точность совмещения фрагментов.
Стимульный материал. Разрезные картинки: 1. «Кошка» из 3-х частей. 2. «Человек» из 5-ти частей.
Предъявление материала. Перед ребенком раскладывают части изображения кошки. Среднюю часть изображения кошки располагают в перевернутом виде и только не в середине. Части изображения человека предъявляют в беспорядочном расположении.
Объяснение задания. «Посмотри внимательно. Видишь, картинку порвали. Сложи ее.»
Трудности и ошибки при выполнении:
- трудности опознавания целого по фрагментам (не называет кошку и человека до начала работы;
- пропуск средней части (складывание «головоногов»);
- трудности совмещения контуров.
Виды помощи. Складывание целого изображения на глазах у ребенка с последующей попыткой самостоятельного выполнения. Дополнительные наблюдения:
- искажение образа человека (ноги – на втором ярусе, руки
– на нижнем);
- поведение при затруднениях (потеря интереса к заданию, обращения за помощью, упорные поиски достижения результата);
- отношение к успеху и неудаче.
Задание 9. «Что из этого может получиться?» Рис. 10
(Модификация методики О.М. Дьяченко) Задание позволяет выявить
- способность к ассоциированию и «опредмечиванию» как
начальных форм воображения.
Стимульный материал. Шесть контурных полукругов, расположенных в ряд на полоске бумаги. Радиус – 15мм. Расстояние между ними – 15мм.
Предъявление материала. Перед ребенком кладут полоску бумаги и набор из 6 цветных карандашей (фломастеров).
Объяснение задания. «Посмотри внимательно. Художник хотел нарисовать разные предметы, но не успел. Давай подумаем вместе. Что из этого может получиться? Скажи и дорисуй».
Трудности при выполнении заключаются в бедности ассоциативных образов, недостаточном закреплении этого образа в слове-названии, слабых изобразительных навыках.
Виды помощи. Помощь не оказывается.
Задание 10. Лабиринт. «Поставь машину в гараж». Рис. 11
(Модификация методики В.Векслера) При выполнении задания выявляется
- уровень зрительно-двигательной координации;
- наличие опережающих руку движений глаз;
- уровень произвольных движений руки. Стимульный материал. Полоска бумаги с изображением
простейшего лабиринта (с 4-мя ловушками-тупиками)
Предъявление материала. Полоску бумаги с изображением лабиринта и простой (мягкий) карандаш кладут перед ребенком. Объяснение задания. «Водителю надо доехать до дома и поставить машину в гараж. Вот он. Но посмотри, какая дорога трудная, извилистая, на ней много поворотов. Помоги ему добраться до дома. Нарисуй ему путь. Как будто бы ты шофер».
Трудности и ошибки при выполнении:
- недостаточное зрительное «прокладывание» пути;
- перечеркивание ограничительных линий;
- заходы в тупики;
- прерывистость, неуверенность графического следа. Виды помощи. Помощь не оказывается. Дополнительные наблюдения:
- уровень принятия игровой задачи;
- сосредоточенность выполнения;
- отношение к обнаружению ошибки и заходе в тупики»
- способность видеть и исправлять ошибку.
Задание 11. «История в картинках». Рис. 12 а, б, в
При выполнении задания выявляется:
- умение установить логику событий и разложить эпизоды в нужной последовательности;
- умение отразить эту логику в самостоятельно составленном рассказе по серии эпизодов.
Стимульный материал. Два комплекта (серии) последовательных картинок. Каждая серия состоит из 3-х эпизодов.
Серия 1. «Маша и Сережа строили вместе замок из кубиков.*
Вдруг прибежал Саша и разбил волшебный замок. Дети расстроились, Маша заплакала.*
Потом они помирились и стали дружно строить новый замок.*»
Серия 2. «У Сережиного мишки оторвали лапу. Сережа плакал* Мама взяла иголку с ниткой – и пришила лапу. *Сережа снова играет с мишкой.»
Предъявление материала. Перед ребенком раскладывают (нарушая последовательность событий) картинки с изображением отдельных эпизодов события (серия 1).
Объяснение задания. «У меня картинки. Посмотри на них. Если положить их по порядку, то получится интересная история. Попробуй их разложить». Независимо от качества раскладывания эпизодов ребенку предлагают составить рассказать по картинкам.
Возможные ошибки при выполнении:
- ребенок при раскладывании эпизодов нарушает их логи
ческую последовательность;
- имеются трудности при словесной передаче содержания
даже при правильном раскладывании картинок.
Виды помощи:
- рассказывание содержания истории ребенку и повторение всего задания;
- наводящие вопросы («Почему огорчились, обиделись дети? Кто их обидел? Чем кончилось все? Они поссорились и пошли домой?»
Примечание. Если ребенок справился с серией 1, то вторую серию можно не давать. Если же проводилось обучение, оказывалась помощь, то после повторной попытки передать содержание Серии 1 переходят к серии 2 уже не применяя элементов обучения.
Задание 12. Стихотворение
При выполнении задания выявляется:
- степень передачи ребенком ритмической структуры сти
хотворного текста.
Объяснение задания. «Ты, наверное знаешь много стихов. Расскажи мне, что ты хочешь, что больше всего любишь» Возможные ошибки при выполнении:
- искажение метроритмической структуры,
- замена стихотворного текста прозой. Виды помощи. Помощь не оказывается.
Задание 13. Рисунок по свободную тему. «Нарисуй, что хочешь»
При выполнении задания выявляется:
- наличие предварительного изобразительного намерения;
- степень предметности (узнаваемости) изображения;
- наличие речевого сопровождения рисования;
- словесное объяснение готового рисунка.
Стимульный материал. Лист бумаги А-4, мягкие цветные ка
рандаши (или волоконные) 6-ти цветов.
Объяснение задания. У ребенка спрашивают, любит ли он рисовать, хочет ли что-либо нарисовать. Если да, то - что именно. Материалы для рисования предлагаются независимо от ответа (да или нет)
Трудности при выполнении:
- несформированность преднамеренного изображения;
- недостаточная функция речи в создании рисунка;
- трудности при «опредмечивании» каракулей при доизоб-
разительном рисовании;
- низкий уровень зрительно-двигательной координации. Дополнительные наблюдения:
- интерес к рисованию;
- обращенность ко взрослому в процессе рисования.
Наблюдения за игрой
Наблюдения за игрой детей проводятся в игровом уголке или в специальном помещении, где создается маленькое игровое поле для игр с куклами, машинами и пр. Для проведения наблюдений в игровую зону приглашают двух детей (желательно, чтобы они сами захотели играть вместе). Они, как правило, начинают играть «по интересам». Важно увидеть, какие игры они предпочитают – с партнером, не имеющим свою программу (куклой), или же со сверстником, а также проанализировать содержание и длительность их игрового взаимодействия.
Параметры оценки уровня игры детей младшего дошкольного возраста
1. Содержание игры (доминирующий план – предметный или социальный)
2. Отношение к кукле (кукла – заместитель живого ребенка или нет)
3. Длительность и разнообразие игровых цепочек, их соответствие жизненной последовательности.
4. Наличие ролевых действий (действует ли ребенок от имени взрослого, роль которого выполняет в игре)
5. Взаимодействие со сверстником в игре (кратковременное, эпизодическое, постоянное, активное)
6. Наличие обращений к партнеру - кукле или сверстнику (редкие, постоянные).
7. Речевое сопровождение игры (виды словесной регуляции).

Обработка результатов диагностического изучения детей

Задание

Высокий уровень выполнения

Средний уровень выполнения

Низкий уровень выполнения

1. «Поставь в вазу цветы»

Задание понимает сразу.
Выбирает сразу изображения одного цвета.
Раскладывает без пропусков. В процессе выполнения обращен ко взрослому. Стремится к самостоятельному выполнению. Радуется успеху.

Задание понял с 3-го предъявления. Допускает ошибки, исправляет их лишь при указании на нее.
За помощью обращается. Слабый поиск самостоятельных решений. Радуется успеху

Условие задания не выполняет, раскладывает цветки хаотично.
Ошибку не видит. Нуждается в неоднократной помощи. Внимание ко взрослому слабое. К результату почти индифферентен.

2. «Цветные коробочки-вкладыши»).

Задание принимает и выполняет на уровне зрительного приме-ривания и, частично, зрительного соотнесения.
Самостоятелен. Гордится результатом.

Задание принимает, выполняет охотно.
Использует «поисковую» пробу и иногда - практическое примеривание. Ошибку замечает не всегда. Обращается за помощью. Слабый поиск самостоятельных решений. Успеху радуется

Задание принимает. Действует многократными пробами, часто нерезультативными. Оставляет лишние элементы. Ошибку не видит, безуспешно старается исправить при указании на нее. К неуспеху равнодушен.

3. «Цветные
коробочки-2»
Сериация

Задание принимает и понимает. Воспринимает игровую ситуацию. Сериационный ряд воссоздает самостоятельно
Пользуется зрительными способами ориентировки, Стремится к сотрудничеству.
Активно пользуется речью
Радуется удаче и стремится к повторению игры.

Задание принимает, но понимает слабо. Нуждается в повторении объяснения (показа). Выраженная ориентировка на реакцию взрослого. Самостоятельность слабо выражена. Нуждается в поддержке. Успеху радуется

Задание принимает. Действует хаотично. Использует практические способы ориентировки. Слабое стремление к сотрудничеству. Несамостоятелен, но за помощью не обращается На результат реакция слабая.

4. «Найди пару»

Задание принимает и понимает. «Опредмечивает» все изображения, пользуется словом. Идентифицирует контурные и силует-ные изображения. Радуется удаче. Радуется повторению игры.

Задание принимает. «Опредмечивает» не более 3-х изображений. Нуждается в поощрении. Затрудняется в соотнесении контурных и силует-ных изображений. Реакция на результат слабая

Задание принимает «Опредмечивает» единичные изображения.
Соотносит силуеты и контуры только с помощью. Даже практические способы ориентировки применяет с помощью. К результату индифферентен.

5. «Найди игрушке домик»

Задание принимает и понимает. Игрушки раскладывает в соответствии с заданием
Использует зрительные способы ориентировки
(примеривание и соотнесение). Объясняет свои действия. Радуется результату

Задание принимает. Понимает после нескольких предъявлений. Самостоятельно принцип группировки не вычленяет. Пытается объяснить собственные действия Радуется результату

Задание принимает. Действует без учета формы игрушек. Допускает много ошибок.
Ошибку не видит. Не вычленяет самостоятельно принцип группировки. К неуспеху равнодушен.

6. «Тележка
со шнурком»

Задание принимает и понимает. Образную задачу решает после некоторой паузы. Рассматривает рисунок.
Обращается с вопросами ко взрослому. Реальную проблемную ситуацию решает либо сразу, без проб, либо путем неполной пробы (перестает тянуть за шнур, заметив, что тот выскальзывает).
Выполняет задание самостоятельно. Радуется успеху.

Задание принимает. Образную задачу решает с помощью (при указании жестом на расположение шнура). Реальную проблемную ситуацию решает пробами. Но находит решение самостоятельно Действия сопровождает речью. Радуется успеху.

Образное предъявление не понимает. Не вычленяет в рисунке значимые детали (шнур и его расположение) В реальное ситуации действует пробами, но поиск способа действия даже после неудачной попытки выражен очень слабо. Выполняет задание только с помощью. Успеху радуется

7. Непредметное конструирование

Задание принимает и понимает. Идентифицирует фигуры.
Вопроизводит про-странтвенное расположение фигур по подражанию и простейшему образцу. Активно сотрудничает.
Называет фигуры. Радуется успеху

Задание принимает.
Идентифицирует фигуры
Самостоятельно выполняет задание по подражанию. Образец воспроизводит
с ошибками. Ошибку не замечает, при указании на нее
исправляет самостоятельно. Радуется успеху

Идентифицирует фигуры Затрудняется в выборе фигур при выполнении действий по подражанию Образец воспроизводит хаотично нагромождая фигуры.
Результатом доволен.

8. «Сложи картинку»

Задание принимает и понимает. Называет объект до начала складывания целого.
Конструирует целостный образ самостоятельно. Действия сопровождает высказываниями фиксирующего характера. Результату радуется.

Задание принимает. Предварительного называния нет. Проходит стадию «головонога». Ошибку замечает, настойчиво пробует исправить ее самостоятельно или с помощью. Иногда сопровождает действия отдельными высказываниями. Результату радуется

Задание принимает Предварительного образа нет (не узнает объект). Действует хаотично, путем комбинаторики.
Действует часто двумя руками, поворачивая сразу две детали.
Искажает образ. После обучения действия упорядочиваются, но ошибки остаются. Ошибки чаще всего не видит.
Действия речью не сопровождает. Теряет интерес к результату.

9. «Что из
этого может получиться?»

Задание принимает и понимает.
«Опредмечивает от 4 до 6 изображений. Называет предмет по ассоциации. Графическое «опредмечивание» хуже, чем словесное. Радуется моменту «узнавания».

Задание принимает «Опредмечивает» 2-3 полукруга, называет ассоциативный образ. Графическое «опредмечивание» не удается. заинтересованность заданием не выражена.

Задание принимает индифферентно. Не «опредмечивает» ни одной или «узнает» одну фигуру. Графические способы не применяет.

10. Лабиринт

Задание принимает и понимает игровую ситуацию. Действует рукой осторожно, «прощупывая» взором предстоящий шаг. Может делать остановки перед тупиками – ловушками, но в них не заходит. Движения руки неуверенные Достижению цели рад.

Задание принимает. Игровую задачу понимает. Опережающего взора не сформировано.
Рука и взор действуют одновременно. Делает пробные заходы в тупики, но быстро останавливается. Графические умения слабые. Достижению цели рад

Задание принимает. Заходит в тупики, потом возвращается (практический способ ориентировки).
Конечной цели достигает, отношение к результату индифферентное либо слабое. Графические умения очень слабые

11. Последовательные картинки

Задание принимает и понимает.
Картинки раскладывает в нужной последовательности. Составляет по ним рассказ, состоящий из 1-3 предложений различной сложности. Доступно установление не только предметно-действенной связи между персонажами, но и социальной, межличностной (кто обидел, почему плачет, кто помог, почему опять смеется)

Задание принимает Затрудняется в раскладывании картинок. Объяснение содержания дается по каждому фрагменту буквально, вне связи с другими. Доступно установление предметно-действенной связи между персонажами.

Картинками заинтересовывается. Раскладывает их в ряд в любом порядке. Рассказ не составляет. Перечисляет объекты. Действенные связи устанавливает толь-ко по вопросам. Межличностный аспект не понимает.

12. Стихотворение

Задание принимает и понимает.
Рассказывает стих-е с удовольствием. Передает ритмическую структуру стихотворного текста в размере ямб и хорей.

Задание принимает Имеются отдельные нарушения метроритма из-за перестановки слов в тексте.
Есть случаи перевода «стихотворного» текста в прозу. Ошибки ребенок не чувствует

Задание принимает с напряжением, иногда неохотно. Рассказывает вяло, с постоянной подсказкой. Удовольствия от воспроизведения ритмизированного текста не наблюдается.

13. Рисунок

Задание принимает и

Задание принимает,

С удовольствием

на свобод-

понимает.

но понимает слабо.

берется выполнять

ную тему

С удовольствием

Предметного ри-

задание.

 

сообщает о желании

сунка нет.

Предметного ри-

 

нарисовать что-либо,

Может сказать о

сунка нет

 

не сообразуясь с воз-

своем намерении

Речевое сопровож-

 

можностями.

до начала рисова-

дение лишено ак-

 

Рисунок в стадии

ния. (это совсем не

тивности

 

перехода от доизоб-

замысел).

Ассоциирует начер-

 

разительного к пред-

Активно, с удо-

тания с трудом.

 

метному или уже

вольствием черкает.

 

 

предметный.

Сопровождает

 

 

Пытается выполнить

действия речью.

 

 

понятный рисунок, все Пытается назвать

 

 

время объясняя его.

рисунок.

 

 

Часто переходит к

Рисунок показыва-

 

 

хаотическому штри-

ет взрослому.

 

 

хованию.

 

 

 

Каракулям старается

 

 

 

придать значение

 

 

 

(вот что получилось!)

 

 

 

Рисунок показывает с

 

 

 

гордостью.

 

 

Параметры оценки уровня игры детей младшего дошкольного возраста

  1. Содержание игры (доминирующий план – предметный или социальный)
  2. Отношение к кукле (кукла – заместитель живого ребенка или нет?)
  3. Длительность и разнообразие игровых цепочек, их соответствие жизненной последовательности.
  4. Наличие ролевых действий (действует ли ребенок от имени взрослого, роль которого выполняет в игре)
  5. Взаимодействие со сверстником в игре ( кратковременное, эпизодическое, постоянное, активное)
  6. Наличие обращений к партнеру - кукле или сверстнику (редкие, постоянные).
  7. Речевое сопровождение игры (виды словесной регуляции
  8. Протокол обследования игры детей младшего дошкольного возраста

Рассматриваемые стороны игры

Содержание характеристик

Высокий
уровень
(Режиссерская
игра)

Средний уровень

Низкий уровень

Содержание игры

Соотношение предметного и социального планов игры (Какой план является доминирующим)

Социальный план доминирует

Социальное содержание (план отношений) возникает на фоне предметного лишь эпизодически.

В игре имеется только развернутый предметный план. Социальные отношения не воссоздаются

Отношение к кукле

Воспринимает ли ребенок куклу в качестве живого ребенка. Кукла для него – простая игрушка или заместитель маленького человека? Пользуется ли речевыми, зрительными, телесными, жесто-выми средствами выражения отношения к кукле как к ребенку (постоянно, эпизодически, в единичных случаях)

Кукла-заместитель ребенка. Наличие общения с ней, выражение материнского отношения. Активно пользуется речевыми, зрительными, телесными, жес-товыми средствами выражения отношения к кукле как к ребенку.

Цель игры с куклой заключается в предметных действиях с ней. Но игровая активность высокая, может играть с куклой довольно долго. Эпизодически возникает отношение к кукле как к ребенку (проявления нежности)

Предметные действия с куклой составляют основу игры. Игровая активность не выражена. Кукла воспринимается, в основном, как неживая игрушка. Ее носят за волосы, она валяется на полу и т.д.

Взаимодействие со сверстником в игр (коак-тивный или интерактив-ный тип взаимодействия)

Постоянное, эпизодическое кратковременное, активное. Внимание к партнеру. Какие коммуникативные средства используются.

Стремление играть вместе. Реально – взаимодействие кратковременное, но частое, обращения к партнеру направлены на согласование действий ( Активно используются мимические, пантомимические и речевые средства

Стремление играть вместе. Реально – игра рядом, с редким кратковременным взаимодействием коактив-ного типа Иногда возникают ссоры на почве притязаний на игрушки, территорию, занятую другим ребенком. Использование неречевых средств неактивное, словесных – единичное.

Стремление играть вместе не выражено. Игра рядом затруднена. Дети мешают друг другу. Наблюдается территориальное отторжение. Неречевые и речевые средства используются не по поводу игры.

Качество игровых цепочек

Длительность
Разнообразие Логическая последовательность

Игровые цепочки разнообразны (вариативны), отражают логику реальных ситуаций, продолжительны.

Логика нарушается в отдельных случаях, но играющий ребенок (или его партнер) замечают и исправляют оплошность. Вариативность небольшая, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов»

Цепочки малозвеньевые, фрагментарные. Наблюдается склонность к стереотипному воспроизведению.

  1.  

Использование предметных заместителей

Активное использование.
Множественные заместители для одного предмета Много-функциональный заместитель

Активно и с интересом использует различные заместители: множественные заместители для одного предмета, а также многофункциональные заместители Активно используют действия с воображаемым предметом.

Использует редко.
Спектр заместителей ограничен. Многофункциональные заместители почти не использует. Редкие действия с воображаемыми предметами.

Предпочитает игровые или реальные предметы

Ролевое поведение, то есть поведение в соответствии с изменением позиции Я (позиционное, социальное замещение)

Действия от имени роли. Произвольность 1 уровня. Возможность удержания себя в рамках принятой роли. Устойчивость, непрерывность, длительность или дискретность, фрагментарность ролевого поведения) Наличие отвлечений и возможность вновь включаться в роль. Обобщенность или конкретность роли.

Действует от имени роли.. Ролевое поведение устойчивое. Пребывание в роли длительное.
Роль обобщенная.
Имеется предметное и социальное замещение.
Относится к кукле как к ребенку.

Действует от имени роли короткое время. Отвлечения ведут к потере роли и редким ее возобновлением. Произвольность снижена. Недостаточное удержание себя в рамках роли. Позиционное замещение неустойчиво и кратковременно. Роль обобщенная

Роль на себя принимает. Но почти не действует от имени роли. Предметы-заместители использует ограниченно. Вариативность заместителей слабая. Действия с куклой предметны по содержанию, хотя могут продолжаться довольно долго.
Специфические отношения матери к ребенку в играх с куклой возникают как редкие вкрапления в предметную игру.

  1.  

Ролевая речь

Речь от имени роли. Обращение к партнеру (единичные, редкие, по-стояные) Содержание высказываний.
Уровень речевой активности в игре высокий.

Говорит от имени роли. Обращения к партнеру- кукле постоянное, к сверстнику – редко.
В обращениях к кукле постоянно звучит материнское отношение к ней. В обращениях к партнеру-сверстнику появляется иногда стремление согласовать действия. Внимание к сверстнику выражается в слежении за его действиями.

Обращения к кукле как к ребенку возникают эпизодически.
К сверстнику обращения единичны. Выражено стремление играть в непосредственной близости друг к другу.

Ролевой речи почти нет. Единичные высказывания обращены, главным образом не к партнеру (кукле), а к взрослому. Диалог беден, очень редко оречевляет реакции куклы..

Общее речевое сопровождение игры

Речь возникает после действия в виде словесного отчета (словесная фиксация содержания выпол-ннего действия.
Высказывания, звучащие одновременно с игровым действи-ем.(объяснит ельная речь). Высказывания, предшествующие действие (близкое планирование)

Речь является органической частью игры. Речевая активность в игре высокая. Используются все виды высказываний, но более всего – фиксирующего характера и объясняющие смысл действий. Иногда – «пошаговое» планирование («...сейчас ком-потик… попьем»)

Речь в игре возникает редко, достаточно скудная. Высказывания носят фиксирующий характер.

Ребенок, в основном играет молча, увлекаясь предметной игрой с куклой. Его речь обращена ко взрослому, находящемуся рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики изучения развития речи детей раннего дошкольного возраста Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной.

МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".МЕТОДИКА № 2." Найди игрушку".МЕТОДИКА № 3. "Кто это".МЕТОДИКА № 4. "Беседа по картинке"....

"Роль иры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста: приемы и методы развития речи в игре"

В данной статье Вы сможете ознакомиться не только со значением ИГРЫ в жизни ребенка,а также узнать ,как правильно и эффективно организовать игру с ребенком,овладеть практическими приемами и различными...

СООБЩЕНИЕ Тема: «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста» (практическое занятие)

Практическое занятие «Использование методики пошагового рисования при развитии речи детей младшего дошкольного возраста»...