Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников
консультация (старшая группа) на тему

Гаглоева Марина Тамерлановна

Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл su_dzhok.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Су-Джок терапия как эффективное средство речевого развития старших дошкольников»

Цель: повысить эффективность речевого развития старших дошкольников посредством использования Су-Джок терапии.

Задачи.

1. Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок.

2. Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

3. Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.

4. Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по коррекции речи.

5. Повышать уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

Ожидаемые результаты

• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

• развивается координация движений и мелкая моторика;

• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

• повышается уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

В переводе Су-Джок - "Су" – кисть, "Джок" – стопа. Су-Джок акупунктура – последнее достижение Восточной медицины. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определённые точки. Су-Джок терапию можно отнести к наилучшим методам самопомощи, существующим в наше время. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Приемы Су - Джок терапии активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Систематически можно использовать приемы Су-Джок терапии на логопедических занятиях, то тогда коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно сократятся сроки коррекционной работы.

В работе логопеда можно использовать Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики.

Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Пути реализации Су-Джок терапии в ДОУ:

• Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок, приемами работы по его использованию.

• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).

• Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапииконсультирование)

• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).

Для реализации задач используем следующие направления и формы работы:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков);

-совершенствование лексико-грамматических категорий;

-совершенствование навыков пространственной ориентации.

-упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Этапы проведения Су–Джок терапии на логопедических занятиях

I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Форма организации работы с Су-Джокмассажёрами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Используя элементы Су-Джок терапии, возможно использование следующих

методов и приемов работы:

• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев,

кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев иногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.

Формы работы с детьми:

• Пальчиковая гимнастика

• Автоматизация звуков

• Совершенствование лексико-грамматических категорий

• Развитие памяти, внимания

• Выполнение гимнастики

• Звуковой анализ слов

• Совершенствование навыков употребления предлогов

• Слоговая структура слов

Развитие фонематического слуха и восприятия

• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»

• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»

• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»

• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»

• «Телеграфисты»

• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»

• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»

• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение№4)

Развитие звукового и слогового анализа слов

• Упражнение «Раздели слова на слоги»:

Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су-Джок.

• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»

Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)

• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»

• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»

• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»

• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики (см. Приложение №2,№3,№7)

• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»

• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение №3)

Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение;

словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)

• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (см. Приложение №6)

• “Шарик кати - слово говори”.

• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:

• Упражнение «Один-много» (см. Приложение №5)

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания

• Использование Су – Джок шаров для развития памяти и

внимания

• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

• комплекс “Разминка”

• сказка «Ёжик»

• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации

• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение»«Делай, как я»)

• Массаж Су-Джок шарами. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом

• Массаж пальцев эластичным кольцом

• Использование шариков при выполнении гимнастики

Материально-технические:

• массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами;

• грецкие орехи; колючие валики

• компьютер, проектор, набор дисков (для демонстрации аудиозаписей, мультфильмов, презентаций).

Нормативно-правовые:

• Закон «Об образовании»

• ФГОС ДО

• СанПин

• разработка методических рекомендаций для воспитателей ДОО по внедрению Су-Джок терапии.

Информационные:

• создание стендов для родителей с материалами поСу-Джок терапии.

• распространение собственного педагогического опыта через СМИ, систему Интернет;

• использование интернет – ресурсов.

Организационные:

• просвещение родителей по данной теме (проведение семинаров- практикумов, мастер - классов, родительских конференций и т. д.);

• создание оптимальной развивающей предметно – пространственной среды.

Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Неоспоримыми достоинствами использования в логопедической практике элементов Су-Джок терапии являются:

- высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность - Су -Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях. Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су–Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика - система специальных упражнений, сочетающая речь и движение. Детям предлагают для подражания различные движения, которые сопровождаются произнесением звуков, звукосочетаний, слов...

"Авторское дидактическое пособие «Знатошкин дом» как эффективное средство познавательного развития старших дошкольников"

Познавательное развитие дошкольников – важный компонент успешного развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка  (ФГОС ДО). Для этого в подготовительной группе «...

«Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

laquo;Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у  дошкольников»....

Консультация для воспитателей на тему: «Фонетическая ритмика как эффективное средство речевого развития у дошкольников».

Фонетическая ритмика — система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала сопровождается движениями....