Доклад на тему «Организация работы по самоуправлению в детском коллективе»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Чевтайкина Екатерина Федоровна

Изучение содержания деятельности   детского  самоуправления и детских общественных организаций, определение их места в воспитательной системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Доклад  методической учебы

на тему:                   

 «Организация работы по  самоуправлению в детском коллективе»

 

                                                                             Составила: методист

                                                                         Чевтайкина Е.Ф.

                                                                               .

                                   Рузаевский МР – 2015

 Цель методической учебы:  изучение содержания деятельности ученического самоуправления и детских общественных организаций, определение их места в воспитательной системе дополнительного образования.

Задачи методической учебы:

- продемонстрировать структуру, деятельность детского  самоуправления в МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР»

 -уточнить представление о роли   и развитии детского самоуправления в творческих объединениях.

   

       В современных условиях большие перемены происходят и в образовательных учреждениях, различных детских объединениях. С одной стороны, дети становятся другими, понимающими свою роль в обществе и стремящимися отстаивать свои права. С другой – само общество требует серьезной подготовки детей к адекватной реализации своих гражданских прав и обязанностей, как в настоящем, так и будущем.

      Детское  самоуправление — это  форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Основное предназначение детского самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем группы и общеобразовательного учреждения.  Участие обучающихся в детском самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях. Самоуправление обучающихся  выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.   Большой вклад в создание условий для развития детского самоуправления призван внести педагог, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в детском коллективе . Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах   (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)    

    Позиция  педагога должна строиться на основе идей гуманистической педагогики:

     – безоговорочное принятие ребенка, положительное отношение к нему;

     – уважение к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ребенке;

     – осознание и признание права личности быть непохожей на других;

     – признание за ребенком свободы выбора;

     – оценка не личности, а ее деятельности и поступков;

     –  умение смотреть на проблему с позиций конкретного ребенка;

     – учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.  

            Так какова же сегодня роль педагога в организации детского самоуправления?  

  Он выполняет особо важные задачи – сотрудничества и воодушевления, сплочения и поддержки, организации и вдохновения. На первый взгляд, в этом нет ничего сложного, все просто и понятно, но на деле возникает масса вопросов, на которые трудно найти ответы. Как найти лидера, способного возглавить   коллектив? Какую модель самоуправления выбрать? Как привлечь к работе тех, кто не хочет заниматься общественной работой? И, наконец, как создать настоящий, сплоченный, дружный коллектив, способный самостоятельно организовывать свою школьную жизнь?

  Что  же все-таки такое самоуправление в детском коллективе?  Из разговоров педагогов.  Мария Ивановна. Петр Сергеевич! А у вас в группе есть самоуправление?

    Петр Сергеевич. Конечно, есть. Все, что моим ребятам скажу сделать, все делают самостоятельно.

    Мария Ивановна. А я думаю, что самоуправление – это когда они то что хотят, то и делают! Действительно, что же все-таки такое самоуправление в детском коллективе? Кто прав – Мария Ивановна или Петр Сергеевич?      В педагогической практике часто путают самостоятельное выполнение заданий педагога детьми и реальное их участие в управлении делами своего коллектива. Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Чтобы понять сущность такого сложного явления как детское самоуправление, необходимо вычленить его из более общего понятия, определить характерные признаки.

 Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, необходимо видеть в нем составную часть общественного самоуправления. В то же время самоуправление в детском коллективе – важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, пока, к сожалению, довольно нечетко определены. В условиях демократического общества  создание таких гарантий крайне необходимо.

 Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают «ученическую бюрократию» и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеют.

  Детское самоуправление не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею вовлечения детей в управление. Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

    Детское самоуправление - важнейшее педагогическое средство способствующее  решению комплекса воспитательных задач.

 Детское самоуправление:

  • обеспечивает включение детей в решение значимых для дополнительного образования проблем;
  • формирует социальную активность детей;
  • способствует развитию лидерства;
  • предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

 

   Модель развития детского самоуправления включает в себя:  

  • Определение цели деятельности.

  • Принятие цели, коллективное обсуждение целей.

  • Выдвижение идей.

  • Обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм».

  • Коллективное принятие решения. Выбор вариантов действия.

  • Реализация решения, организаторская деятельность.

  • Коллективное  подведение итогов

Детское самоуправление развивается только тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подготовить детей к новой совместной деятельности, при этом они на последующих этапах с каждым циклом все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии коллективом.

Детское самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности детского коллектива. При этом оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов детей.

  Признаками  детского самоуправления являются:

  • самостоятельность в принятии решений;
  • коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности детского объединения;
  • инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем;
  • единство слова и дела;
  • действенность органов самоуправления;
  • критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.

    Дети  включаются  в самоуправленческую деятельность  

  в  том случае, если:

  • создается ситуация добровольности: включается в дело, работу тот, кто хочет;
  • обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;
  • на обучающихся  возлагается полная ответственность за результат;
  • обучающим  оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;
  • обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе.

            

        Важным средством проявления и развития детского самоуправления являются конкретные дела.

  Правила развития детского самоуправления:

  1. Все должны знать, для чего проводится дело.
  2. Прежде чем проводить любое дело, нужно четко представить проблему и определить возможные варианты ее решения.
  3. Надо сделать так, чтобы все члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали различные идеи.
  4. Коллективное решение принимается на основе сопоставления различных точек зрения.
  5. В решении задачи должны принимать участие большинство членов коллектива.
  6. При подведении итогов дела коллектив должен дать оценку каждому его участнику и коллективу в целом.
  7. Каждое дело должно определять новые задачи, стоящие перед коллективом.

Важно, чтобы все дела, проводимые в школе в дополнительном образовании,  были коллективными, творческими.

  Коллективными  творческими  делами являются:

  • Организаторские: собрание, сборы
  • Трудовые: трудовые десанты, акции        
  • Познавательные: защита проектов, конкурсы, турниры
  • Спортивные: спартакиады, эстафеты, соревнования
  • Эстетической направленности: праздники, вечера

         

 Коллективная творческая деятельность проходит такие  стадии:

  1. Предварительная работа педагога, который не навязывает свое мнение, а размышляет вместе с детьми, определяя конкретные дела.
  2. Коллективное планирование. Учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы, обсуждают, принимают план дела на общем сборе, выбирают совет дела.
  3. Коллективная подготовка дела. Совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения дела, организует его выполнение.
  4. Проведение КТД. Осуществляется запланированное и подготовленное мероприятие.
  5. Коллективное подведение итогов. Обсуждаются положительные и неудачные стороны проведения КТД.
  6. Выполнение решений, принятых в результате коллективного анализа.

 

(Выводы). Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что  

  самоуправление   – необходимый компонент современного воспитания.    Оно  способствует личностному росту обучающихся , развитию их ответственности, самостоятельности,  готовности участвовать в различных проектах. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности всех обучающихся.  

Большая роль в организации   самоуправления отводится  педагогу. Именно педагог  формирует и развивает  детский коллектив, выявляет  лидеров,    способствует   развитию их организаторских способностей и    самостоятельному  решению вопросов.

В заключение своего выступления  хочу сказать, что особенно благоприятными для развития самоуправления являются отношения творческого сотрудничества педагогов и детей, общая творческая забота воспитателей и воспитанников об улучшении жизни своего коллектива. Позиция педагога  в данном случае – не «над», «не рядом»,  а «вместе с детьми», первого среди равных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему "Организация гендерного воспитания детей старшего возраста в детском саду"(из личного опыта)

"Организация гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду"...

Доклад на тему"Организация работы по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников"

Доклад для семинара по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию....

Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"

Доклад по теме: " Организация дифференцированной работы с детьми в летний период"...

Доклад на тему: «Организация детского досуга»

Помощь в организации детского досуга...

Семинар: «Новые модели взаимодействия семьи и ДОУ». Доклад на тему: "Организация работы с родителями в современном ДОУ" (2012г)

«От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира  – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодн...

Доклад на тему : «Организация совместной работы ДОУ с родителями воспитанников.»

Доклад на тему : «Организация совместной работы ДОУ с родителями воспитанников.»...