Готов ли ваш ребенок к школе?
статья (подготовительная группа) на тему

Очень сложен первый шаг из беззаботного детства во взрослый мир оценок и требований. Особенно это трудно для детей переходящих из детского сада в школьную среду. Сложившися стереотип поведения в детском саду, вступавет в противоречия с новыми школьными правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно- значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ним.

От успешности  вхождения  ребенка в школьный процесс зависит отношение ребенка к знанию вообще, эффективность усвоения этого знания, вера в себя, взаимоотношение с социумом («ученик – ученик», «ученик – учитель», «ученик – родитель»).

Каким должно быть развитие ребенка, для того, чтобы он был успешен в первом классе?  Обратимся к понятию именно психологической готовности ребенка к обучению в школе.

        Психологическая готовность - сложное образование, которое включает в себя все стороны детской психики, а именно развитие личности, учебные мотивы и волевые способности, уровень развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, речи и воображения), а также уровень развитие произвольности и некоторых учебных способностей ребенка. Большинство родителей отдают приоритет в готовности ребенка именно развитию познавательных процессов и учебных способностей. Давайте рассмотрим, каковы должны быть эти показатели у ребенка с высоким уровнем психологической готовности.

        Итак, познавательные процессы. Они обеспечивают информационную основу деятельности, и уровень их развития обеспечивает понимание и качество усвоения информации. Большое значение имеет развитие слуховой и зрительной памяти. При восприятии слов или зрительных образов (картинок), ребенок должен уметь не просто точно и в полном объеме повторить, что он увидел и услышал, но уметь использовать при запоминании логические способы. Например, запоминать объекты, в какой либо связи друг с другом или с помощью других объектов, которые помогут потом вспомнить ребенку то, что ему предлагалось для запоминания. Предложите ребенку запомнить 10-12 слов, делая при запоминании собственные рисунки к этим словам, а через час попросите, глядя на рисунки, вспомнить слова. Вы увидите, насколько точна, объемна и логична память будущего первоклассника.

        Не менее значимо умение ребенка воспринимать геометрические фигуры и ориентироваться в пространстве листа. Многие дети хорошо знающие названия геометрических фигур и отлично различающие свою правую и левую руку, не могут различить треугольники расположенные, например, внутри шестиугольника и допускают ошибки в рисовании по клеткам под диктовку. Если ребенок испытывает трудности в таких заданиях, его зрительное восприятие отличается незрелостью.

        Еще одно из важнейших условий - это наличие учебных мотивов деятельности. Только тот ребенок, у которого сложилась потребность познавать, приобретать знания, не скажет через неделю-другую после 1 сентября, что ему надоело в школе, что он передумал туда ходить. В беседе с ребенком определите, насколько сильно его желание учиться, как он понимает необходимость учения, сложилась ли у него позиция школьника.

         Регулятивные процессы.  В первую очередь оцените быстроту мышления и точность выполнения задания своего ребенка. Он может самостоятельно работать в течение 20-30 минут, не утрачивая цель задания, но не способен долго концентрировать внимание, отвлекаясь на внешние стимулы. Эмоционально-волевое развитие ребенка одна из черт его психологического портрета и условие успешности в школе. Зрелый первоклассник может принять задачу поставленную перед ним, решить ее, наметить план действий, реализовать его и адекватно оценить свои результаты.

Личностная сфера. К 7 годам ребенок может учитывать другие точки зрения, но не всегда  понимать относительность оценок, поскольку  часто ориентирован на внешнюю оценку и ему пока трудно, составить мнение о себе самом.

        Коммуникативные процессы. Необходимо обучать детей  сотрудничать друг с другом, договариваться в процессе выполнения задания.  Если он этого не умеет. возникнут трудности в общении со сверстниками.

Как видите, это не мало. Поэтому необходимо формировать эти процессы  в привычных для   детей видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, лепке и т.д., что позволит детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и успешно влиться в учебную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Готов ли Ваш ребенок к школе"

Консультация для родителей по подготовке детей к школьному обучению. Может использоваться как папка-передвижка в уголке для родителей....

Презентация родительского урока "Готов ли Ваш ребенок к школе?"

Презентация для родителей о психологической, физической и педагогической готовности детей к школьному обучению....

Статья: "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Уже скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год. с замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных детей в школу. Как узнать ,готовы ли они  к обу...

Готов ли Ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к 1 классу?

Готов ли ваш ребенок к школе? Что должен уметь ребенок к первому классу?...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школе Как определить готовность ребенка к школе

Анкета для родителей. Готов ли ваш ребенок к школеКак определить готовность ребенка к школе...