Методическая копилка "Как познакомить ребёнка с окружающим миром в процессе игры"
статья (младшая группа) на тему

Ященко Наталья Александровна

Обощение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта работы18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна «Центр развития ребёнка – детский сад «Гармония»

Методическая копилка

 «Как познакомить ребёнка с окружающим миром в процессе игры»

Подготовила:

воспитатель Ященко Наталья Александровна

2016


«Как познакомить ребёнка с окружающим миром в процессе игры»

Детство... Время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром. Детство имеет свой язык, свои представления, имеет свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль жизни — неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.  В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделенные определенными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого реальность — мир сказок, песен, игр. Иначе говоря, детство на протяжении определенного возрастного и временного периода рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира. Для российского дошкольного образования актуальность заявленной тематики не вызывает сомнения. В играх отражается мир и крик ребенка о помощи, и взрослые отчетливо видят, какие проблемы возникают в детстве. Ребенок получает первый опыт постижения свободы в игре и в переустройстве своего внутреннего мира — «Я хочу быть таким», идентифицирует свой образ с образом культурной личности. В игре как свободной, добровольной деятельности ребенок, реализуя свою свободу, одновременно берет на себя ответственность за планирование деятельности, ее результаты. В игре создается социальное и личностное пространство, где ребенок регулирует взаимоотношения, заключает «договоры» на основе правил, приобретает опыт коммуникаций и толерантного отношения друг к другу. Созданные в игре ситуации выбора устремляют ребенка к свободе, действию, чистоте, где он обретает новую культуру. Впечатления и переживания, полученные в раннем детстве, во многом определяют дальнейшую «взрослую» жизнь ребенка. Вот почему так важно, чтобы родители педагоги и другие близкие взрослые осознавали возможности и потребности маленького человека, могли объяснить его тревоги, предупредить страхи. Ребенку как воздух необходима развивающая среда — условия, в которых он сможет активно познавать мир, развивать изобразительные и иные способности, необходимы внимание и искренний интерес родителей.                                                                                                 В период детства особе место занимают произведения устного народного творчества: сказки, пословицы, поговорки, нескладушки,  потешки.  Соприкосновение с опытом народа посредством слова, знака, образов ценностей рождает у детей эмоциональное отношение к нему, тем самым изменяя дух или внутренний мир ребенка, его качества личности. В сказках, потешках детей привлекают самостоятельность, свобода и мужество героев. В целом малый фольклор создает у ребенка образ поведенческой стратегии, выстроенной на основе правил, которые несут ценность каждого действия, их смысл и значение. Через эти правила ребенок постигает ценности — Добро, Истину, Жизнь, Мораль.                                                                                                 В раннем детстве игрушка является для ребенка простым предметом, с которым можно выполнять различные действия. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретает для малыша самостоятельное значение и логику развития. Игрушка является предметом, который моделирует какой-либо предмет взрослого мира. Игрушки полифункциональны, с ними ребенок может делать все что хочет, взрослый не навязывает ребенку определенных способов действий с ними.  Важной предметной предпосылкой появления игровой деятельности являются действия с предметами-заместителями. Первоначально такое замещение осуществляется собственным кулачками ребенка (ладошка — ложечка, пальчики — расческа, два пальчика — заячьи уши и т. п.). Несколько позднее обычно появляется использование одних предметов в качестве заместителей других, например небольшая по размеру палочка — это ложечка или совочек, носовой платок — коврик для куклы, пеленка, скатерть и т. п. Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы: 

-наблюдение за игрой взрослого (например, взрослый хлопает в ладоши и приговаривает: ««Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку...», а малыш следит за движениями рук взрослого);

-присоединение к этой игре, совместная игра;

-подражание действия взрослого (взрослый берет ладоши малыша в свои руки, хлопает, повторяет те же слова потешки);

-самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий

-появление самостоятельных игровых действий (на этом этапе малыш старается самостоятельно выполнять движения руками под приговоры взрослого).

 В качестве предметов-заместителей дети чаще всего используют  неоформленные предметы, не имеющие строго определенного игрового значения, —  камешки, палочки, шишки, кубики,  коробочки и т. д. Они используются как дополнение к сюжетным игрушкам или предметам обихода. Требования к сходству предмета-заместителя с изображаемым предметом в данном возрасте минимальны: один и тот же предмет может заменять ребенку совершенно не похожие предметы, для замещения одного и того же предмета могут использоваться разнообразные, мало похожие предметы (палочка, шариковая ручка — ложечка, прищепка — крокодил, колючка ежика и т. п.). Главное для ребенка— совершать с замещающим предметом действия, обычно осуществляемые с настоящим предметом. В течение раннего возраста существенно усложняется структура одноактных игровых действий: действия с одной и той же игрушкой повторяются много раз, при этом часто не изменяются по содержанию. Далее, с развитием игры, игровые действия включают уже два или более элементарных действий, не имеющих между собой логической связи. Такие игры детей раннего возраста в психологии принято называть процессуальными, поскольку смысл такой игры заключается в самом процессе действия (например, малыш насыпает в кузов машинки песок, затем возит машинку за веревочку и т. п.). Игровой деятельности как отдельного вида деятельности в начале раннего возраста еще нет. Хотя ребенок уже формально играет, эта игра еще не настоящая. Она резко отличается от игры дошкольника, где есть роль, воображаемая ситуация, творчество ребенка и др. Развитие игровой ситуации происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую берет на себя малыш при выполнении определенного действия. Часто ребенок в игре называет себя не своим именем (сначала это происходит по указанию взрослого, например мама говорит своей малышке: «Давай поиграем в „дочки- матери“, ты «Давай поиграем в „дочки-матери“, ты будешь мамой, а я твоей дочкой»), при этом ребенок начинает искать сходство между своими действиями и действиями взрослого. Это создает предпосылки для появления роли в игре в конце третьего года жизни. Часто в этот период ребенок называет игрушки именем действующего лица. На третьем году жизни ребенка игровые действия начинают усложняться. Именно в этот период усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность ребенка в игру. Игры ребенка носят более самостоятельный, независимый от взрослого характер, удлиняется время их проведения. Важным достижением в игре является изменение состава игровых действий, увеличивается число игровых действий, их вариативность. На смену разрозненным действиям приходят последовательные и самостоятельные действия. Так, для того чтобы сделать кукле красивую прическу, девочка может в течение длительного времени мыть кукле волосы, расчесывать, накручивать на бигуди, завязывать ленточки, прикалывать заколки и пр. Кроме того, в репертуар игрового поведения малыша третьего года жизни прочно входят предметы-заместители. Эти замещения часто бывают достаточно оригинальными, например, коробка из под обуви становится телевизором, а кусочек пластилина — сотовым телефоном.                                                                                         В процессе организованных взрослыми игр малыш двух-трех лет знакомится с предметным окружением, узнает их название (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства), учится называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, пластмасса), сравнивает знакомые предметы (разные варежки, шарфики, обувь), подбирает предметы по тождеству («Найди такой же, подбери пару»), группирует их по способу использования (из тарелки едят, из чашки пьют). Ребенок углубляет свои представления о явлениях общественной жизни: семья, детский сад, родной город (поселок, село), труд взрослых. У малыша формируются элементарные экологические представления, воспитывается бережное отношение к животным, птицам.

Уважаемые родители, педагоги! Вы хотите, чтобы ваш ребенок был интеллектуально развит, был веселым, здоровым и любознательным, легко двигался, любил музыку, литературу? Добиться этого очень просто — играйте вместе с детьми!