Статья на публикацию по теме:"Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста"
статья на тему

Мухутдинова Анна Анатольевна

публикация опыта работы в электронном сборнике материалов конференции «Гражданское и национально-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

А.А. Мухутдинова, воспитатель МБДОУ «Детский сад №45 «Пчёлка» Зеленодольского муниципального района РТ»

Все великое начиналось с малого.

Нашему садику недавно исполнилось 2 года. Такой и мой стаж. Но за это время мы многое сделали в данной сфере.

Гражданская принадлежность и патриотизм формируются на определенном содержании, которое складывается из конкретных фактов и событий. И чем богаче и разнообразнее содержание, тем сильнее и глубже чувства любви и гордости за свое отечество [4, с.14]. Обеспечить содержательное богатство и разнообразие помогает наше социальное окружение: члены семей наших воспитанников, городская школа №17 имени Катина, музей ВОВ. Благодаря этим контактам жизнь детей наполняется живыми и богатыми эмоциями, которые надежно укрепляют фундамент патриотизма в детских душах. Благодаря музею ВОВ в стенах школы №17, мы узнали, что на соседней улице от нашего садика жил герой ВОВ Николай Андреевич Катин. Такое близкое соседство произвело на детей сильное впечатление. Они осознали, что война унесла много жизней, и что герои жили и живут рядом с нами, что с них надо брать пример [3, с.139].

В нашей работе мы используем элементы-игры Марии Монтессори. Мария Монтессори – великий итальянский педагог, родилась в 1870 году. Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Что мы только не делаем: чистим картошку и морковку; доводим обувь до блеска; подметаем после работы с пластилином и экспериментальной деятельности (особенно когда мы что-то  сажаем); моем любимых кукол; стираем их одежку; развешиваем и прикрепляем прищепками и многое другое. Разновозрастность детей – непременный принцип групп Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, а старшие естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. Теория  построена на идее детского впитывающего сознания. С  самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит  вокруг. Ребёнок строит себя сам, а  задача взрослых – снабжать его «стройматериалами».

Главная  наша цель в данном направлении – воспитать настоящих граждан нашей страны. Мальчики должны быть храбрые, смелые, мужественные. Мальчик – будущий джентльмен. Что это такое? Это образованный и воспитанный мужчина, почтенный и уравновешенный. Согласитесь, что таких становится всё меньше. Как он будет защищать свою Родину, если не научится сначала уважать девочек, беречь  маму и бабушку, помогать во всем; если он не научится бережно относиться к окружающей среде; если он не начнет уважать свой труд и чужой труд.

Девочка – это будущая мать, хранитель очага, ласковая, нежная, заботливая. Сколько в войну было патриотичных девушек, которые перевязывали раненых на поле боя. Это их любовь к Родине, к своим братьям и сестрам делали такие чудеса.

Работа ведется постоянно, выработан четкий план ситуаций, где и как должен правильно вести мальчик или девочка. Мальчик – защитник, девочка – миритель и ласка.Все занятия пропитаны любовью к родному краю, что его надо беречь и охранять.

     В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе ДОУ.
   
Задачи:
1
.  Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
2.  
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;
3.  Развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества[1, с.14].

Монтессори считает, что обучать – это значит:
1.Создать развивающую среду;
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил;
3. Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми.
Все довольно просто и жизненно: взрослые устанавливают порядок, а ребенок развивается в рамках этого порядка, но только в своем собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям. Мария Монтессори заметила в своей работе, а мы сейчас в этом убедились, что дружелюбная атмосфера хорошо влияет на детей: он начинают с удовольствием заниматься, активно интересуются предметами вокруг, у них формируется положительное социальное поведение.

Мы провели параллель между ДОУ и родителями, ведь основное воспитание ребенок получает в семье. Поэтому родители наши постоянные гости. На встречах, будь то родительское собрание или семейный клуб, или праздник, есть традиция делиться личным опытом в успехах и неудачах в воспитании детей, находить общую стратегию дальнейших действий. Создаются специальные условия для закрепления того или иного материала. Выходим на субботники в город, проводим опыты по экологической тематике, устраиваем праздники для девочек, девочки делают подарки мальчикам и т.д. [2, с.36].

Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму. Конфуций.

И чтобы ребенок делал все это с радостью и развивался эмоционально благополучно мы используем творческий подход: игры с песком и водой, пластилином, тестом, ИЗО с элементами нетрадиционной техники, вот где ребенок может проявить свои увлечения и дарования во всех сферах.

Еще одним нашим увлечением является исследовательская деятельность.  Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность. Преимущество игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для его жизни и здоровья знания и представления, получает бесценный опыт деятельности.

Любая деятельность подрастающего поколения протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели и успешно добиваться её любым путём. Опытно-экспериментальная деятельность обеспечивает получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Благодаря гармоничному и всестороннему развитию ребенка, новый материал усваивается быстро, с интересом. А инновационный подход в виде игр с элементами Монтессори воспитывает в детях  самостоятельность и ответственность, с которыми приобретаются дальнейшие навыки в сфере гражданско-патриотического воспитания.

За 2 года мы участвовали во многих конкурсах, где дети могли проявить свои знания, умения и навыки. Результатом нашей постоянной работы являются дипломы и награды.

Список использованной литературы и источников:

  1. Леденева, И.А. Воспитываем патриотов / И.А. Леденева // Дошкольное воспитание. – 2006. - №6. – С.27-30.
  2. Николаева, О.В. История отечества как фактор воспитания любви к родному краю / О.В. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2011. - №2 – С.36-41.
  3. Федотов В.А. Николай с улицы Катина / В.А. Федотов // Память сердца / В.А. Федотов. – Зеленодольск, 2000. – С.139.
  4. Шелохова, К.О. Роль социального окружения ДОУ / К.О. Шелохва // Дошкольное воспитание. – 2011. - №12. – С.14-15.