Проекты "Мальчик - с пальчик" и "Мойдодыр" для детей раннего и младшего возраста
проект (младшая группа) на тему

Воробьёва Христина Владимировна

Проекты, разработанные для детей группы "Малышок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moydodyr.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мальчик – с – пальчик»

«Источники способностей

и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Понимание родителями значимости и сущности своевременного развития кистевой моторики оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут в будущем сформировать навык письма.

Поэтому целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребёнка.

Тип проекта:

познавательно – исследовательский, игровой

Участники проекта:

воспитанники и родители воспитанников ранней - младшей группы, воспитатели

По продолжительности:

средней продолжительности январь – март

Цель:

развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй; формирование сенсомоторных способностей детей

Задачи:

1. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

2. Способствовать развитию у детей мелкой моторики пальцев рук;

3. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук, обследовательские умения и навыки.

4. Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различии между предметами;

5. Стимулировать развитие активной речи;

6. Развивать мыслительные процессы, ощущение, восприятие, фантазию;

7. Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положении их в пространстве.

Прогнозируемый результат:

1. повышение уровня развития сенсомоторных способностей у детей;

2. дети имеют представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;

3. проявление активности воспитанников при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;

4. повышение интереса детей к играм

5. серьёзное отношение родителей к развитию сенсомоторных способностей у детей;

6. поддержание эмоционально положительного климата в группе;

7. создание игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя»

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный

(проектирование)

2. Технологический

(реализация)

3. Заключительный

(итоговый)

Образовательная деятельность:

1. Непосредственно образовательная деятельность

2. Образовательная деятельность в режиме дня

3. Образовательная деятельность в процессе организации различных видов деятельности детей

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Взаимодействие с семьями

Первый этап - подготовительный

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта

Задачи:

1. довести до участников проекта важность данной проблемы, создать интерес к проекту, мотивацию к дальнейшей деятельности;

2. составить план мероприятий;

3. подобрать художественную, методическую литературу, игровой и дидактический материал для детей

Второй этап - технологический

Цель – развитие сенсомоторных способностей у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов.

«Познавательное развитие »

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

«Осенние листья »

Цель: учить различать цвета на примере осенних листьев; составлять осенний букет самостоятельно

«Игрушки для Миши и Мишутки »

Цель: учить детей подбирать картинки на основании величины изображенного предмета; называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображённого предмета.

Наблюдения на прогулке

Цель: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Познавательно – исследовательская, продуктивная, конструктивная деятельность

Цель: развитие конструктивных способностей детей младшего дошкольного возраста

«Дорожка для мишутки », «Стол и стул для матрёшек », «Заборчик для зайчика », «Скамеечка для куколки », «Горка для ребят », «Лесенка для лисички »

«Социально – коммуникативное развитие» приобщение детей к словесному искусству; развитие мелкой моторики.

Задачи: обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; формировать умения различать предметы по форме, цвету, величине; развивать память и внимание, речь детей;способствовать развитию у детей интереса к окружающему миру в процессе игр с игрушками, строительным материалом; развивать сенсомоторные способностей детей

1. Дидактические игры: «Собери матрёшку », «Собери пирамидку », «Цветные чашечки », «Теремок »

Цель: учить детей различать вверх и низ предметов и соотносить их по размеру «Геометрическое лото», «Подбери ключик и замочек », «Найди домик », «Цветные палочки», «Цветные прищепки», «Найди такой же предмет », «Одевание фигур на палочки » и др.

Цель: учить детей подбирать предметы по цвету, форме, величине. «Собери картинку », «Чей малыш? », «Подбери одежду » и др.

Цель: развитие чувственного опыта детей.

2. Игры со шнуровкой

Цель: развитие мелкой моторики рук. «Бусы для мамы», «Нанизывание предметов одинаковых по форме, но разных по цвету», «Нанизывание предметов разных по форме и цвету » и т. д.

3. Игры с мелкими и крупными предметами (пуговицами, крупами, камешками и т. д.)

Цель: формирование умения включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним «Поможем Золушке », «Найди сокровища», «Разложи пуговицы », «Разложи макароны », «Чудесный мешочек »

4. Игры с настольным и напольным строительным материалом

Цель: развитие умения детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддержание желания строить что – то самостоятельно.

«Курочка и цыплята », «Сделай цветочек », «Разноцветные дорожки », «Построим дом », «Гараж для машины », «Теремок »

5. Сюжетно – ролевые игры

Цель: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; формирование начальных навыков ролевого поведения «Устроим кукле комнату », «Напоим куклу чаем », «Зайка заболел », «Оденем куклу на прогулку », «Цирк зверей », «Семья » и т. д.

Речевое развитие

Пальчиковая гимнастика: «Капуста », «Идёт коза – рогатая », «Стирка », «Семья », «Вышли пальчики гулять! », «Водичка, водичка! », «Мы готовим », «Мишка », «Уточка », «Овощи », «Травка – муравка », «Пальчики спят », «Строим дом », «Сорока – белобока », «Семейка », «Котик », «Часики », «Улитка », «Скачет зайка », «Ладушки, ладушки », «Мы делили апельсин », «Постираем бельё », «Маляр », «Наши уточки с утра », «Мышка», «Совушка – сова », «Руки в стороны », «Колобок », «Кораблик », «Считалка », «Дружные пальчики », «У меня пропали руки »,«Села птичка на ладошку », «Пальчик – мальчик ».

Чтение потешек, песенок, стихов, прибауток: «Мишка косолапый », «Наша Таня », «Зайка », «Ай, лады, лады », «Кот на печку пошёл », «Доброе утро », «Мы – строители », «Кошкин дом » и др.

«Художественно- эстетическое развитие »

Лепка. Цель: обогащать словарь детей и развивать мелкую моторику рук; развивать навыки различных приёмов лепки; формировать эмоционально – положительное отношение к процессу лепки. «Витамины в баночке », «Мяч для Тани », «Тарелка для каши », «Машина едет легковая », «Лечим чашку », «Заборчик для петушка », «Печенье для бычка », «Самолёт », «Пряники для мамочки », «Бабушкины пирожки »

 «Художественно – эстетическое развитие» Рисование

Цель: развитие творческих способностей детей; знакомство детей с правилами пользования карандашами, кисточками, красками; воспитывать у детей интерес к рисованию «Ковёр из жёлтых листьев », «Волшебные пальчики », «Сшили Тане сарафан », «Лесенка », «Салют », «Зёрнышки для цыплят », «Платье в горошек », «Цветочек для мамы »

Третий этап - итоговый

Проведение совместной образовательной деятельности «Путешествие с домовёнком Кузей ».

Взаимодействие с родителями

1. Статьи: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?»; «Что такое сенсорика и почему так важно её развивать? »; «Игры на развитие сенсомоторных способностей »

2. Консультация – практикум «Значение сенсомоторных способностей в жизни ребёнка »

3. Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя »

Продукт проекта:

Создание вместе с родителями игрового уголка на развитие сенсомоторных способностей детей «Учимся играя »

Результативность проекта:

1. у детей повысился уровень развития сенсомоторных способностей;

2. сформировались знания и представления о цвете, форме, величине предметов и положении их в пространстве;

3. дети проявляют активность при выполнении движений кистью и пальцами рук, при проговаривании стишков, песенок, потешек;

4. у детей повысился интерес к играм на развитие сенсомоторных способностей;

5. родители стали более серьёзно относиться к развитию сенсомоторных способностей у детей;

6. в группе создан благоприятный микроклимат

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков «Мойдодыр»

Актуальность проекта

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Выбранная тема показалась интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до четырех - пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни решили использовать игровой творческий проект «Мойдодыр».

Тип проекта

1. По методу – игровой, творческий;

2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;

3. По длительности – среднесрочный - 4 месяца.

Участники проекта:

• Воспитатели.

• Дети ранней - младшей группы .

• Родители воспитанников группы.

Идея проекта:

«Чистота – залог здоровья».

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.

Постановка проблемы

• При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и остальных членов семьи.

• Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.

• Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.

Цель проекта

Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья: здоровье начинается с чистоты тела, «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

Задачи проекта по образовательным областям:

Физическое развитие

• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.

• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

• Формирование навыков поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.

• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков личной гигиены дома.

Социально-коммуникативное развитие: 

• Формировать умения пользоваться зубной щеткой, мылом, полотенцем.

• Знакомить с элементарными представлениями о том, как нужно заботиться о своём здоровье.

• Поощрять участие детей в совместных играх, развивать интерес к различным видам игр.

• Поощрять желание жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу.

Познавательное развитие

• Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный, твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.).

• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением (предметы гигиены, посуда, одежда и др.) .

• Познакомить детей со свойствами воды, мыла.

Речевое развитие:

• Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении (название и назначение предметов личной гигиены, одежды, посуды и т. д.).

• Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

• Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения.

Ожидаемый результат:

Дети:

- устойчивая потребность в соблюдение навыков личной гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить за своим внешним видом;

- обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.

Родители:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;

- повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Продукты реализации проекта:

1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.

2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.

3. Составление картотеки художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.

4. Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков.

6. Оформление фотоальбома «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием родителей.

7. Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности) .

8. Презентация проекта «Мойдодыр».

Ход реализации проекта

1 этап – подготовительный

• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.

• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.

• Доведение до родителей важности темы проекта. Подготовка информационного листка с приглашением к участию в проекте.

• Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей до реализации проекта.

2 этап - практический

Работа с детьми:

Социально-коммуникативное развитие

- Дидактические игры «Правила гигиены», «Таня проснулась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу» и др.

- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».

- Ситуативные беседы «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки».

- Составление рассказов «Кукла идет на прогулку».

Познавательное развитие

- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».

- Опытно-исследовательская деятельность «Опыты со снегом» (качество талой воды, «Опыты с водой».

Речевое развитие        

- Чтение произведений: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорные произведения про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.

- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».

- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся котик… ».

Художественно – эстетическое развитие

- Аппликация «Украсим носовой платок».

- Лепка «Мыло для кукол».

- Рисование «Дорисуй расчески кукле Тане».

- Создание выставок из детских работ.

Работа с родителями

• Оформление папки-передвижки для родителей «Личная гигиена».

• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».

• Привлечение родителей к оформлению стенгазеты «Детский сад день за днём».

• Открытое мероприятие для родителей «Мы красивые, чистые, аккуратные! » (занятие с элементами театрализованной деятельности).

3 этап - итоговый

• Диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков у детей после реализации проекта.

• Презентация проекта «Мойдодыр».

Список использованной литературы

1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.

3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. : Просвещение, 1989.

5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007

6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 – 2004. с. 56

7. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозайка – Синтез, 2011.

9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и смаообслуживанию. – М.: Просвещение, 1997