Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.
консультация по теме

Кузнецова Наталья Тихоновна

Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

                                                                         В.Г. Белинский

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Место народного искусства в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

Быт и традиции народа дети узнают, рассматривая прялку. По всей России славились прялки из Городца, потому что были нарядно украшены народным мастером. Прялку в доме берегли. Она переходила из рук в руки, от матери к дочери или к внучке так же, как сноровка прясть ровную нить, так же, как песня, которую пели ещё прабабушки, сидя долгими зимними вечерами за прялкой.

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и потеху ребятишкам! Вот сестрицы – матрешки мал-мала-меньше, чем не забава 0 спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а, наоборот, проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися.  Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для уклада народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку.

 Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.      В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического произведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя – эти качества народного декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей, но, в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит ещё осознать, принять как эстетический идеал совершенство кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе с  детьми на материале народного искусства соответствует характеру мышления детей дошкольного возраста: оно является наглядно-действенным и наглядно-образным, и вместе с тем и восприятие, лежащее в основе детского творчества, и мышление (особенно у младших дошкольников) синкретичны. Интегрирование разных видов искусства, в том числе и народного, основывается на тяготении разных видов искусства к синтезу.

Народной искусство в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

Народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности. При этом эффективно способствует развитию таких психических процессов, как: восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний и не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности.

Известно, что восприятие ребенка (зрительное, слуховое, осязательное.) обладает существенным индивидуальными различиями. Образы восприятия накапливаются и составляют сенсорный опят ребенка, который, как известно, не является неподвижным. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей. И народное искусство с его яркой образностью, выразительностью создает для этого благодатную почву.

Если эстетическое восприятие предметов и явлений, изделий народных мастеров осуществляется педагогом с включением эстетических сценок, объяснением того, что делает предмет, изделие, созданное ребенком красивым (например, красиво вьется стебелек по боковой поверхности мисочки – хохломское изделие – а сверху и вниз стебелька расположены красные клубнички, или гроздья рябины, изящные завитки и травка, тонкая и нежная, а затем предлагается детям охарактеризовать узор),то дети постепенно начинают понимать красоту окружающего и давать развернутую аргументированную эстетическую оценку предметов действительности, произведений искусства. Чтобы сформировать такую оценку, необходимо постоянно обращать внимание детей на красоту окружающих их предметов и явлений и особенно объектов природы, дающей богатый материал для творческой фантазии и взрослому художнику, и ребенку.

Другим психическим процессом, имеющим важное, значение для успешного осуществления художественно-творческой деятельности, является мышление. Вместе с тем художественно-творческая деятельность сама способствует развитию мышления. Характеризуя мышление ребенка, психологи выделяют такие его стадии: наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Все эти стадии появляются уже на этапе дошкольного детства. Однако вступление мышления в новую стадию не означает изживания его предыдущей стадии. Мышление предыдущей стадии сохраняется у ребенка и помогает в развитии мышления новой стадии. Следовательно, развитие логического мышления тесно связано и опирается на наглядно-образное мышление, основу которого составляют образы-представления, усваиваемые ребенком в различных видах художественно-творческой деятельности, в которой образность отражения предметов и явлений – главное достоинство. Накопление образных представлений и развитие образного мышления имеет чрезвычайно важное,значение не только для любой творческой деятельности ребенка и человека вообще. Психологи подчеркивают, что недостаточный уровень развития образных представлений вызывает целый ряд трудностей при переходе ребенка к школьному обучению и не только в начальной школе, но и в старших классах. Вместе с тем отмечается, что для развития этого вида мышления большое значение имеют сами художественные деятельности, широко включаемые в педагогический процесс. Особенно важно использовать в этих целях народное искусство, в котором в музыкальной, художественно-речевой, декоративно-прикладной форме запечатлены наглядные образы окружающих предметов и явлений в доступном для детского познания виде, способствует развитию наглядно-образного мышления ребенка.

Важным психическим процессом, без которого невозможно творчество и который также активно формируется средствами народного искусства, является воображение.

Воспринятые образы складываются в представления, накапливающийся и расширяющийся запас которых составляет базу для работы образного мышления и воображения. Однако воображение – не простая сумма представлений. Они изменяются, комбинируются в голове ребенка, складываются в новые образы.

Накоплению представлений и развитию воображения способствует вся воспитательная работа с детьми, весь их жизненный опыт. Но особое значение имеют разнообразные детские игры, чтение произведений художественной литературы, рассказывание сказок, разучивание потешек, загадок, знакомство с изобразительным искусством классическими - народным. Для развития воображения использовать специальные  упражнения:( словесные описания неизвестных животных, придумывание других окончаний к сказкам, составление собственных рассказов, создание разнообразных изображений из одного набора форм и деталей, дорисовывание  простой фигуры, например, круга или любого пятна, придавая ему черты того или иного предмета (солнцу – лучи, шарику – ниточку, колесу – спицы, сковороде – ручку и т.п.).

Особое значение в развитии воображения имеет народное декоративно-прикладное искусство, в котором в образах росписи, вышивок, кружев заключаются образы-символы: солнце, древо жизни, птицы, животные, причем в каждом виде народных изделий они передаются по-своему. Таким образом, опираясь на уже развитое воображение, работа с детьми по ознакомлению их с народным искусством и развитию их творчества на этой основе способствует дальнейшему развитию воображения у детей.

Особо следует остановиться нам развитии эмоционального отношения к художественной деятельности как важнейшему фактору развития творчества и художественных способностей детей. Известно, что эмоционально-положительное отношение необходимо для осуществления любой деятельности, тем более оно важно для художественной деятельности, основывающейся на эмоциях, вызывающей самые разнообразные чувства. Эмоционально-положительному отношению ребенка к деятельности способствует как подчеркивают известные педагоги и психологи, удовлетворение потребности ребенка. И одна из важнейших таких потребностей – потребность в деятельности. На наличие потребности ребенка в активной деятельности указывали многие педагоги, называя ребенка деятельным существом. Предоставление детям возможности заниматься разнообразными художественными видами деятельности на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности ребенка в деятельности, а, следовательно, вызывает эмоционально-положительное отношение к этим видам деятельности.

Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире. Известно, что для детей дошкольного возраста потребность в познании весьма значима. И она удовлетворяется в любой художественной деятельности, так как дети познают образы народных произведений, воплощенные в разных материалах свойства различных материалов, виды искусств, в том числе и народное, обладающее большими потенциальными возможностями для развития интеллекта ребенка. Ибо познание искусства строится на восприятии, анализе, выделении основных характерных особенностей, сравнении, сопоставлении, выделении сходства и различий, уподоблении, обобщении. Дети знакомятся с особенностями народной музыки, различными видами народного декоративно-прикладного искусства, спецификой его образного кроя, особенностями предметного и цветового решения каждого вида. Так, дымковская роспись отличается от филимоновской, а каким своеобразием характеризуется золотая хохлома!

Дети познают и разные образцы устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, сказки и другие. Дети понимают и запоминают меткую образность и краткость пословиц и поговорок, перенос качеств, характеризующих один предмет, на другой в загадках, стимулирующих детей к проведению анализа, сравнения, уподобления («под шишками под елками ползет мешок с иголками», или «вот иголки и булавки выползают из-под лавки…», «без окон без дверей полна горница людей»), благодаря чему у детей складывается красочный образ. Поняв механизм загадки, дети сам пытаются сочинять их.

Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Еще одна важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства – потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства.

Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствует удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

Каждая деятельность, строящаяся на материале народного искусства, обладает способами, при посредстве которых она выполняется. Осуществлять ту или иную деятельность ребенок может, лишь овладев ее способами, при этом найти самостоятельно эти способы ребенок не может. Народные мастера бережно хранят и передают из поколения в поколение приемы создания узора в росписи (в каждом виде свои приемы), в вышивке, в плетении кружев и т.п. Не усвоив эти приемы, ребенок не сможет передать красоту того или иного изделия. Чтобы научить детей приемам работы народных мастеров, педагог сам должен постигнуть их.

В процессе овладения приемами народной росписи, вышивки у детей развивается рука, координация действий руки и глаза, обогащается представление о художественной деятельности, о творчестве народного мастера.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, мы отмечаем его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку.  В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место народного искусства в воспитании детей детского сада

Доводы о небходимости знакомства детей дошкольного возраста с народным искусством: росписями, сказками,игрушками, музыкой-как средством формирования внутренней культуры и сохранения традиций....

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение

Народное искусство в педагогическом процессе детского сада и его воспитательное значение...