Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
консультация (средняя группа) на тему

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc281.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

2a1.jpg

«Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

            Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

           Связаны прошлое, настоящее и будущее в  личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперёд, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

           «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только подачей знаний» (Лихачёв).

           Именно поэтому родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

           Многие педагоги обращались к проблеме использования устного народного творчества в работе с детьми дошкольного возраста (Е.Н.Водовозова, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, Е.А.Флёрина и др.).

           Сейчас, в сложный период, коллективы многих дошкольных учреждений продолжают искать возможности для плодотворной деятельности, обращаясь именно к традиционному народному наследию. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования появляются современные программы и технологии, базирующиеся на личностно – ориентированном подходе к ребёнку.

           Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» разработана в Нижнем Новгороде О.Князевой и М.Маханёвой. Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста (3 – 7 лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

          Программа «Наследие» разработана М.Новицкой. Цель программы – введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей.

          Программа «Русский дом» разработана и апробирована в городе Барнауле. Руководитель программы Н.А.Яковлева. Работа с детьми по программе должна вестись по нескольким направлениям: развитие речи и ознакомление с окружающим, «Отечество моё», изобразительная деятельность, музыка, основы народных ремёсел, физическое совершенствование и оздоровительная работа. Взаимосвязь всех этих направлений подчинена достижению главной задачи – воспитание интеллектуально развитых детей, формирование в маленьком человеке устойчивых нравственных категорий, любви к Отечеству и окружающим его людям, а также способствует подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.

           Таким образом, можно констатировать, что в последние годы в российской системе дошкольного образования произошли перемены в плане обновления содержания образования и воспитания детей. Выше перечисленные программы помогают педагогам приобщить дошкольников к истокам народной культуры, её духовным ценностям.

           Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории.

   Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Источником творчества народного мастера является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни, повседневного быта. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

           Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей.

            Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несёт в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

   Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счёт усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

           На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведение декоративно – прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

           Осуществление изобразительной, художественно – речевой , музыкальной деятельности на материале народного искусства будет способствовать удовлетворению такой потребности, как интеллектуальная, познавательная потребность, потребность в приобретении новых знаний о мире.

           Познавая образцы, произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

           Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, мы отмечаем его терапевтическое воздействие. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально – положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ними удовольствия. Занимаясь художественно – творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой,  яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешки, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы.

           И всё это обеспечивает психологическую разгрузку.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения

Здоровьесберегающий потенциал педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Понятия  «здровье...

«Использование информационно-коммуникативных технологий в сочетании с технологиями здоровьесбережения в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида».

      В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе р...

Консультация для родителей «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».

 Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"

В статье рассмотрены здоровьесберегающие технологии их применение в дошкольном образовательном учреждении....

«Использование мультимедийного сопровождения в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»

Презентация предназначена для педагогов ис пользующих в своей работе компьютерные технологии, интерактивное оборудование, надеемся, что данная презентация будем вам интересна...