«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мерзлякова Наталья Владимировна

В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

В начале нашей встречи разберем ключевые слова темы нашего собрания:

Самообслуживание это – труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя.

Самостоятельность это – ценное качество, необходимое человеку в жизни.

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться и т. д. Почему это так важно? Дело в том, что самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы, нытиком, постоянно прибегающим к родителям, чтобы пожаловаться на неудачи и поплакаться в «жилетку», рассказывая о тщетных попытках добиться чего-либо. А ведь именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

        Давайте же разберёмся, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата. Для начала ответим на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» и «самостоятельность»  для детей раннего возраста?».

Для ребёнка 2-4 лет жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то, два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно:

Если на этом этапе ребенок «опустит руки», откажется от попыток  самостоятельности, то позже ему будет еще труднее привыкнуть, все делать самому.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности.  ПРИМЕР Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Особое значение в формировании навыков самообслуживания имеет соблюдение в жизни детей твёрдо установленного режима, последовательное проведение бытовых процессов.

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы в младшей группе

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.

Одним из воспитательных приемов является побуждение, направляющее указание, а не порицание или осуждение. Ведь ребенок всему только учится, и все то, что он как будто умеет делать, еще освоено недостаточно. Если он ест не аккуратно, неправильно держит ложку, то лучше не фиксируя его внимание на не правильном, сказать«Ешь аккуратней, вот так надо держать ложку» и т. п. Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку, когда он пытается, есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно, ребенок учится не бояться ошибок.

Предварительная работа:

Понаблюдать за своим ребенком.

Отметить:

        Владеет ли он навыками самообслуживания;

        Доводит ли начатое,  до конца;

        Как поступает, если что-то не получается.

В беседах с родителями выяснить:

- насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании;

- как в семье приучают ребенка к самостоятельности;

-все ли члены семьи одинаково требуют от ребенка самостоятельности в самообслуживании;

-какие трудности испытывают родители при воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании.

Выступление на родительском собрании «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста в самообслуживании».

Воспитывая ребенка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать от всяческих проблем и забот. Полагая, что кроха еще очень мал, мы отстраняем его от выполнения вполне посильных для него дел, тем самым мешая ему развиваться. Мы даже не подозреваем, что наши дети способны на большее. Важно вовремя понять, что ребенок не так беспомощен, как нам кажется, и дать ему возможность освоить новые и интересные для него виды деятельности. Дайте ему почувствовать себя взрослым,  и очень скоро он войдет во вкус, и многое будет делать сам.

Решающее значение в воспитании самостоятельности у детей раннего возраста играет личный пример взрослых. Предъявляя требования к ребенку, взрослые в то же время должны предъявлять требования и к себе, так как деятельность младшего дошкольника имеет подражательный характер.

Основное правило воспитания самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен выполнить сам. При этом нужно наглядно демонстрировать способы выполнения действий, объяснять, задавать вопросы, направляющие внимание ребенка на необходимость действовать определенным образом. Это не терпит спешки. Поэтому, если вы торопитесь, нужно этим заняться в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.

В раннем возрасте самостоятельность хорошо воспитывать через такой вид детского труда, как самообслуживание. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.

Впервые с проблемой самостоятельности родители сталкиваются, когда малышу исполняется два года. Период два - три года называют кризисом  «Я сам», и неспроста: именно в этом возрасте ребенок впервые осознает, что он отдельная от родителей личность, что он не продолжение, не часть мамы или папы - а самостоятельный человек.

Обучая детей самостоятельности, нужно учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился, правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается. В играх с куклой можно закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании, так же большую помощь могут оказать художественные произведения.

Труд по самообслуживанию формирует такие положительные качества, как ответственность, желание и умение преодолевать препятствия, то есть упорство, настойчивость, ловкость, координацию движений,  приучает к порядку.

Воспитывая самостоятельность, нужно, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Нужно больше опираться на поощрение. Как отмечают психологи, чувство стыда человек переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку. Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат,  дает им возможность увидеть, чему они научились, что еще нужно освоить. Оценивая то или иное действие ребенка недостаточно ему сказать  «молодец» или «неправильно». Нужно конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему не совсем удалось. Оценки для него очень важны, именно поэтому они должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не породить рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала должна быть адресной. Лучше сказать ему не просто, что он хороший, а скорее так:  «Я очень довольна тем, как ты сегодня сделал то - то и то – то». Причем поощрять нужно сразу же, не откладывая приятные слова в долгий ящик, иначе вкус победы не будет таким сладким. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим.

К трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться. Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя. Это может привести к негативизму, упрямству, может наблюдаться строптивость, своеволие, которые будут мешать ему в жизни.

Физминутка

Итак, для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

  • Предложите ребёнку (родителям) переложить из одной миски в другую фасоль сначала рукой (каждую отдельно),  затем ложкой (начиная с большой столовой, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета.
  • Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках.
  • Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок бусы из крупных макарон с отверстиями,

         переливать воду спринцовкой.

Педагогическая ситуация

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Примерные вопросы:

  1. Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.
  2. Как вы думаете, почему она так поступила?
  3. Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
  4. Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
  5. Что ваш ребенок делает сам?

Педагогическая ситуация

«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею». Зато дома с взрослыми у Алеши  властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Примерные вопросы:

  1. Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
  2. Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» Подготовила воспитатель Мерзлякова Н.В. 2016 год. «Детский сад «Солнышко» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Ыныргинская СОШ»

Слайд 2

« «Чувство стыда человек переживает менее остро, чем чувство гордости». Отсутствие навыков самообслуживания –это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

Слайд 3

Цель: Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Слайд 4

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя . Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни.

Слайд 5

«Что включает в себя понятие «самообслуживание» и «самостоятельность» для детей младшего возраста ?» приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); опрятности (пользоваться горшком).

Слайд 6

Задачи: 1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды). 2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого. 4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком). 5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке. 6. Обучать детей порядку одевания и раздевания . 7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого. 8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду. 9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.

Слайд 7

Как в семье приучают ребенка к самостоятельности

Слайд 8

Педагогическая ситуация «Илюша (3 года) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик: - Сам! Сам! Сам! - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам» .

Слайд 9

Педагогическая ситуация «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею». Зато дома с взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании

Консультация для родителей поможет развить самостоятельность в самообслуживании детей младшего возраста....

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультация "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (с показом презентации). ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ».

Задачи:1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросахвоспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.2. Сформировать у родителей представления о Значении само...

Консультация для родителей и воспитателей "Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании"

Консультациятема: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».            Воспитатель:Мачкалян Г...

«ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В САМООБСЛУЖИВАНИИ"

Значение самообслуживания в воспитании детей● Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устана...