СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
учебно-методический материал на тему

Шубина Татьяна Николаевна

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_vospitatelyu_po_rabote_nad_proektom.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТИПЫ  ПРОЕКТОВ В ДОУ.

 Типы проектов   отличаются разнообразием. В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный), потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект-упражнение.

Еще в начале XX в. профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил следующую классификацию учебных проектов:

  • «игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, приготовление школьного завтрака, устройство клумб.

К концу XX в. получили развитие новые виды проектов. Е. Полат (1999) характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом, характером контактов, способом координации, продолжительностью.

Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.

  1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  5.  По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

Исследовательские проекты

По мнению Е. Полат, они требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские проекты активно завоевывают пространство общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и все больше интересуют специалистов ДОУ. Рассмотрим структуру исследовательского проекта на конкретном примере.

Путешествие по Волге

ЦЕЛИ

В сопровождении педагогов и родителей дети совершают путешествие по Волге, знакомясь с названием объектов, встречающихся на пути; постигают смысл слов «путешествие», «путешественник»; эмоционально откликаются на новое; отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и рассказах.

* * *

День первый

1.        Беседа в группе на тему «Путешественники».

Вопросы

Кого можно назвать путешественником?

Куда можно отправиться в путешествие?

Как (на каком транспорте) можно путешествовать?

Какими качествами должны обладать путешественники?

Как путешественники готовятся в дорогу?

Что бы вы хотели узнать о путешественниках?

2.        Совместно с детьми определяется маршрут, привлекаются родители, организуется  подготовка.

День второй

  1. Встреча на речном вокзале. Покупка билетов. Наблюдение Волги с берега.
  2. Беседа воспитателя с детьми перед посадкой на теплоход.

Вопросы

Как называется здание, в котором мы находимся?

Как называется район, в котором расположены речной порт и вокзал?

Возможна проблемная ситуация: дети не могут ответить на последний вопрос.

Воспитатель. Как узнать ответ на этот вопрос?

Дети. Спросить у папы и мамы, в библиотеке, в музее.

Воспитатель. С родителями вы увидитесь только вечером, библиотеку и музей мы сможем посетить, когда вернемся из путешествия, а ответить на вопрос нужно сейчас. Что же делать?

Дети. Спросить у кого-нибудь.

  1. Путешествие на теплоходе по Волге.

Воспитатель. Ребята, давайте полюбуемся красотой Волгограда. Расскажите, что вы видите на берегу.

Дети. Набережную, музыкальный театр, музей-панораму «Сталинградская битва», скульптуру «Родина-мать».

Воспитатель. Но мы так и не выяснили, как называется район, где расположены речной порт и вокзал.

Несколько детей направляются к дежурной по вокзалу и останавливаются, не решаясь обратиться с вопросом.

Дежурная. Ребята, вы что-то хотели спросить?

Дети. Какой это район города?

Дежурная. Это центральный район.

Воспитатель. И речной порт, и Мамаев Курган, и панорама, и Центральная набережная имени 62-й Армии, и музыкальный театр, и здание нашего детского сада находятся на территории Центрального района Волгограда. У каждой реки есть направление течения. В какую сторону течет вода в Волге? Как вы думаете? Как это можно узнать?

Воспитатель с детьми обсуждает способы ответа на поставленный вопрос.

  1. Отдых на берегу. Возвращение.

Во время отдыха на левом берегу Волги дети определяли направление течения, температуру воды, а также искали ракушки, камешки, кору деревьев; играли в подвижные игры, пели песни. На обратном пути дети продолжали исследовательскую деятельность. Их внимание привлекли гудок теплохода, канаты, спасательные круги.

День третий

На следующей день состоялись обмен впечатлениями в детском саду, обсуждение того как оформить и представить результаты путешествия.

Педагоги обкатились к родителям с предложением продолжить практику путешествий, отразить полученную информацию в альбомах. Презентация результатов знакомства с районом города прошла в игре «Я  расскажу, а вы отгадайте».

Информационные проекты

Цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые Факты.

Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.

Рассмотрим Следующий информационный проект.

Дети Сталинграда

ЦЕЛИ: С помощью Педагогов и родителей дети узнают историю Сталинградской битвы, знакомятся с судьбами детей войны, постигают смысл слов «жизнь» и «смерть», эмоционально откликаются на рассказы очевидцев, отражают впечатления от услышанного и увиденного в рисунках  и рассказах.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. Оформление выставок, посвященных победе под Сталинградом.
  2. Беседа воспитателей с детьми о Сталинградской битве с показом иллюстраций.
  3. Беседа «В городе находились дети, как они жили в военном Сталинграде?»
  4. Чтение отрывков из книг о Сталинградской битве.
  5. Просмотр диафильмов: «Дом Павлова», «Город-герой Сталинград».
  6. Беседы с бабушками, дедушками о военном детстве и последующее создание (при поддержке родителей) тематической выставки «Из семейного архива» (фронтовые письма, фотографии военных лет, ордена, медали). Детям было предложено стать военными корреспондентами и собрать необходимую информацию, не только в виде рассказов, но и для создания выставки «Из семейного архива». На встречу с детьми пригласили дедушек и бабушек, ветеранов из клуба «Дети военного Сталинграда».
  7. Экскурсия в музей «Зал Воинской Славы».
  8. Тематическое рисование в изостудии, посвященное Сталинградской битве. Выставка детских работ.
  9. Изготовление подарков ветеранам войны.
  10. Праздник, посвященный победе под Сталинградом.
  11. Оформление альбома «Мы не хотим войны» с рисунками и рассказами детей.

Творческие проекты

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок — семья; ребенок — природа; ребенок — рукотворный мир; ребенок — общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву (выражение субъективного отношения, доставление радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества (игровое, изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

Для примера приведен фрагмент «сочинения» дошкольниками музыки к придуманному ранее тексту сказки. Поначалу мелодия не складывалась, пришлось додумывать и изменять саму сказку.

Решили заодно нарисовать к ней иллюстрации. Коллективное творчество принесло свои плоды. Сказка получилась красивой и доброй.

Музыкальная сказка

Всю предновогоднюю неделю бушевала вьюга. В лесу намело столько  снега, что ни Зайчик, ни Лиса, ни Медвежонок не могли выйти из дома. Перед Новым годом вьюга утихла, и друзья собрались в доме у Зайчика.

—Вот что, у нас нет елки, — сказал Медвежонок.

—Нет, — согласилась Лиса.

—Не вижу, чтобы она у нас была, — сказал Зайчик.

—Надо пойти поискать, — предложил Медвежонок.

—Где же мы ее сейчас найдем? — удивилась Лиса. — В лесу-то темно.

—И сугробы какие! — вздохнул Зайчик.

—        Но все же надо идти за елкой, — сказал Медвежонок.
Вьюга утихла, но тучи еще не разогнало, ни одной звездочки не

было видно на небе.

—        И луны нет, какая тут елка! — сказала Лиса.

—        А на ощупь? — и Медвежонок пополз по сугробам, но в темноте он и на ощупь ничего не нашел.

Зверята загрустили.

—Ну, какой это Новый год без елки? — вздыхал Медвежонок.

—Это на каком-нибудь осеннем празднике елка не обязательна, а зимой без елки нельзя, — сказала Лиса.

Зайчик тем временем вскипятил чай и разливал его по блюдечкам. Медвежонку он поставил баночку с медом, а Лисе — вазочку с ежевичным вареньем. О елке Зайчик не думал. Его печалило то, что вот уже полмесяца, как сломались его часы-ходики, а часовщик Дятел обещал посмотреть, да не прилетел.

—Как же мы узнаем, когда будет 12 часов? — спросил он у Медвежонка.

—Очень просто. В 12 часов нам будет ровно 3 часа хотеться спать!

—Правильно! — обрадовался Зайчик и, помолчав, сказал: — А о елке вы не беспокойтесь! Завтра утром мы все вместе пойдем в лес и выберем самую пушистую и красивую.

На следующее утро друзья отправились в лес. Долго они ходили, но так ничего и не нашли. Так бы и остались друзья без елки, если бы не встретили Снегурочку. 

Здравствуйте! Что случилось? Почему вы такие грустные?— спросила Снегурочка.

—Мы сегодня целый день ходим по лесу, ищем елку, но так и не нашли. Придется нам Новый год без елки встречать, — ответил Зайчик.

—Не переживайте, друзья, я вам помогу.

Снегурочка хлопнула три раза в ладоши, и они все вместе оказались на лесной полянке, где елочки кружились в веселом хороводе.

—        Выбирайте, — сказала Снегурочка.

Выбрав самую красивую елочку, Зайчик, Лиса, Медвежонок и Снегурочка вернулись в домик к Зайчику и встречали Новый год вместе. Они водили хороводы и пели песни.

Воспитатель. Сказку мы с вами сочинили, нарисовали к ней и картинки-иллюстрации. Как вы, ребята, считаете, наша сказка готова?

Дошкольники вспоминают, что сказка готова, если к ней придумана музыка. Они решают подобрать известные мелодии к каждой части сказки.

Вспомните начало нашей сказки, посмотрите на первую иллюстрацию и послушайте два музыкальных фрагмента: «Вальс» А. С. Грибоедова и «Песню Людмилы» М.И. Глинки из оперы «Руслан и Людмила». Какая мелодия подойдет к началу сказки?

Дети. Первая, она волнует и тревожит, напоминает, как мечутся и кружатся снежинки в метель.

Воспитатель. Яс вами согласна. Давайте посмотрим, что же дальше происходит в нашей сказке.

Дети. Лиса, Зайчик и Медвежонок пошли за елкой.

Воспитатель. Как вы считаете, музыка может изображать шаги? Какой из музыкальных жанров больше подходит для этого: танец, песня, марш?

Дети. Конечно, марш!

Воспитатель. Послушайте и сравните характеры двух маршей: «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского и «Марш» Э. Грига.

Дети. Первый — игривый, звонкий, озорной, шутливый. Второй — бодрый, торжественный, четкий.

Воспитатель. Еще раз послушайте оба марша и попробуйте прошагать так, как подсказывает вам музыка.

Дети шагают под звуки маршей.

Так под какой же из этих маршей могли шагать наши герои?

В процессе выбора воспитанниками ДОУ музыки к сказке принимает участие и музыкальный руководитель.

 

Игровые (приключенческие) проекты

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.

Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.  Рассмотрим игровой проект.

Вирус Фантазус в детском саду

Утром воспитатель сообщает детям о том, что в детский сад проник необычный вирус — не гриппа и не гепатита, не краснухи и не кори, а вирус Фантазус.

Воспитатель. Вирус заразил многих детей и взрослых, и чувствую, мне тоже не устоять перед ним. Хочется придумывать, сочинять, изобретать. Возьмите меня за руки, чувствуете? Тепло фантазии, которое бродит во мне, хочет выйти! Ой, вижу и в ваших глазах признаки этого вируса. И в вас он попал! Слышу: в ушах (прикладывает ладони к ушам) звенит веселый голос Фантазуса: «Принимайся скорей за дело! Не сиди! Вокруг столько интересного!»

Пока идет описание ощущений, переживаемых взрослым и детьми, прогнозирование сложных ситуаций в детском саду («что же будет!»), в комнату заходит заведующая.

Заведующая. Сообщаю вам о чрезвычайном происшествии! Вирус заразил и Ирину Павловну. Да так, что она совсем потеряла голову. Поехала в магазин за новыми мелодиями и, наверное, забыла о празднике, к которому нужно готовиться! Не успеет она теперь оформить музыкальный зал к празднику! Что же делать, ребята?!

Как видим, взрослый предложил воспитанникам проблему. Дошкольники проектировали свои действия, ориентируясь на заданные условия, на «игровую позицию» (термин Н.Н. Поддьякова, 1992).

Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо-доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу в семье или детском саду. Такая атмосфера свидетельствует об эмоциональном благополучии детей и способствует формированию и развитию оптимистического мировоззрения. Игровая позиция, как утверждает Н.Н. Поддьяков, значительно повышает гибкость, подвижность целей и мотивов деятельности ребенка, расширяет сферу ожидаемых результатов, что позволяет дошкольнику адекватно оценивать расхождение между своими намерениями и реальным положением дел. Все это устраняет или снижает стрессы и неблагоприятные ситуации, повышает общий тонус ребенка.

Игровые (приключенческие) проекты строятся по принципу развивающейся интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.

Вот, например, какие предположения выдвинули дошкольники в одном из проектов по поводу исчезновения Деда Мороза.

На рождественских каникулах дети собрались в зале, чтобы рассказать Деду Морозу, как прошла встреча Нового года в их детском саду. Деда Мороза все не было. Дошкольники начали волноваться и размышлять о причинах, задержавших гостя в пути.

—Может, пожар в лесу был...

—Может быть, он заболел...

—Наверно, Дед Мороз устал, лег под елочкой отдохнуть и заснул...

—Деда Мороза украли...

—        Снег выпал глубокий. Поэтому Дед Мороз застрял в сугробах...

Выяснить причину исчезновения гостя помогло звуковое письмо, которое оставили для детей Волк и Ворона.

Практико-ориентированные

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта). Рассмотрим такой проект на примере.

Пряничные игрушки

Проект родился в ходе подготовки к ярмарке. Воспитатель рассказала детям, что во времена молодости их бабушек и прабабушек на ярмарке можно было купить разные игрушки, сладости, пряники. Дети проявили интерес к процессу изготовления русских пряников

День первый

Дети знакомились с пряничным промыслом, который был одним из самых распространенных в России. Они расспрашивали бабушек и дедушек о том, какие пряничные игрушки они помнят из своего детства.

День второй 

Бабушка Никиты принесла книгу «Пряники русские». Дети читали и рассматривали иллюстрации, познакомились с пряничными игрушками тульских, вяземских, Городецких мастеров.

День третий

Ира рассказала детям о пряничных играх, в которые играли на ярмарках все от мала до велика (сведения она получила от мамы). На занятиях по лепке делали пряничные игрушки: малыши — из глины, старшие — из соленого теста.

День четвертый 

Воспитатель познакомила детей с мексиканской традицией дарить детям в новогоднюю ночь пряничные фигурки. Андрей и Олег предложили подарить своим близким и родным к Новому году пряничные фигурки Деда Мороза и Снегурочки.

День пятый

Семейная гостиная на тему «Пряничные игрушки для ярмарки». Свою помощь в ее организации предложила бабушка Насти и Олега, приготовив пряники с разной начинкой. Дети с удовольствием по запаху различали приправу и начинку, которую добавляли в пряничные игрушки.

Открытые проекты

Наиболее распространено проектирование внутри одной возрастной группы. Педагоги и дети не испытывают трудностей, поскольку хорошо знают творческие возможности и социальные качества друг друга; имеют представление о предметно-пространственной среде группы. Однако замыкаться в своем коллективе не следует. Контакты с другой возрастной группой необходимы ребенку для его социального развития, расширения сферы общения. Участие в совместном проекте с другой группой обогащает детей новыми впечатлениями, позволяет пережить новые эмоции, завоевать симпатии у окружающих людей. Аналогичный процесс происходит и в смешанной по возрасту группе. Младшие дошкольники в таких условиях получают возможность осваивать окружающий мир при участии старших, а старшие дети приобретают опыт социально одобряемого взрослыми поведения.

Более трудны в организации контакты и проекты внутри ДОУ (например, «День смеха», «Неделя сказки»). Они требуют высокого уровня развития управленческих (творческих, организаторских) умений у педагогов, поскольку необходимо определить актуальную проблему, продумать условия и форму детских или детско-взрослых проектов.

Наиболее сложны открытые проекты, реализующиеся в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями. Но именно они дают высокий результат в развитии ребенка, расширяя пространство его жизнедеятельности. Рассмотрим один из открытых проектов, ориентированный на взаимодействие детского сада, семьи и учреждений культуры.

Маленькие сказочники

ЦЕЛИ: Дети знакомятся с работой профессиональных и самодеятельных театральных коллективов; узнают о видах кукольного театра.

1-я часть. Подарок

ОБОРУДОВАНИЕ Куклы би-ба-бо, аудиокассета с записью музыкальных произведений, ширма, «домики» для кукол.

* * *

По почте приходит извещение на посылку от кукол театра «Арлекин». Дети обнаруживают в ней много кукол би-ба-бо. Дети решают поселить их у себя в группе в специальных домиках, создать свой,театр, придумывают ему название.

В соответствии с полученными от детей предложениями разрабатывается план действий по коллективному сочинению сказки:

  • придумывание названия;
  • обсуждение и утверждение героев;
  • составление правил их поведения;
  • распределение ролей;
  • оформление ширмы, афиши;
  • репетиции и показ спектакля малышам и родителям.

Результатом запланированной деятельности становится спектакль-
сказка «Новогодние приключения Колобка».

Воспитатель. Жили-были старик со старухой. Раз просит старик...

Старик. Скоро Новый год! Испеки, старуха, Колобок! С т а р у х а. Из чего испечь-то. Муки нет!

Старик. Э-эх, старуха! По амбарам поскреби, по сусекам помети, авось мука и наберется! Уходят.

Воспитатель. Так старуха и сделала: по амбару поскребла, по сусекам помела и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, скатала Колобок, изжарила его в масле и поставила на окошко

студить.

Старуха кладет Колобок на окошко.

Колобок

Не хочу я здесь лежать,

Хочу в лес убежать.

Там сегодня для зверят

Новогодний маскарад!

Воспитатель. Колобок полежал и покатился: с окна — на лавку, с лавки — на пол, по полу к двери, перепрыгнул через порог и побежал по тропинке в лес. Катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок.  Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Я — Колобок, Колобок,

Я — румяный бок.

Тороплюсь на маскарад

Для лесных зверят.

Заяц

Ладно, ладно, Колобок,

Убегай скорей, дружок.

На маскарад спешу и я,

Будем мы с тобой друзья!

Воспитатель. И покатился Колобок дальше. Катится, а навстречу ему Волк.

Волк. Колобок, Колобок, я тебя съем!

К о л о б о к. Не ешь меня. Я тебе песенку спою. (Поет свою песенку.)

Волк

Ладно, ладно, Колобок,

Убегай скорей, дружок

На маскарад спешу и я,

Будем мы с тобой друзья.

Воспитатель. И покатился Колобок дальше. А навстречу ему Медведь.

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня! Я тебе песенку спою. (Поет свою песенку.)

Медведь

Ладно, ладно, Колобок,

Убегай скорей, дружок

На маскарад спешу и я.

Будем мы с тобой друзья!

Воспитатель. И опять покатился Колобок дальше, а навстречу ему ворона Каркуша спешит.

Каркуша. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою. (Поет свою песенку.)

Воспитатель. Дальше покатился Колобок. А навстречу ему Лиса.

Лиса. Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький!

Колобок поет свою песенку.

Какая славная песенка! Но ведь я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Колобок сел на мордочку и спел свою песенку.

Хоть и вкусный, Колобок,

Убегай скорей, дружок.

На маскарад спешу и я,

Будем мы с тобой друзья!

Воспитатель. И опять покатился Колобок. Прибежал он к новогодней елочке, а там уже все звери собрались. Стали они весело плясать, Новый год встречать. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

2-я часть. Волшебный мир театра кукол

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации с изображением различных видов театра, «волшебный» чемоданчик, куклы-би-ба-бо, афиша спектакля «Великий Кот Маг» театра кукол «Арлекин», карта города Волжский.

* * *

На первом занятии воспитатель предлагает детям поговорить о том, кто такие актеры, как можно стать актером, что они делают на сцене или как озвучивают кукол. Затем воспитатель спрашивает о том, кто может выступать в роли актеров помимо людей. Предлагаются иллюстрации с изображением разных видов театра (театр зверей, кошек, игрушек, пальчиковый); обсуждается, кто в разных видах театра является актером.

Воспитатель спрашивает у детей, нравятся ли им сказки в исполнении кукольного театра, где «живут» куклы в детском саду (в группе, «волшебном» чемоданчике, театральной студии). Вместе с воспитателем дети находят «волшебный» чемоданчик, который открывается под волшебное заклинание: «Чемоданчик, раз-два-три, своей сказкой удиви!» Из него появляются куклы. Воспитатель показывает сказку «Колобок», обращаясь к опыту детей (дети подсказывают последующие действия, вызывают очередного героя, вместе с героем исполняют песенку Колобка).

После просмотра спектакля воспитатель просит подумать о том, каким образом оживают куклы; спрашивает, хотят ли дети их оживить. Детям предлагается выбрать куклу, обыграть ситуацию от лица персонажа, обсудить, стала ли кукла настоящей и почему. Затем все вместе играют с куклами в игру «Замри».

На следующем занятии воспитатель спрашивает, нужно ли учиться, чтобы стать кукловодом? Взрослый предоставляет детям самим догадаться, что нужно сделать, чтобы кукла наклонила голову, поклонилась, повернулась вправо-влево, похлопала руками.

Разыгрывают разные ситуации: чтобы кукла обняла, погладила ребенка по щеке, пошептала в ухо, поспала, поплясала, поиграла с кубиком, рассказала стихотворение.

В конце занятия куклы возвращаются к себе домой в «волшебный» чемоданчик.

На следующий день воспитатель приносит в группу афишу спектакля «Великий Кот Маг» театра кукол «Арлекин». Дети рассматривают афишу, обсуждают дату, название, оформление. В день приезда театра кукол «Арлекин» дети помогают взрослым организовать зрительный зал.

После просмотра спектакля все остаются в зале. Воспитатель задает детям вопросы: «Что вы сейчас чувствуете? Какое у вас настроение? А у тебя? Почему? Интересно, как кукольные герои этой сказки оживают? Как называют людей, которые выступают с куклами? А вы хотите с ними познакомиться и задать вопросы?»

После беседы дети заходят за ширму, знакомятся с артистами-кукловодами, задают им вопросы. В группе вместе с воспитателем ищут местонахождение театра «Арлекин» на карте города и готовятся к поездке.

3-я часть. В поисках пропавших кукол

ОБОРУДОВАНИЕ «Волшебный» чемоданчик, куклы би-ба-бо, записки от кукол, аудиокассеты, карта города Волжский.

* * *

Дети приходят в комнату сказок, чтобы поиграть с куклами. Они придумывают новое сказочное заклинание, чтобы открыть «волшебный» чемоданчик, открывают его, а там кукол нет.

Дети. Ой, а где же наши куклы? Куда они могли подеваться? Давайте их поищем.

Везде ищут кукол, но не находят.

Воспитатель. Ребята, а может быть, куклы оставили нам какую-нибудь записку? Пойдемте, поищем.

Дети (находят в зале сказок записку, читают)

Было скучно в темном чемодане,

Мы за новой сказкой убежали.

Встретить хотим мы новых друзей,

Вместе с друзьями жить веселей!

Воспитатель. Куда же могли отправиться куклы? Где могут жить их друзья? (Напоминает детям о том, что их пригласили в гости к куклам театра «Арлекин».)

В назначенный день дети вместе со взрослыми отправляются в театр

«Арлекин». Там знакомятся с историей создания театра, ищут своих кукол, но находят не всех, обнаруживают еще одну записку.

Дети (читают)

Новую сказку мы не нашли,

К куклам другим в гости ушли,

Во Дворец творчества если придете,

Нас без труда непременно найдете!

Приехав в детский сад, дети вместе с воспитателем находят на карте города месторасположение Дворца творчества; звонят туда по телефону, договариваются о встрече.

В назначенный день дети посещают театр кукол «Скоморошина». Там они знакомятся с видами кукол (перчаточная, тростевая, паркетная), пробуют себя в роли кукловодов, сочиняют свою сказку. Здесь Они находят остальных кукол и возвращаются в детский сад.

Индивидуальные и коллективные проекты

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.

Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Опыт коллективного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Дети чувствуют себя несчастными, когда они вне коллектива. Поэтому для детского развития необходимы парный, групповой, фронтальный проекты.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10—12 человек).

Фронтальный (коллективный) проект. Выполняется всем коллективом.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).

СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

  1. Глубоко изучить тематику проекта.
  2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
  6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.        Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...

Советы воспитателям и начинающим тифлопедагогам в работе с родителями .

Материал хорошо подходит для родительского собрания.Изложение материала в форме диалога вопрос-ответ....

Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.

Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...

Советы педагогу по работе над проектом

Советы молодому педагогу по работе над проектом...