Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
статья на тему

Лопандина Надежда Павловна

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_lopandina_n.p.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Семейный клуб «Ковчег»

Лопандина Надежда Павловна

Преподаватель православной культуры

 МБДОУ детский сад №3, МАДОУ детский сад №7

г.Лебедянь, Липецкая обл.

«Умел ты детей своих родить, умей же и воспитать их как должно, чтобы достойно носить имя отца» (Святитель Тихон Задонский).


     Когда начинается воспитание ребёнка?

 Воспитание начинается с того момента, когда будущая мать почувствовала под своим сердцем новую жизнь: два сердца забились в лад. Мама так и скажет: «Ношу под сердцем дитя». Он, будущий ребёнок, уже живёт, дышит, растёт и воспитывается. Образ матери во время плодоношения, а также кормления грудью накладывает глубокий отпечаток и на духовный мир будущего ребёнка. Все девять месяцев ребёнок составляет единое целое с матерью. Он слышит её сердце, слышит её голос. Вместе с ней переживает неудачи и радуется. Страшно, когда ребёнок слышит бранную речь, ощущает грубость и резкость маминого поведения, привыкает пить и курить, ещё не родившись. Но как иногда о дурных привычках говорят, что они всасываются с молоком матери, так и добрые привычки, святые расположения тем бывают твёрже, чем глубже укореняются в душе с малолетства.

Воспитание с пелён – самое важное дело: это фундамент будущей его жизни и чем прочнее и чище нравственное начало, положенное в основании воспитания, тем будет легче человеку выстраивать свою жизнь в семье и обществе.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего поколения, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,  нравственных устоев.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:

- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников;

- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи;

- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр, совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильном участии детей в трудовой деятельности семьи, обучении рукоделию и ремеслам;

- общей семейной трапезе,

- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного;

- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.

  В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Семья и дошкольные учреждения – два главных института социализации детей.

 Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком дошкольного учреждения станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Но центральное место в формировании личности ребенка остаётся за семьёй. По мнению исследователей, именно от семьи на 80% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В своей работе я сталкиваюсь с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний, духовно - нравственного и даже интеллектуального развития детей. Вместо этого делается в семье упор на образовательные моменты. Таким образом, взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.

  Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. 

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!

В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом  мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. Кроме родительских собраний, индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы, применяю следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.

В течение учебного года в дошкольных учреждениях оформляем совместные с родителями  выставки фотографий «Папа, мама, я – дружная семья», проводим конкурсы поделок «Мама – рукодельница», «Книжка – самоделка», тематические выставки  поделок к православным праздникам «Рождеству Христову», «Пасхе».

 В ДОУ создан семейный клуб «Ковчег». Члены родительского клуба – активные участники на праздниках. С участием родителей  проводятся традиционные праздники учреждения : «Россия. Родина. Православие», «День народного Единства», «День Семьи, Любви и Верности».

С участием родителей проведены  родительские лектории «400 лет Дому Романовых», «Князь Владимир – креститель Руси», ко Дню героя проведён праздник «Герои русской славы», фестиваль «Славянские игры».

Родители – активные помощники  региональных литературно – музыкальных конкурсов «Да святиться Имя Твое».

Организовываются семейные  паломнические поездки по святым местам родной земли , совместно выезжали в Троице – Сергиеву лавру.

Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставках, в создании Пасхальных композиций.

Ежегодно с удовольствием принимают  совместное участие в Пасхальном фестивале. Принимают  участие в муниципальном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. В ходе совместной деятельности было проведено анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка», «Творческое воспитание детей дома». Отвечая на вопросы анкеты, мамам и папам было над чем задуматься. Совместно оформляется в ДОУ музей русского быта ,который содержит памятные предметы семей, предметы русского быта. Дети рассматривают их, рассказывают о своем предмете.

Это лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, направленная на  возрождение традиций православного семейного воспитания, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.

Хочется отметить, что успех взаимодействия воспитателя и родителей напрямую связан с активной позицией обеих сторон, с их желанием научиться, измениться.

 Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания."

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и пр...

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...

организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

«ОБРАЗЫ ГЕРОИЧЕСКИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Обращение к образам героических защитников Родины - путь решения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет...