Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
    консультация на тему

    В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников

            В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федерации, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени.

            В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию отмечается, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям, и эти цели не только материальные, но и духовные и нравственные.

            Сегодня для подрастающего поколения доминирующими становятся ценности западного образа жизни, западная модель поведения и потребление. На передний план выдвигаются прагматизм, материальные потребности, карьерные устремления любыми способами. Духовный кризис общества проявляется в ошибочном понимании свободы как вседозволенности.

            Плоды безнравственности встречаются на каждом шагу. Обесцениваются такие высокие нравственные категории, как чувство коллективизма, гражданская и социальная ответственность личности за свое поведение и поступки, за свой образ жизни, чувство сострадания к слабым, милосердие. Их место занимают такие категории, как агрессивный индивидуализм, безнаказанность, бессердечие, жажда наживы любой ценой, сделкой с собственной совестью.

            Анализ современных исследований и примерных образовательных программ свидетельствует о доступности детям дошкольного возраста знаний о событиях истории, культуры, народных обычаях, обрядах,  традициях, если они даются в занимательной форме, затрагивают чувства и вызывают интерес.

            В свою очередь, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, традиции своего народа и малой родины.

            Актуализация проблемы возрождения духовно-нравственных ценностей осуществляется через приобщение детей к православной культуре.

            Работа в данном направлении ориентирована на реализацию следующих принципов организации педагогической деятельности с детьми:

    1. Интеграция материала по содержанию и видам  детской деятельности при обучении (взаимосвязь различных образовательных областей, частая смена видов деятельности детей по разным направлениям).
    2. Деятельностный подход к проведению мероприятий с детьми ( дети не являются пассивными созерцателями и слушателями, а все время заняты какой-либо деятельностью).
    3. Подключение эмоционально-чувственной сферы детей пробуждение эмоционального отклика на предметы искусства и исторические события, который «действует в механизме нравственной оценки и выбор, который формирует нравственную позицию».
    4. Обеспечение связи изучаемого материала с жизнью (привидение примеров из жизни людей ближайшего окружения).

    Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

    У детей дошкольного возраста в процессе проводимой работы расширяются и углубляются понятия о семье, добродетелях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, формируются понятия святости, любви, доброты, соединяющих человека с Богом и всем миром. Именно потеря веры привела к бездуховности, к утрате многих принципов нравственности. Воспитание детей на вере тот стержень души, который удерживает от всякого порочного и бесчестного поступка.

    Средством приобщения детей к системе моральных норм всегда служили народные обычаи, обряды, традиции. Участвуя в обряде, каждый человек втягивался в особый, необычайно психологически насыщенный мир и становился неотъемлемой частью всего коллектива. С помощью обряда регулировалось поведение всех членов, формировалось моральное единство.        Работа по организации духовно - нравственного воспитания детей на основе использования материалов православной культуры осуществляется по следующим направлениям:

    1. духовно -образовательное (занятия, беседы, педагогические ситуации);
    2. воспитательно - оздоровительное (праздники, народные подвижные игры, ролевые и строительные игры, прогулки, экскурсии);
    3. культурно0познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видео);
    4. нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка групп и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

    Воспитательная система включает в себя следующие виды детской деятельности, способствующие удовлетворению разнообразных потребностей дошкольников и формированию ключевых компетентностей:

    - игры нравственного и духовно-нравственного содержания;

    - разнообразные виды творческой художественно-продуктивной деятельности детей;

    -  чтение и обсуждение художественной литературы;

    - проведение совместных праздников;

    - просмотр слайд-фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения;

    - благотворительные акции;

    - виртуальные путешествия;

    - организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

    - постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;

    - поисково-познавательная деятельность (проекты).

            Остановимся на некоторых из них.

            Педагогические ситуации наиболее простая по организации  короткая по протяженности во времени форма работы.

    Вся жизнь человека – это непрерывное, совокупное поле его деятельности. Каждая ситуация – часть бытия человека. Ситуации побуждают его к действиям, но оставляют свободу выбора в том, как именно действовать.

            Диапозон ситуаций, которые можно использовать в педагогических целях, достаточно велик: воспитывающие, педагогические, проблемные, игровые, жизненные ситуации, ситуации общения, морального выбора, этически значимые ситуации и др. Они могут быть специально созданные и возникшие стихийно.

            При формировании у детей нравственных понятий, нравственных чувств и нравственного поведения широко применяются ситуации морального выбора. Они побуждают ребенка откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие. Моделирование ситуаций морального выбора является важным, так как социально-нравственное поведение детей проявляется в выборе из двух альтернативных линий поведения, часто оно связано с ущемлением собственных интересов ради интереса другого.

            Ситуации морального выбора часто выступают как возникшие стихийно в процессе взаимодействия. На эффективны и специально созданные ситуации, когда дети принимают решение публично, обосновывают мотивы выбора.

            Проектная поисково-познавательная деятельность – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который несет ответственность за результаты своей деятельности, свои поступки.

            Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора деятельности своих воспитанников и помогает им действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

            Примерная тематика: «Я – личность», «Я и мой детский сад», «Моя безопасность», «Моя страна, мой дом», «Святки. Рождество. Крещение», «Мальчики и девочки. День Защитника Отечества», «Праздник Пасхи», «Цивильск - мой родной город», «Охраняем природу» и др.

            В течении учебного года могут быть осуществлены как общие, так и подгрупповые и индивидуальные комплексные тематические проекты, а так же детско-родительские проекты по духовно-нравственному воспитанию: «Недаром помнит вся Россия» (Отечественная война 1812 г.), «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Встреча с удивительными словами», «Любит народ играть круглый год» (народные подвижные игры к православным праздникам годичного цикла), « Фестиваль семейных традиций» (родительский проект по изучению истории семьи).

            Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследие от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем. Именно поэтому родная православная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

    Литература

    1. Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я» №6 - 2015г.,

    статья Т.Р.Арзуманова, Ж.Н.Мысливцева «Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

    "Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

    Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

    «Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»

    Материал о духовно-нравственном воспитании детей...

    Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

    Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

    Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников

    Сказки в системе духовно-нравственного развития младших дошкольников.1 слайдСказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и...

    «Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

    В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

    Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

    Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....