Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
статья

Лопандина Надежда Павловна

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_v_sokr.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Семейный клуб «Ковчег»

Лопандина Надежда Павловна

Преподаватель православной культуры

 МБДОУ детский сад №3, МАДОУ детский сад №7

г.Лебедянь, Липецкая обл.

«Умел ты детей своих родить, умей же и воспитать их как должно, чтобы достойно носить имя отца» (Святитель Тихон Задонский).


     Когда начинается воспитание ребёнка?

 Воспитание начинается с того момента, когда будущая мать почувствовала под своим сердцем новую жизнь: два сердца забились в лад. Мама так и скажет: «Ношу под сердцем дитя». Он, будущий ребёнок, уже живёт, дышит, растёт и воспитывается. Образ матери во время плодоношения, а также кормления грудью накладывает глубокий отпечаток и на духовный мир будущего ребёнка. Все девять месяцев ребёнок составляет единое целое с матерью. Он слышит её сердце, слышит её голос. Вместе с ней переживает неудачи и радуется. Страшно, когда ребёнок слышит бранную речь, ощущает грубость и резкость маминого поведения, привыкает пить и курить, ещё не родившись. Но как иногда о дурных привычках говорят, что они всасываются с молоком матери, так и добрые привычки, святые расположения тем бывают твёрже, чем глубже укореняются в душе с малолетства.

Воспитание с пелён – самое важное дело: это фундамент будущей его жизни и чем прочнее и чище нравственное начало, положенное в основании воспитания, тем будет легче человеку выстраивать свою жизнь в семье и обществе.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего поколения, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев,  нравственных устоев.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада:

- жизни семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников;

- уходе за маленькими детьми и престарелыми членами семьи;

- использовании в воспитании устного и изобразительного народного творчества, обучении рукоделию и ремеслам;

- общей семейной трапезе,

- назидательном семейном чтении с последующим обсуждением прочитанного;

- существовании семейного совета с решающим словом старшего члена семьи.

Важнейшим нравственным основанием семьи служило почтительное отношение детей к родителям, которое воспитывалось в семьях с малолетства и укреплялось в течение всей жизни каждого человека.

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья.

  Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.  Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине.

    Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    Задача нас, воспитателей, соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанников духовным наследием прошлого.  Главная цель работы педагогических коллективов МБДОУ №3 и МАДОУ №7 - воспитание культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты.

 В каждом из нас материально, интеллектуально и духовно отражается вся мировая история, история своего народа, своей эпохи, своей семьи.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Семья и дошкольные учреждения – два главных института социализации детей.

 Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители.

Но центральное место в формировании личности ребенка остаётся за семьёй..

  Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. 

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!

В ДОУ созданы семейный клуб «Ковчег».

Члены родительского клуба – активные участники праздников. С участием родителей  проводятся традиционные праздники учреждения : «Россия. Родина. Православие», «День народного Единства», День героя,День Матери,«День Семьи, Любви и Верности».

С участием родителей проведены  родительские лектории «400 лет Дому Романовых», «Князь Владимир – креститель Руси», ко Дню героя проведён праздник «Герои русской славы», фестиваль «Славянские игры»

Родители – активные помощники  региональных литературно – музыкальных конкурсов «Да святиться Имя Твое, участники муниципальных Рождественских и Пасхальных фестивалей, международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья. В ходе совместной деятельности было проведено анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка», «Творческое воспитание детей дома». Отвечая на вопросы анкеты, мамам и папам было над чем задуматься. Совместно оформляется в ДОУ музей русского быта ,который содержит памятные предметы семей, предметы русского быта. Дети рассматривают их, рассказывают о своем предмете.

Это лишь капля в море, но и она позволяет сделать вывод: работа, проводимая по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, направленная на  возрождение традиций православного семейного воспитания, на основе сотрудничества семьи и детского сада, постоянно, дает положительный результат.

В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом  мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. 

Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Нам, взрослым, нужно помнить, что нет ничего дороже, чем видеть горящие глаза детей, слушать их радостный смех, восторженные рассказы о семье, о родителях, которые живут их интересами, о друзьях, нет ничего дороже, чем бьющиеся в унисон сердца детей, родителей и воспитателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания."

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и пр...

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...

организация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Материал об организации работы дошкольников в связи с требованиями ФГОС...

«ОБРАЗЫ ГЕРОИЧЕСКИХ ЗАЩИТНИКОВ РОДИНЫ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Обращение к образам героических защитников Родины - путь решения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет...