проект "Детское Информационное Агентство Родничок"
проект (старшая группа) по теме

Черемисина Людмила Павловна

представлен проект по развитию коммуникативных навыков у дошкольников посредством участия в работе нескольких студий, созданных в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское информационное агентство «Родничок»

как средство коммуникативного развития дошкольников

                 

     Краткое описание инновационного проекта (программы)

Наименование инновационного проекта (программы)

Детское информационное агентство «Родничок», как средство коммуникативного развития дошкольников

Основная идея инновационного проекта (программы)

Ребенок дошкольного возраста наиболее успешен в тех видах деятельности, где очевиден результат – ИЗО - деятельность (рисование, лепка, конструирование), музыкальная деятельность (пение, хореография), игры. Результат коммуникативно – речевой деятельности детям незаметен. Работа над данным проектом предполагает видеофиксацию деятельности детей, их активное участие в данной работе, результатом которой становятся видеоролики. Это позволит и детям, и педагогам наглядно проследить развитие у дошкольников коммуникативно – речевых навыков.

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Бачинин В.А. Детство и детское ТВ в социальном контексте/В.А. Бачинин, Социологические исследования.–2009.–№10. – С.119 – 125;

Шариков А.В., Чудинова В.П. Детское телевидение. Взгляд социолога // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 58-85;

http://www.ug.ru/archive/64949 

«Драматургия жизни

Школьное телевидение как ресурс

 развития образовательной среды

 школы»// учительская газета

Обоснование значимости реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Свердловской области

Применение ИКТ стало привычным для ДОУ области. Однако чаще всего данные технологии используют с целью реализации принципа наглядности. Работа над проектом «Детское информационное агентство «Родничок» как средство коммуникативного развития дошкольников» призвано сломать стереотип о возможностях применения ИКТ в ДОУ.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Цель:  формирование основ коммуникативной компетентности дошкольников через деятельность детского информационного агентства.

Задачи:

1. развивать словарь детей в ходе работы над сюжетами видеороликов;
2. развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета;
3. развивать навыки ситуативно-делового общения;
4.  развивать связную диалогическую и монологическую речь;

5. развивать речевое творчество;

6. подобрать систему мониторинга развития коммуникативной культуры дошкольников.

Сроки реализации инновационного проекта (программы)

Сентябрь  2016 – сентябрь 2018 г.г.

Объем и источники финансирования реализации инновационного проекта (программы)

95 000 рублей (областной бюджет)

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

 - создание развивающей среды с учетом тематики проекта;

- положительная динамика в развитии коммуникативных навыков дошкольников;

- повышение профессиональной компетенции педагогов;

- повышение рейтинга ДОУ в районе.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта (программы)

Презентация опыта работы по реализации инновационного проекта на НПК, семинарах различного уровня, а также через сеть Интернет.

Реквизиты документов, подтверждающих прохождение образовательной организацией предварительной экспертизы (при наличии)

-

Программа реализации инновационного проекта (программы)

     1. Исходные теоретические положения.

Развитые коммуникативные умения дошкольников – неотъемлемое условие эффективной совместной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. В ней проявляются отношения детей друг к другу и к самим себе, к результатам деятельности. Потребность во взаимопонимании с окружающими людьми, через которых ребенок овладевает социальным опытом, рано становится его основной социальной потребностью.

В современном обществе проблема взаимодействия и общения детей становиться одной из самых актуальных: дети не умеют вступать в диалог не только со взрослым, но и со сверстником. Часто живое общение детям заменяет компьютер, просмотр мультфильмов. Уже в пять лет ребенок лучше владеет планшетом, чем собственным языком.

По мнению таких ученых, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др. именно дошкольное детство является сензитивным периодом для развития коммуникативной сферы ребенка. Очевидно и другое: ИКТ стали неотъемлемой частью жизни современных детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

В проекте «Детское информационное агентство «Родничок» как средство коммуникативного развития дошкольников» мы попытались объединить все вышеуказанные направления, актуальные для современного дошкольника:

Развитие коммуникативных навыков;

Социализация через общение;

Активное использование информационно – коммуникационных технологий.

Актуальность проекта обусловлена:

•важностью формирования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса как одного из факторов, повышающих уровень коммуникативного развития дошкольников;

•необходимостью повышения уровня качества образования; успешной подготовки детей к обучению в школе;

•значимостью выбранной темы для системы образования района, для успешного развития учреждения.

Новизна проекта заключается:

В идее формирования основ коммуникативной компетентности дошкольников через работу в детском информационном агентстве, развитие коммуникативной культуры всех субъектов образования в детском саду.

     2. Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

 С сентября 2016 – по сентябрь 2018 года

     3.    Содержание    и    методы  реализации  инновационного  проекта

(программы), необходимые условия организации работ.

Работа детского информационного агентства предполагает деятельность нескольких студий ТВ, а также выпуск газеты ДОУ. Все материалы для ТВ фиксируются в видео- и фото-формате, далее монтируются в видеофильм (ролик).

содержание

методы

условия

1

ТВ студия «Культура»

Драматизация, элементарное музицирование на музыкальных инструментах, пение, хореография, художественное чтение, ознакомление с народными традициями, праздниками и т.п.

в рамках тематического плана ДОУ. Материально – технические условия: видеокамера, штатив, ноутбук, программное обеспечение, микрофоны, музыкальный зал.

2

ТВ студия «Мульт»

Создание мультфильмов в процессе НОД художественно – эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

в рамках тематического плана ДОУ. Материально – технические условия: видеокамера, штатив, ноутбук, программное обеспечение.

3

ТВ студия «Образование»

Виртуальная экскурсия; музейная педагогика; презентация опыта работы с дошкольниками по таким технологиям, как «Сказки фиолетового леса» (В.В. Воскобович, Т.Г. Харько), логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, ТРИЗ, составление рассказа по сюжетной картине в ходе игры с магнитами, не традиционные техники ИЗО деятельности, пескотерапия, сказкотерапия, поисковые и творческие проекты, экспериментирование и др.

в рамках тематического плана ДОУ. Материально – технические условия: видеокамера, штатив, ноутбук, программное обеспечение, набор игр В.В. Воскобовича, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, сюжетные картины с магнитами, нетрадиционное оборудование для изо деятельности, столы для игр с песком и водой, оборудование для организации детского экспериментирования (лаборатория).

4

ТВ студия «Родительская»

Мастер-классы, консультирование, привлечение к деятельности ТВ студий ДОУ и НОД.

в рамках тематического плана ДОУ. Материально – технические условия: видеокамера, штатив, ноутбук, программное обеспечение.

5

Редакция газеты «День за днем»

Развитие детского речевого творчества (сочинение сказок, стихов, загадок и т.п.); отражение новостей ДОУ за месяц и анонса мероприятий; консультирование родителей и социума специалистами; презентация интересного опыта семейного воспитания, наиболее удачных проектов и т.п.

в рамках тематического плана ДОУ. Материально – технические условия: фотоаппарат, штатив, ноутбук, программное обеспечение; цветной принтер, бумага.

6

Сайт «Детское информационное агентство «Родничок»

Функционирование ТВ студий ДОУ в сети Интернет.

Создание web сайта.

     Прогнозируемые результаты по каждому этапу.

Этапы реализации программы:

1. Подготовительный (сентябрь – октябрь 2016 г)

- утверждение творческих групп для работы в ТВ студиях и редакции газеты;

- составление плана работы студий и газеты в соответствии с тематическим планом работы ДОУ;

- проектирование системы мониторинга развития коммуникативной культуры дошкольников;

- внесение изменений в локальные акты ДОУ, регламентирующие образовательную деятельность и систему внутреннего мониторинга качества образования.

Прогнозируемый результат: подготовка нормативно -правового обеспечения деятельности инновационной площадки на уровне ДОУ.

2. Основной (ноябрь 2016- май 2018 гг)

- работа ТВ студий;

- выпуск газеты «День за днем»;

- создание сайта «Детское информационное агентство «Родничок»»

Прогнозируемый результат:

Создание базы видео- и фотоматериалов, опыта работы с детьми в рамках ТВ студий; получение первых результатов диагностики эффективности методов работы с целью развития коммуникативных навыков дошкольников.

3. завершающий /аналитический (июнь – сентябрь 2018 г)

- подведение итогов реализации проекта;

- планирование форм распространения опыта по реализации проекта;

- решение о продолжении /закрытии реализации проекта (на основе полученных результатов)

Прогнозируемый результат: оформление итогов проекта; презентация опыта работы в форме публикации.

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов.

В МБДОУ детский сад №26 существует система внутреннего мониторинга качества образования, включающая в себя как диагностику освоения программного материала детьми, так и анализ профессионального развития педагогов. Работа над проектом предполагает видеофиксацию работы с детьми, которая, по нашему мнению, способна оказать помощь в проведении более качественной диагностики и отслеживания динамики развития каждого ребенка. Работа в ТВ студиях также окажет влияние и на профессиональный рост педагогов. Также средством контроля могут служить и сами видеофильмы (продукты проекта).

Система внутреннего мониторинга предполагает участие родительской общественности на аналитическом этапе, что обеспечивает достоверность результатов.

     Календарный план реализации инновационного проекта (программы) с

указанием  сроков  реализации  по  этапам  и  перечня  конечной продукции

(результатов).

содержание

продукт

срок

ответственные

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2016 г)

утверждение творческих групп для работы в ТВ студиях и редакции газеты;

- составление плана работы студий и газеты в соответствии с тематическим планом работы ДОУ;

- проектирование системы мониторинга развития коммуникативной культуры дошкольников;

- внесение изменений в локальные акты ДОУ, регламентирующие образовательную деятельность и систему внутреннего мониторинга качества образования

Приказ о создании творческих групп;

План работы студий и газеты;

Диагностический инструментарий;

Локальные акты ДОУ;

Сентябрь 2016

Сентябрь 2016

Октябрь 2016

Сентябрь 2016

Заведующая Елинина А.Ю.,

Старший воспитатель Черемисина Л.П.,

Педагоги творческих групп

Основной этап(ноябрь 2016- май 2018 г.г.)

ТВ студия «Культура»

Драматизации русских народных сказок и сказок, сочиненных воспитанниками ДОУ  

 Декабрь 2016; апрель, октябрь 2017; февраль, май 2018

Воспитатели Кудрявцева В.В., Мокиенко А.А., Горева Н.В., Новокрещенова Н.А.

Видеоклипы (мини мюзиклы)

Октябрь 2016; март, ноябрь 2017; февраль 2018

Муз.руководитель Пузырева Е.С.

элементарное музицирование на музыкальных инструментах,

Ноябрь 2016; апрель 2017; январь 2018

Муз.руководитель Устюгова Е.А.

пение, хореография

В течение учебного года

Муз.руководители Пузырева Е.С., Устюгова Е.А.

художественное чтение

Декабрь 2016;

Май, декабрь  2017; май 2018

Воспитатели Новокрещенова Н.А., Горева Н.В., Рамазанова Н.Н., Зыкова О.В.

Ознакомление с народными традициями

Октябрь – ноябрь 2016; январь, март – апрель 2017, окбярь – ноябрь 2017; январь, март -апрель 2018

Ст.воспиаттель Черемисина Л.П., члены творческих групп

ознакомление с государственными и народными праздниками

Ноябрь 2016; февраль, май, июнь, ноябрь 2017;

Февраль, май 2018

Ст.воспиаттель Черемисина Л.П., члены творческих групп

ТВ студия «Мульт»

Создание мультфильмов в процессе НОД художественно – эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

Январь, июнь, декабрь 2017;

Апрель 2018

Социальный педагог Ваткина Е.В., воспиаттель Алексеева О.В.

ТВ студия «Образование»

Виртуальные экскурсии по музеям и достопримечательностям Урала:

Русская  ярмарка,

 

Кунгурская ледяная пещера,

музей «Боевая слава» в В.Пышме,

Касли,

музей ИЗО в Н. Тагиле  

Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Май 2017

Ноябрь 2017

Март 2018

Ст.воспитатель Черемисина Л.П.,

Воспитатель Дудорова Н.Ю.

музейная педагогика

Ноябрь 2016;

Май, ноябрь 2017;

Май 2018

Ст.воспитатель Черемисина Л.П.

презентация опыта работы с дошкольниками по таким технологиям, как:

 «Сказки фиолетового леса» (В.В. Воскобович, Т.Г. Харько)

 логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,

ТРИЗ,

составление рассказа по сюжетной картине в ходе игры с магнитами,

не традиционные техники ИЗО деятельности,

 пескотерапия,

 сказкотерапия,

поисковые и творческие проекты,

экспериментирование

Март 2017

Июнь 2017

Октябрь 2017

 Декабрь 2016

Октябрь 2016

май 2017

май 2018

в течение периода реализации проекта

декабрь 2017

Горева Н.В.

Габдрафикова З.Ф., Бычкова И.А.

Горева Н.В., Рамазанова Н.Н.

Черемисина Л.П., Новокрещенова Н.А., Рамазанова Н.Н.

Алексеева О.В.

Лапина Е.Г., Кузьмина Р.В.

Басариев Н.П., Сумина П.А.

Педагоги творческих групп

Кузьмина Р.В., Горева Н.В.

ТВ студия «Родительская»

Мастер-классы, консультирование, привлечение к деятельности ТВ студий ДОУ и НОД.

2018 год

Соц.педагог Ваткина Е.В., педагоги творческих групп

Редакция газеты «День за днем»

Развитие детского речевого творчества (сочинение сказок, стихов, загадок и т.п.); отражение новостей ДОУ за месяц и анонса мероприятий; консультирование родителей и социума специалистами; презентация интересного опыта семейного воспитания, наиболее удачных проектов и т.п.

Ежемесячно в течение периода реализации проекта

Ст.воспитатель Черемисина Л.П., Горева Н.В., Лапина Е.Г,, Рыжкова А.Г., педагоги творческих групп

Сайт «Детское информационное агентство «Родничок»

Функционирование ТВ студий ДОУ в сети Интернет.

2018 год

Ст.воспитатель Черемисина Л.П., соц.педагог Ваткина Е.В.

Завершающий /аналитический (июнь – сентябрь 2018 г)

подведение итогов реализации проекта;

- планирование форм распространения опыта по реализации проекта;

- решение о продолжении /закрытии реализации проекта (на основе полученных результатов)

Аналитическая справка

Сентябрь 2018 г

Заведующая Елинина А.Ю., ст.воспитатель Черемисина Л.П.

     Перечень  научных и (или) учебно-методических разработок по теме

инновационного проекта (программы).

Арушанова А. Г. - Развитие коммуникативных способностей дошкольника Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : развитие диалогического общения М. : Мозаика, 2004. – 128 с.

Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте : практическое пособие – 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008

Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.  Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005

Судоплатова Ю.А., Дубинина Д.Н.  Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89

Материалы курсов повышения квалификации «Образовательная деятельность ДОО в контексте ФГОС ДО», Центр развивающих игр и методик Санкт – Петербург. Лекторы курса – авторы ПООП «Детство» к.п.н., преподаватели РГПУ им А.И. Герцена М.Н. Полякова, О.Н. Сомкова и др.

       Обоснование возможности реализации инновационного проекта

                              (программы)

Одной из характерных особенностей ФГОС является результат образования. Его понимание изменилось: от знаний по конкретным дисциплинам в прошлом, до  умения применять их в  повседневной жизни, использовать в дальнейшем. Ученик (воспитанник)должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир, это становится возможным при реализации проекта деятельности дошкольников в рамках «Детского информационного агентства».

Такие приоритетные направления развития образования как:

Опора на талант, креативность и инициативность;

Воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями;

прописаны в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36)

•        Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

•        ФГОС ДО

•        Федеральной целевой программе развития образования

•        Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

Реализация проекта «Детское информационное агентство» предполагает и опору на талант и инициативность дошкольников, и создание ситуации успеха в различных видах детской деятельности, и расширение знаний детей в различных областях, которые они смогут применять в повседневной  жизнедеятельности.

Новые требования к педагогу предполагают что он (педагог) не просто транслятор знаний, источник получения информации, а исследователь, консультант, руководитель проектов, творческие компетенции которого зачастую преобладают над дидактикой.

Требования к прозрачности, полноте и доступности информации об учебном заведении и образовательной деятельности, осуществляемой в нем возможно удовлетворить посредством работы web сайта.

       Финансовое обоснование реализации инновационного проекта

                              (программы)

     Указываются  значения  объемов финансирования инновационного проекта

(программы) с разбивкой по годам реализации и источникам финансирования.

содержание

продукт

Объем финансирования

Источник финансирования

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2016 г)

утверждение творческих групп для работы в ТВ студиях и редакции газеты;

- составление плана работы студий и газеты в соответствии с тематическим планом работы ДОУ;

- проектирование системы мониторинга развития коммуникативной культуры дошкольников;

- внесение изменений в локальные акты ДОУ, регламентирующие образовательную деятельность и систему внутреннего мониторинга качества образования

Приказ о создании творческих групп;

План работы студий и газеты;

Диагностический инструментарий;

Локальные акты ДОУ;

0,0

ФЗП

Основной этап(ноябрь 2016- май 2018 гг)

ТВ студия «Культура»

Драматизации русских народных сказок и сказок, сочиненных воспитанниками ДОУ  

В соответствии с «Положением

об оплате труда работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №26»

Видеоклипы (мини мюзиклы)

элементарное музицирование на музыкальных инструментах,

пение, хореография

художественное чтение

Ознакомление с народными традициями

ознакомление с государственными и народными праздниками

ТВ студия «Мульт»

Создание мультфильмов в процессе НОД художественно – эстетического цикла (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

ТВ студия «Образование»

Виртуальные экскурсии по музеям и достопримечательностям Урала

музейная педагогика

презентация опыта работы с дошкольниками по педагогическим технологиям

ТВ студия «Родительская»

Мастер-классы, консультирование, привлечение к деятельности ТВ студий ДОУ и НОД.

Редакция газеты «День за днем»

Развитие детского речевого творчества (сочинение сказок, стихов, загадок и т.п.); отражение новостей ДОУ за месяц и анонса мероприятий; консультирование родителей и социума специалистами; презентация интересного опыта семейного воспитания, наиболее удачных проектов и т.п.

50 000 рублей (для приобретения цветного принтера

Epson Stylus Photo L1800 C11CD82402 {А3, 5760 x 1440, 15стр/мин (А4), 5760x1440 dpi, USB} и чернила к нему)

Областной бюджет

2017 год

Сайт «Детское информационное агентство «Родничок»

Функционирование ТВ студий ДОУ в сети Интернет.

45 000 рублей (для создания web сайта с возможностью размещения видеороликов, ведения онлайн мероприятий и т.п.)

Областной бюджет 2018 г

Завершающий /аналитический (июнь – сентябрь 2018 г)

подведение итогов реализации проекта;

- планирование форм распространения опыта по реализации проекта;

- решение о продолжении /закрытии реализации проекта (на основе полученных результатов)

Аналитическая справка

0,0

-

       Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта

                              (программы)

Внедрение полученных результатов инновационного проекта в систему образования Свердловской области возможно посредством деятельности web сайта «Детское информационное агентство «Родничок»»;

2016-2017 учебный год: методический семинар «Современные технологии коммуникативного развития дошкольников» на уровне Горноуральского городского округа;

2017- 2018 учебный год: стажировочная площадка для педагогов ДОУ «Детское информационное агентство изнутри» (цикл мастер-классов, тренингов по получению навыков работы в рамках детского телевидения и издания газеты);

Участие проекта в конкурсах по направлению работы, а также участие в конкурсах профессионального мастерства с отдельными разработками педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «РОДНОЙ СМОЛЕНСК - ЛЮБЛЮ И ЗНАЮ!»

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребёнок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть ещё и историческая памя...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой, информационно – творческий) «Родной город Смоленск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ (краткосрочный, групповой, информационно – творческий) «Родной город Смоленск»...

Информационно-познавательный проект «Рекламное агентство»

Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама. По результатам исследований дети знают в основном только телерекламу. Необходимо знакомить детей с разными видами рек...