Опыт работы (описание)
учебно-методический материал на тему

Кайгородова Наталья Сергеевна

Вы знакомы с ЛЕПБУКОМ? Знаете, что такое БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА?

Желаете разнообразить работу с информационными технологиями?

Нет? Тогда этот опыт для Вас!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

«Юргинский детский сад Юргинского муниципального района»

улица 25 Партсъезда, дом 1, с. Юргинское, Юргинский район, Тюменская область, 627250, тел. 2-42-66, факс 2-38-68

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ

 ФОРМ И МЕТОДОВ

 В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

(обобщение педагогического опыта)

Выполнила:  Н.С.  Кайгородова

 учитель-логопед

с. Юргинское 2016

        ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование темы ……………………………………………………..4-5

  1.   Биоэнергопластика – метод развития артикуляционной и пальчиковой

   моторики

  1. Лепбук – многофункциональное пособие и форма  взаимосвязи логопеда-педагога-родителя
  2.  ИКТ – технологии, как мотивирующий фактор на занятиях по развитию речи
  3.  Фототерапия - направление психологии, используемое в логопедии

Глава II. Практический опыт работы применения инновационных

форм и методов в работе   ………………………………………………………………………    6-8

2.1 Общее описание практической  работы

ВЫВОДЫ     ……………………………………………………………………………………………... 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Примерное планирование системы и комплекса занятий     ………………10

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Краткий фото-отчет: инновационные формы и методы в работе логопеда                    ……………………………………………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ

Хорошая сформированная речь является условием для успешного и гармоничного развития личности ребенка. От современных детей в детском саду и школе требуется многое:  он должен уметь правильно произносить звуки,  иметь развитый фонематический слух,  богатый словарный запас, строить развернутые, связанные, грамматически правильно оформленные высказывания. В последнее время наблюдается значительное увеличение числа детей, с недоразвитием основных компонентов речи, детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов.

В настоящее время вопрос интересной организации занятий является достаточно актуальным, так как детей уже не удивишь обычными печатными пособиями, родители не всегда имеют возможность полноценно заниматься со своими детьми. Учителям-логопедам из-за большого количества детей с речевыми нарушениями приходится выстраивать свою работу так, чтобы на занятиях дети усваивали достаточно объемный материал.

Анализируя свою работу,  мы выявили ряд проблем:

- на логопедических занятиях тяжело увлечь и заинтересовать на выполнение заданий, особенно детей с ОВЗ;

- наша работа часто строится на выезде в разные территории района,  детей зачисленных на занятия, достаточно много, поэтому организовать  работу необходимо, так чтобы одно пособие было многофункциональным, познавательным и интересным;

-  отмечается снижение уровня развития мелкой моторики пальцев и артикуляционной моторики.

- повышенный интерес детей к информационным технологиям, стимулирует   педагогов использовать их в своей работе.

Целью работы является изучение  и применение на практике инновационных форм  и методов в работе логопеда.

Опираясь на цель, мы определили следующие задачи:

- изучить литературу по инновационным формам и методам работы;

- спланировать работу с детьми;

- организовать взаимодействие с родителями;

- привлечь педагогов образовательных организаций к совместной работе.

В процессе работы мы решили выяснить, если в работе использовать инновационные формы и методы работы, то продуктивность занятий и взаимодействия субъектов образования будет наиболее эффективной.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

  1. Биоэнергопластика – метод развития

артикуляционной и пальчиковой  гимнастики.

Термин «биоэнергопластика» состоит из слов: пластика и биоэнергия. И.В. Курис говорил, что биоэнергия  - это энергия, находящаяся внутри человека. Основой биоэнергопластики, являются плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Она включает в себя несколько базовых понятий: био-человек как биологический объект, энергия – сила необходимая для выполнения действий, пластика – пластичное движение, характеризующееся непрерывностью, наполненностью и эмоциональной выразительностью.

Первооткрывателями артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики  были О.И. Лазаренко и А.В. Ястребова. Система, разработанная ими предполагает, формирование речемыслительной деятельности и культуры устной речи. Целью разработанных занятий является развитие психологических основ к формированию полноценной учебной деятельности.

Упражнения подбираются после полного обследования ребенка, всегда учитываются индивидуальные особенности детей и в процессе занятий основная часть уделяется данной гимнастике.  В начале особая роль выделяется освоению артикуляционной гимнастики, позже подключается  рука. Для создания положительного настроя используются различные герои и картинки.

  1. Лепбук – многофункциональное пособие и форма  взаимосвязи

логопеда-педагога-родителя

Внедрение ФГОС в образовании требует от педагогов поиска новых подходов и идей в своей деятельности, при этом необходимо, чтобы они были интересны детям, соответствовали возрасту и эффективно решали познавательные, коррекционные, воспитательные задачи.

Лепбук представляет  папку, картонную основу на которую наклеиваются маленькие книжечки, кармашки, гармошки, объединяющие в одном месте материал всей темы: большого блока или отдельной ее части.

В настоящее лепбукинг, выделяется в отдельный жанр, активно использующийся в детском саду, дома и школе. Сейчас логопеды стали активно применять его на своих занятиях, так как обычно, у детей с речевыми нарушениями страдает не только звукопроизношение, но и остальные составляющие речи, а также внимание, восприятие и мышление.  

Используя лепбук в своей работе можно расширять словарь детей, применяя различные значения слов, ускорить и разнообразить процесс автоматизации и дифференциации звуков, развивать грамматические категории, совершенствовать мелкую моторику, пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений слов.

  1. ИКТ – технологии, как мотивирующий фактор на занятиях по развитию речи

Коррекция и развитие речи предполагает систематические занятия, отнимает силы, время детей, педагогов и родителей. В основном дети, посещающие логопедические занятия проявляют нежелание заниматься, посещать занятия и страдают повышенной утомляемостью.

Для того, чтобы обучение было осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые технологии.  Компьютерные технологии помогают решить задачу мотивации, так как в современном мире большинство детей любят играть за компьютером, а родителям проще включить игру, чтобы она сделала все за них.  Продуктивным моментом в работе с ИКТ, является и то при помощи данной технологии происходит включение всех анализаторных систем.

  1. Фототерапия - направление психологии, используемое в логопедии

Достаточно новым направлением в атр-терапии, является фототерапия, ее популярность связна с возросшим интересом людей к фотографии в целом, потому что произошло увеличение числа технических возможностей для фотографирования.  

Данный метод обычно используется в психологии, помогая осознать себя в системе прошлого, настоящего и будущего времени, развивая воображение и познавательную активность.

 В логопедии,  помогает наладить контакт с ребенком, пополнить словарный запас, развивать связную речь,  формировать грамматические категории.

Каждый день мы используем возможности фототерапии сами того не замечая: когда делаем серию снимков, изучаем фотографии с поездок и мероприятий,  просматривая старые фотоальбомы.

Глава II. Практический опыт работы применения инновационных  форм и методов в работы

2.1 Общее описание плана работы

На логопункте в нашем районе занятия проходят один раз в неделю, этого очень мало, для того чтобы они стали эффективными, необходимо заниматься как минимум два-три раза и дополнительно ежедневно дома с родителями. Педагоги не всегда заинтересованы в дополнительной деятельности с детьми. Зачастую, дома сложно увлечь детей, а также привлечь родителей.

Поэтому подумав, мы решили создать систему ежедневных занятий с детьми, зачисленными к нам на занятия: логопед-педагог-родитель. Но используя традиционные упражнения, эффективность занятий была бы не очень высокой, так как обычные печатные пособия уходят в прошлое.

Проанализировав литературу, издания СМИ и интернет источники, мы выяснили, что наиболее популярными в настоящее время, являются такие формы и методы работы как биоэнергопластика, лепбук, различные виды терапий, мы остановились на фототерапии и до сих пор нововведения происходят в ИКТ технологиях.

Было определено, чтобы занятия проходили ежедневно необходимо привлекать педагогов образовательных учреждений и родителей.

Система занятий сложилась следующая: мы занимается один раз в неделю, используя в своей работе все выделенные инновационные направления работы, даем рекомендации для педагогов и родителей. Педагогам было предложено выполнять задания с детьми два раза в неделю. Родители занимаются четыре раза в неделю по разным направлениям.

Работа проводится с сентября 2015 по настоящее время. Всего в эксперименте, задействовано пять образовательных учреждений района: Володино, Бушуево, Зоново, Лесное, Юргинское.  

Этапы работы:

С сентября 2015 по декабрь 2015 – определение актуальных проблем, изучение литературы по теме, обследование детей.

Январь 2016 – февраль 2016 – разработка плана работы, ознакомление педагогов и родителей с планирующейся формой работы.

Март 2016 – апрель 2016 – апробация инновационных форм и методов в практической деятельности.

Май 2016 – повторное обследование детей.

Ноябрь 2016- декабрь 2016 разработка единой системы работы логопед - педагоги-родители.

Планируемая деятельность:

Январь 2017 – подготовительный этап: повторение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, изготовление тематических и индивидуальных лепбуков, создание фотоальбомов по лексическим темам ориентированным на природу района. Отбор экспериментальной группы, стартовая диагностика.

Февраль 2017 – Апрель 2017 исследование: применение форм и методов в единой системе при работе по развитию речи.

Май 2017 – обследование детей: результаты, выводы, рекомендации.

Биоэнергопластика – это старый метод в новом исполнении. Еще Кант сказал, что рука – это вышедший наружу мозг. Даже мы взрослые, выполняя мелкую работу руками, можем прикусывать язычек, как бы себе помогая. Поэтому всегда на логопедических занятиях используются разные виды гимнастик направленных на развитие артикуляционной и пальчиковой моторик. Но огромное количество детей зачисленных на логопункт, заставляет систематизировать свою работу так, чтоб на занятия с одним воспитанником уходило не более 15-20 минут. Данный метод работы помогает сократить время, разнообразить «скучное» занятие по развитию речи и при этом решить ряд образовательных задач: развитие моторики, рук, губ, языка, а также развивает синхронную координацию движений.

Лепбук – хорошо используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях, также он используется при домашней работе ребенка и занятиях с воспитателями. Работая на выезде, мы столкнулись с проблемой: «как уместить пособия для нескольких детей одновременно», часто за неделю дети теряли, полученный навык на занятии и приходилось возвращаться обратно, но бывало такое, что материалов прошлого занятия просто не оказывалось рядом. Эта маленькая папочка, становиться универсальной, легко переносимой и позволяет педагогу меньше времени тратить на подготовку к занятиям.  Предложив родителям сделать лепбук дома, вместе с ребенком, мы решаем задачу развития мелкой моторики рук.  При работе с детьми имеющими рассеянное внимание эта отличная возможность выдавать материал порционно, но при этом всегда можно вернуться и повторить материал прошлых занятий.

В качестве работы с ИКТ технологиями используется портал логопедических игр МЕРСИБО и компьютерные презентации.  Для того, чтобы добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия данный метод присоединяем в самом конце нашей работы и используем его как мотивирующий момент. Такой подход позволяет повысить работоспособность и не нанести вреда организму ребенка, который итак очень быстро утомляется.

Фототерапия использовалась при изучении лексических тем, а также для установления контакта с ребенком, особенно с теми, кто плохо идет на контакт. Заранее подготовленную фотографию семьи показывали воспитаннику, он становился более раскрепощенным, так как, видя знакомые лица, он понимал, что родители где-то рядом.  Также, фототерапия, позволила отлично развивать связную речь ребенка. Перед изучением лексических тем, предлагалось принести фото или серию фотографий и дома подготовить рассказ или сказку на эту тему.

ВЫВОДЫ

              Проанализировав тему, можно сделать следующие выводы:

  1. Используя инновационные методы и формы работы, логопед получает возможность увеличить продуктивность занятий и увеличить взаимодействие субъектов образования;
  2. В логопедической работе важным является соединением биоэнергопластики (плавных движений кистей рук) и движений органов артикуляции. Рука показывает, в каком положении во время выполнения находятся губы, нижняя челюсть и язык.
  3. Одной из новых форм по развитию речи является лепбук.  Пособие, являющееся многофункциональной возможностью объединить игру, помощником для закрепления, изучения и систематизации материала, а также вариантом для объединения усилий логопеда, педагога и родителей.
  4. В логопедии,  помогает наладить контакт с ребенком, пополнить словарный запас, развивать связную речь,  формировать грамматические категории.
  5. Для того, чтобы обучение было осознанным, необходимы нестандартные подходы и новые технологии.  Компьютерные технологии помогают решить задачу мотивации

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
  2. Инструктивное письмо от 14.12.2000 N 2. Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения
  3. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой ДЕТСТВО-ПРЕСС  2011
  4. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007
  5. Т.Г. Перетяни. Специальная педагогика и коррекционная психология 2010
  6. Козина И.Б.. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников. М., 2005
  7. Научно-методический журнал "Дефектология" сентябрь-октябрь
  8. Библиотека журнала "Логопед" О.В. Бачина, Л.Н.Самородова.
  9. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
  10. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.
  11. Журнал "Дошкольное воспитание" №12-2005 год.
  12. Филичева Т.Б, Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. Москва, "Просвещение" 1989
  13. Научно-методический журнал "Логопед" №1-2006 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Примерное планирование системы и комплекса занятий.

Таблица 1.  Пример плана индивидуальных занятий по автоматизации звука «с»  используя инновационные формы и методы работы (занятие 1):

Направление инновационной работы:

Описание:

Цель:

Биоэнергопластика

Комплекс упражнений для звука «с».

Развитие координации и моторики.

Лепбук

Дыхательная гимнастика «Сдуй снежинку»;

Выработка правильного речевого дыхания.

Автоматизация звука «с» с слогах.

Коррекция звукопроизношения.

Изучение лексической темы: декабрь.

Закрепление признаков первого месяца зимы, изучение месяцев и времен года

Фототерапия

Расскажи, что ты видишь на фото.

Развитие связной речи.

ИКТ - технологии

Игра на развитие фонематического слуха.

Формирование звукового анализа.

Таблица 2. Пример циклограмма систематического взаимодействия

 педагогов- родителей – логопеда

ПОНЕДЕЛЬНИК

Объясняет, закрепляет и использует все выбранные методы  и формы

ВТОРНИК

Б

СРЕДА

Б

ЧЕТВЕРГ

Б

ПЯТНИЦА

Б

СУББОТА

ИКТ

ВОСКРЕСЕНИЕ

ОТДЫХ

Л

ИКТ

Л

Ф

ЛОГОПЕД

РОДИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ

РОДИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ

Где Б – биоэнергопластика (по будням);

 ИКТ – (3 раза в неделю);

Ф – фототерапия (2 раза в неделю);

Л – лепбук (3 раза в неделю).

В воскресение отдых от занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Краткий фото-отчет: инновационные формы и методы в работе логопеда

Мастер-класс для родителей «Возможности фототерапии» на форуме

«Большая перемена 2016»

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2016/12/14/roditelskiy_forum_quot_bolshaya_peremenaquot/dscn0006.jpg?itok=M1MneFSw

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2016/12/14/roditelskiy_forum_quot_bolshaya_peremenaquot/dscn0005.jpg?itok=TSflJ-mP

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2016/12/14/roditelskiy_forum_quot_bolshaya_peremenaquot/dscn0009.jpg?itok=vklOKfpp

Биоэнергопластика: работа с детьми и их родителями

http://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2016/12/14/itogovoe_meropriyatie_quotrazvivaem_rechquot/dsc05183.jpg?itok=vUFhAkj0

H:\DCIM\103PHOTO\SAM_1010.JPG

F:\РАБОТА\ФОТО\2016 - Единый день логопеда\Рисунок25.jpg

Использование ИКТ - технологий в работе.

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SAM_5136.jpg

F:\РАБОТА\ФОТО\2016 - Единый день логопеда\Рисунок29.jpg

F:\ФОТО\ФОТО - РАБОТА\Детский сад N 42\1 сентября\DSCN2187.JPG

Лепбук – средство взаимодействия логопед- педагог – родитель.

H:\DCIM\103PHOTO\SAM_1022.JPG

H:\DCIM\103PHOTO\SAM_1014.JPG

H:\DCIM\103PHOTO\SAM_1020.JPG



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...

Учебно-методическая разработка. Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работы

Учебно-методическая разработка.Мнемотехника — опыт работы. Описание опыта работыПроблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давн...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...