Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Балашова Наталья Рудольфовна

Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Система контроля за развитием ребенка разработана в клинике профессора Н.М. Щелованова (30-ые годы), усовершенствована Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее время.

Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).

Помимо нервно-психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_rannego_vozrasta.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ

Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Система контроля за развитием ребенка разработана в клинике профессора Н.М. Щелованова (30-ые годы), усовершенствована Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее время.

Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).

Помимо нервно-психического развития необходимо контролировать поведенческие реакции, такие как сон, аппетит, настроение, а также индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.

Методы контроля:

  • метод опроса матери (при приеме ребенка в ДОУ и в дальнейшем по ходу его развития);
  • метод наблюдения в группе за поведением детей;
  • метод диагностики психического развития ребёнка.

Контроль (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближена к естественным условиям жизни малыша.

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья).

Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому возрасту – эпикризным срокам), который не используется в повседневной жизни и хранится в методическом кабинете.


Памятка-вопросник для оценки поведения детей

Настроение: бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое.

  1.  Бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен; реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.
  2.  Спокойное настроение. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен; реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.
  3.  Раздражительное, возбужденное состояние. Неадекватно относится к окружающим, возможна бездеятельность или деятельность неустойчива, может вступать в конфликт; наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик.
  4.  Подавленное настроение. Ребенок вял, бездеятелен, пассивен, неактивен, замкнут, грустен, может плакать тихо и долго.
  5.  Неустойчивое настроение. Весел, смеется, быстро может заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, переходить от одного настроения к другому.

Сон: засыпание, характер сна, продолжительность.

  1.  Засыпание. Медленное (более 10-15 минут), быстрое, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями.
  2.  Характер сна.  Глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный.

3.         Длительность сна. Короткий, длительный, соответствующий возрасту.


Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, избирательное отношение к пище.

Характер бодрствования: ребенок активный, малоактивный, пассивный.

Индивидуальные особенности, некоторые черты личности ребенка.

Социальные связи – контактен или застенчив, дружелюбен, правильно реагирует на оценку взрослых, инициативен и т.п.

Познавательные способности – любознателен, проявляет ко всему интерес, легко обучаем, внимание достаточно устойчиво (неустойчиво) и др.

Обидчив, застенчив, медлителен или чрезмерно подвижен.

Имеются отрицательные привычки – сосет палец, раскачивается и др.


Показатели нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет

Разработано Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной

возраст

Линии развития

Понимание

речи

Активная

речь

Сенсорное

развитие

Игра и действие

с предметами

Движения

Навыки

Конструктивная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Социальное

развитие

1год

Змее.

Запас понимаемых слов

быстро увеличивается

Пользуется

лепетом,

облегченными словами

Ориентируется в двух величинах

предметов

(2 куба)

Воспроизводит в игре разученные

действия

Ходит

длительно,

меняя положения

Самостоятельно ест густую пищу

Накладывает

один кубик на

другой, кладет

плашмя, воспроизводит

действия взрослых

Оставляет

карандашом след

на бумаге

Легко отвечает на

контакты взрослого в совместной деятельности,

иногда проявляет

собственную инициативу

1 год

6 мес.

Отыскивает

по слову

взрослого

однородные

предметы

Пользуется

словом в

момент сильной заинтересован-ности

Ориентируется в четырех

контрастных

формах предметов (шар, куб, кирпичик,

призма)

Отображает

отдельные

действия

Перешагивает препятствия

приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую

кашу

Воспроизводя

действия взрослых, ребенок

ставит кирпичик на узкую грань (делает забор)

Действуя

карандашом,

пытается

целенаправленно оставить след на

бумаге

Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам

1 год

9 мес.

По слову

взрослого

отыскивает

изображения

знакомых

действий

Пользуется

двухсловными предложениями. Облегченные

слова заменяет

правильными

Ориентируется в трех контрастных величинах

предметов

Использует

в игре

предметы-

заместители

Умеет ходить по узкой доске

(шириной

15—20 см,

высокой от

пола)

Умеет частично

раздеваться

с небольшой помощью взрослого

Воспроизводит

несложные

постройки

(скамейка)

Оставляет

карандашом след

на бумаге, не выходя за пределы

листа

Эмоционально

контактирует со

сверстниками

2 года

Понимает короткий рассказ( без показа) о событиях, многократно повторявшихся, .имевших место в собственном опыте

Пользуется

предложениями из 3 слов

Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Умеет частично

надевать одежду с  помощью взрослого (шапку, ботинки)

Воспроизводит

несложные

постройки

(стол, стул, кровать)

Подражая взрослому, рисует горизонтальные и вертикальные линии

Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит)


возраст

Линии развития

Понима-ние речи

Активная речь

Сенсорное развитие

Игра и действия

с предме-тами

Движения

Навыки

Конструктивная

деятельность

Изобразительная

деятельность

Социальное

развитие

грамматика

вопросы

цвет

форма

еда

одевание

2года 6мес.

Понимает рассказ без показа о событиях, опираю-щихся на прошлый опыт в новой ситуации

Пользуется многослов-ными предложе-нииями (более 3 слов)

Где?

Куда?

Подбирает к образцу предметы 4-х цветов

Ориентируется в 6-ти контрастных формах предметов

Сюжетная игра (3 и более действий) элементы воображения

Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 28-30см.

Ест довольно аккуратно

Самостоя-тельно одевается (не застегивает пуговицы)

Самостоятель-но делает постройки и называет их (дом, диван)

Рисует горизон-тальные, вертикаль-ные линии

Дети ориентиру-ются на оценку взрослыми их деятель-ности

3года

Понимает содержание рассказов, сказок  о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы

Пользуется придаточными  предложе-нииями

 Почему?

Когда?

Называет

4 цвета

Использует по назначению геометричес-кие фигуры (путем наложения)

Начало ролевой игры

Перешагивает через палку или веревку, приподнятую над полом на высоте 30-35см.

Пользует-ся салфеткой при еде

Самостоя-тельно одевается с небольшой помощью взрослого

Делает сложные постройки (дом, лестница, гараж) называет и обыгрывает их

С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их (яблоко, солнышко, домик)

Проявляет самостоя-тельность, независи-мость, часто употребляет «Я сам»


Карта нервно-психического развития детей 1 года 3 месяцев – 3 лет

Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________________________________

Дата рождения __________________________________ Возраст при поступлении________________________________________

Возраст

Уровень нервно-психического развития

Поведение

Заключение

(группа разв.по эпикр.ср.)

Понимание

речи

Активная

речь

Сенсорное

развитие

Игра

Движения

Навыки

Конструк-тивная

деят-ть

Изобразительная

деят-ть

1год

Змес.

1 год

6 мес.

1 год

9 мес.

2 года.

2года 6мес.

3года

Назначения

1 г. 3 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________1 г. 6 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________1 г. 9 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________2 года. Дата обследования.________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

1 г. 6 мес. Дата обследования______________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

3 года. Дата обследования________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________


Оценка нервно-психического развития детей от 1года 3 месяцев до 3 лет

Группы развития

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

  1. Дети с нормальным развитием
  2. Дети с опережением в развитии:
  •  ускоренное развитие – на 1 эпикризный срок (на 2-ом году жизни эпикризный срок – 3 мес., на 3-ем году – 6 мес.);
  •  высокое развитие – на 2 и более эпикризных сроков;
  •  дети с дисгармоничным развитием, опережением на разные эпикризные сроки по одному или многим показателям.

1. Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок:

  • 1-я степень: по 1-2 показателям;
  • 2-я степень: по 3-4 показателя;
  • 3-я степень: по 5-7 показателям.

2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок).

1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока:

  • 1-я степень: по 1-2 показателям;
  • 2-я степень: по 3-4 показателя;
  • 3-я степень: по 5-7 показателям.

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме).

1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока:

  •  1-я степень: по 1-2 показателям;
  •  2-я степень: по 3-4 показателя;
  • 3-я степень: по 5-7 показателям.

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответ-ствовать норме).

1. Дети с отставанием в развитии на 4-5  эпикриз-ных срока:

  •  1-я степень: по 1-2 показателям;
  • 2-я степень: по 3-4 показателя;
  • 3-я степень: по 5-7 показателям.

2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответ-ствовать норме).


Мониторинг (диагностика) развития детей второго года жизни  

Линии развития

Показатели

Методика выявления

1 год 3 месяца

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба).

Перед ребенком выкладывается маленький куб (высотой 7 см) из большого куба (высотой 10 см). Ребенок должен вложить маленький куб в большой. Ребенок может пробовать 2-3 раза. Взрослый не помогает.

Общие движения (О)

Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется).

Взрослый наблюдает за ребенком во время игры – выполняет ли он указанные движения.

Игра (И)

Умеет воспроизводить в игре различные действия (кормит куклу, собирает пирамиду и др.).

Перед ребенком раскладывается кукла, тарелочка (чашка) – предлагается покормить куклу.

Ребенку предлагается поиграть с кубиками (2 кубика, 2 кирпичика), при этом малыш должен воспроизвести постройку «дома», «машины» (взрослый может показать).

Нанизывает на стержень 4-5 колец (одной величины).

Ребенок должен выполнить все три действия.

Речь активная (РА)

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина «би-би», собака «ав-ав»).

Взрослый наблюдает за ребенком во время игры, движений, пользуется он лепетом и словами.

Речь понимаемая (РП)

Значительно увеличивается запас понимаемых слов.

По просьбе взрослого находит 3-4 игрушки (часы, машина, мячик, собака)

Находит предметы обуви, одежды.

Выполняет действия по слову (покорми куклу, положи спать).

По слову ориентируется в комнате (где кроватка, где мы моем ручки и т.д.).

Ребенок выполняет задания.

Навыки (Н)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи может съесть с помощью взрослого.

1 год 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Из предметов разной формы (3-4) по предлагаемому образцу и слову подбирает предметы такой же формы (например, к кубику кубик).

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы разной формы (3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы). Скатывает шарик с желобка и предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их. Затем берет один кубик, ставит его и предлагает найти еще кубики и построить дом.

Ребенок выполняет оба задания.

Общие движения (О)

Движения более скоординированные, перешагивает через препятствия приставным шагом (например, через палку, лежащую на полу).

Ребенку предлагается перешагивание через палку или брусочки,  лежащие на полу, приставным шагом. Взрослый может показать.

Игра (И)

Умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия (причесывает куклу, умывает и т.д.).

Взрослый раскладывает перед ребенком предметы: куклу и расческу, куклу и носовой платок и говорит: «Кукла не причесана», «У куклы грязный нос».

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Речь активная (РА)

В момент удивления или сильной заинтересованности называет предметы.

Из мешочка или коробочки неожиданно показываются предметы (кукла, зайчик, котенок, петушок или машина) и спрашивает: «Кто это?» или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченно или правильно («ля-ля», «кукла»).

Речь понимаемая (РП)

Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине.

Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности: собака черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Взрослый предлагает найти собачку (кошку) одну или другую. Затем поменять местами и спросить еще раз: «Где собачка (кошка)?».

Навыки (Н)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Во время кормления ребенок съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

1 год 9 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает три разных по величине (контрастные, с разницей 3 см) предмета (например, три куба).

Взрослый достает кубы один из другого, ставит их в разнобой, после чего предлагает ребенку собрать. Ребенок собирает кубы соответственно величине (10 см, 7 см, 4 см).

Общие движения (О)

Умеет ходить по поверхности шириной 15-20 см, на высоте от пола 15-20 см.

Ребенок должен пройти по доске указанного размера без помощи взрослого (войти и сойти может при помощи взрослого).

Игра (И)

Строит «ворота», «скамейку», «домик».

Взрослый предлагает ребенку построить «ворота», при этом один раз показать (ставить два кирпичика вертикально, один сверху горизонтально).

Речь активная (РА)

Пользуется 2-х словными предложениями.

Взрослый наблюдает как ребенок во время игры и различных режимных моментов сопровождает свои действия 2-х словным предложением. Например: «Кукла спать».

Речь понимаемая (РП)

Отвечает на вопросы взрослого при рассматривании сюжетных картинок.

Ребенку предлагается рассмотреть одну за другой четыре картинки с изображением знакомых сюжетов. Например «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают» и спросить: «Кто на картинке?», «Что делает?».

Ребенок может ответить одним словом.

Навыки (Н)

Умеет частично одеваться с небольшой помощью взрослого.

Во время раздевания ребенок снимает ботинки (развязанные), туфли (расстегнутые), чулки. Взрослый может помочь немного.

2 года

Сенсорное развитие (С)

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета.

Перед ребенком раскладываются 3 пары варежек (носок) трех цветов в следующем порядке: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Ребенок должен к каждой варежке подобрать пару соответствующего цвета.

Общие движения (О)

Перешагивание препятствия, чередуя шаг.

На расстоянии 20 см на полу раскладывается 2-4 брусочка, через которые ребенок перешагивает чередующим шагом. Взрослый может показать.

Игра (И)

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий. Например: куклу купает и вытирает.

Перед ребенком раскладываются игрушки: кукла голыш, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка. Ребенку говорят: «Кукла грязная». Ребенок сажает куклу в ванночку, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый ничего не показывает.

Речь активная (РА)

Пользуется 2-3-х словными предложениями при общении со взрослыми.

Во время игры, режимных процессов, ребенок должен обращаться ко взрослому с речью (3-х словным предложениями).

Речь понимаемая (РП)

Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье).

Взрослый рассказывает ребенку короткий рассказ о хорошо знакомых событиях (как видели на улице собачку, кормили голубей). После чего задаются 3-4 вопроса. Ребенок отвечает словом или коротким предложением.

Навыки (Н)

Умеет частично одевать одежду с небольшой помощью взрослого.

Во время одевания взрослый смотрит – может ли малыш сам надевать шапку, ботинки, носки. При этом можно немножко помочь.


Мониторинг (диагностика) развития детей третьего года жизни

Линии

развития

Показатели

Методика выявления

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Ориентируется в шести контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

Материал: 4-х цветные карты (12 х 9), 8 одноцветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы (знакомые). Например, красный карандаш и красный кубик. Взрослый дает ребенку 4 карты, показывает, чередуя предметы. Спрашивает, на какую карту положить предмет. Ребенок подбирает по 2 предмета каждого цвета.

Подбор к образцу.

Общие движения (О)

Переставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики на расстоянии между ними 20 см).

Материал: 3 кубика. Взрослый раскладывает на полу 3 кубика на расстоянии 20 см и предлагает ребенку перешагивать. Ребенок приставным шагом должен перешагивать через 3 кубика.

Игра (И)

В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) 2-3 действия.

Материал: разные сюжетные игрушки для игры в доктора, парикмахера, продавца. Взрослый предлагает ребенку разнообразные игрушки в неподсказывающей ситуации. Ребенок выполняет 2-3 связанных между собой действий.

Речь активная (РА)

Строит предложения из 3 и более слов.

Вопросы: «Где?», «Куда?»

Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую для него тему. В речи ребенок употребляет хотя бы один раз предложение более 3-х слов.

Навыки (Н)

Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно надевает шапку, рубашку, штаны, пальто.

3 года

Сенсорное развитие (С)

Называет 4 основных цвета.

Использует геометрические фигуры в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу)

Материал: 8 цветных предметов по 2 каждого цвета, но разной формы. Например: красный мяч, красный флаг и т.п. (знакомые). Взрослый показывает поочередно предметы и спрашивает какого цвета. Ребенок называет один предмет хотя бы один раз.

Общие движения (О)

Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующим шагом.

Материал: кубики или другие предметы (высотой 10-15 см). взрослый расставляет предметы и предлагает ребенку перешагнуть через препятствия.

Игра (И)

В играх исполняет роль. Например, играя с куклой, говорит «мама», «доктор».

Материал: разнообразные сюжетные игрушки. Взрослый наблюдает за игрой ребенка. Ребенок отобрал какой-либо сюжет и выполняет роль, которую сопровождает словом.

Речь

 активная (РА)

Употребляет сложные предложения.

Взрослый наблюдает за ребенком во время деятельности или беседы с ребенком. Ребенок хотя бы раз в своей речи употребляет сложное предложение.

Навыки (Н)

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки.

Во время одевания после сна, при сборе на прогулку ребенок самостоятельно одевается и с помощью взрослого застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

Список использованной литературы

  1. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002
  2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М. ВЛАДОС, 2004
  5. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005

Мониторинг (диагностика) развития раннего и младшего возраста

Система оценок мониторинга по возрастным показателям.

1 – й уровень: норма (выполняет)  +

2 – й уровень: ниже нормы (не выполняет)  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

Познавательное развитие детей раннего возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности. Опыт работы по программе "Познавайка"

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём....

Контроль за развитием детей раннего возраста

Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУЦель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом...

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г

Программа по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности». План работы на 2020–2021 г...

Эффективный опыт адаптации и развития детей раннего возраста в детском саду (из опыта работы адаптационной группы «ЛАПОЧКА»)

Малыши, прошедшие цикл занятий в нашей адаптационной группе, в последствии, приходя в группу раннего возраста, легче вливаются в детский коллектив, безболезненно адаптируются к условиям детского сада,...

Презентация «Всестороннее развитие детей раннего возраста посредством педагогической системы Монтессори»

Мы должны создать условия для детей в раннем возрасте. В это время у ребёнка "впитывающий разум", т.е. в этот период детское сознание впитывает всё, что его окружает. Нам нужно только приспо...