План по самообразованию на 2014-2015 учг. воспитателя Отаровой И.С.
методическая разработка на тему

Отарова Ирина Сергеевна

тема самооразования «Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников».      Актуальность темы:   

 На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

  В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobr-yu_podolskaya_14-15.docx40.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников».

Воспитатель: Отарова Ирина Сергеевна

Образование: среднее-специальное, ПК КБГУ, учитель начальных классов

Стаж работы:__13 лет_______

Категория: 1 квалификационная категория, 2011 г

Начало освоения: 2012 г

Конец освоения: 2015 г

Девиз: «Каждое дело творчески, иначе зачем?»

      Актуальность темы:   

 На современном этапе развития дошкольного образования становится актуальным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога в определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педагога, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.

  В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

 Метод проектов – это метод личностно-ориентированного обучения

Проблема:  С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь снег, страх и радость. Всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Цели: привлечь внимание педагогов к инновационному, интегрированному методу обучения воспитанников – проектирование. Стимулировать  творческую деятельность детей  по реализации  проектов.

Задачи:

  • На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  • Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  • Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  • Составление плана-схемы проекта.
  • Сбор, накопление материала.
  • Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  • Домашние задания для сам. выполнения.
  • Презентация проекта, открытое занятие.

Предполагаемый результат:

 Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности.

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Т.о. проектная деятельность старших дошкольников является ведущим инструментом саморазвития.

 Задачи развития детей :

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • саморазвитие.

Тема проекта: «Первые шаги в экологию».

 Актуальность темы

   Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. 

 Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. Вся нравственная направленность ребёнка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Цель проекта: 

участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Задачи проекта:

  • Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Участники проекта:

  • Воспитатель.
  • Дети 1 мл. группы.
  • Родители.

Тип  проекта: долгосрочный, групповой, исследовательски-творческий

    Срок проекта:  01.10.2014 – 15.05.2015

Предполагаемые результаты:

  1. Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
  2. Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.

Этапы создания и оформления тропинки:

- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

- Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.

- Составление паспорта всех точек тропинки.

- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

На экологической тропинке детского сада:

Точка «Дерево... (каштан)»

Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме листа.

«Царство удивительных пеньков»

Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.

Точка «Дерево... (сосна)»

Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.

Точка «Дерево... (береза)»

Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.

Точка «Кустарник... (сирень)»

Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.

Точка «Цветок... (одуванчик)»

   

 Наблюдение и рассматривание.

«Огород»

Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.

«Зеленая зона в группе»

Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.

Продукты проекта:

Фотографии природных объектов, рисунки. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада.

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

  • 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
  • 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
  • 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

  • подбор иллюстративного материала по теме;
  • подбор литературы по теме;
  • подбор дидактических игр по экологии;
  • оформление уголка «Мир природы» в группе;
  • создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
  • наблюдение в природе на прогулке.

Сотрудничество с семьёй:

  • Анкетирование родителей по теме.
  • Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
  • Совместное творчество родителей с детьми из природного материала

Виды деятельности

Сроки

Цель

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Прогулка «Деревья»

1 неделя

Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам

Конспект образовательной деятельности, рисунки.

2. Изобразительная деятельность: рисование

Тема: “Желтый одуванчик”

1 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

3. Экскурсия

«Поход в лес».

2 неделя

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Конспект образовательной деятельности, поделки детей

4. Собрание коллекции природного материала

2 неделя

Формирование желания изучать объекты живой природы

Коллекции природного материала

5. НОД «Комнатные растения»

3 неделя

Формирование навыков по уходу за растениями

Конспект образовательной деятельности, рисунки.

6. Изобразительная деятельность: рисование

Тема: “Деревья нашего детского сада”

3 неделя

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

7. Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год»

В течение месяца

Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Фотографии

8. Подвижные игры:

«Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями».

В течение месяца

Закрепление знаний о лесных обитателях

Описание игр

9. Домашнее задание

для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала

4 неделя

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Выставка

10. «Путешествие по экологической тропинке»

4 неделя

Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста

Конспект образовательной деятельности

11. Дидактические игры по экологии

В течение месяца

Закрепление знаний об окружающем мире

Описание игр

12. Беседы:

 

Закрепление знаний об окружающем мире

Конспекты

«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

1 неделя

«Осторожно: грибы и растения на участке д/с»

2 неделя

«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

3 неделя

«Насекомые - польза и вред»

4 неделя

13. Разучивание стихов: «У задумчивой березки»,

«Эта стройная сосна»,

«Грибы искать не просто», «Одуванчик».

В течение месяца

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

Художественное слово

Список использованной литературы

1.Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М.1992 г.

2. Николаева С.Н. «Юный эколог». Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010

3.Соломенникова О. «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет.»,2009

4.Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.М.2006.

5. Щербанева Е.А. «Занимательная экология. »   2011

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2014-2015 уч.год

       «Те высокие        нравственные,     эстетические         и...

План по самообразованию на 2014-2015 год

План по самообразованию на 2014-2015 год "Дворовые игры"...

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год. Тема: «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства».

В статье представлен план по самообразованию на 2014 -2015 учебный год. Тема "  Метод проектов ка форма организации единого образовательного пространства. Старшая группа....

Перспективный план-проект работы над темой самообразования на 2014-2015 учебный год

«Введение региональных и этнокультурных компонентов в построение образовательного процесса в средней группе общеразвивающей направленности от 4-х до 5 лет»...

План по самообразованию на 2014-2015 год воспитателя старшей группы. Тема : "Формирование личности ребенка посредством народных подвижных игр"

Цель: Повысить эффективность реализации задач по воспитанию детей в условиях внедрения ФГОС ДО на основе использования народных подвижных игр....

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год

План по самообразованию на 2014-2015 учебный год...