Развитие детей в игровой деятельности
методическая разработка (младшая группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,

 понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

                                                                                                                                                                 В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 57187_detey_v_igrovoy_deyatelnosti.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детей в игровой деятельности

«Игра – это огромное светлое окно,

                                    через которое

                                                                         в духовный мир ребенка вливается

    живительный поток представлений,

                                                                 понятий об окружающем мире.

                                                               Игра – это искра, зажигающая

                                                                        огонек пытливости и любознатель-                           ности».

В.А.Сухомлинский

Дошкольник развивается в разных видах деятельности. Особо важное значение в подготовке его перехода на следующую возрастную ступень имеет игра. Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для психического развития детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики дошкольника, наиболее свойственна и характерна для него. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно – манипулятивных и символических до сюжетно – ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их. В процессе игровой деятельности зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре зарождается художественная деятельность, в ней впервые появляются элементы труда,  обучения. Использование игровых приемов, дидактических игр делает обучение в этом возрасте сообразным природе ребенка. Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата. Кроме того, игра является прекрасным диагностическим средством.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами.

В игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а  также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.

В дошкольном возрасте основным средством сенсорного воспитания  считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

        

Рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов, организующих обучение и досуг детей.

● Очень полезно вовлечение взрослого в игровой процесс, тогда он может всегда знать, когда будет лучше поговорить с ребенком или задать ему какой-то вопрос. Зачастую дети сами разговаривают со взрослым во время игры и иногда, участвуя  в этом совершенно естественном игровом общении, можно как-то направлять их внимание в нужную сторону.

● Целесообразно начинать играть с детьми с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания и не спеша переходить к более трудным играм.

● Не следует разучивать сразу очень много игр.

● Вводить в игру предметы – заместители (нитки, катушки, спичечные коробки и др.).

● Не создавать обилие игрушек в игровом уголке, лучше иметь разнообразные по виду игрушки (лото, шашки, мозаики и др.).

● Убирать периодически игрушки и выставлять их.

● Использовать бытовые ситуации, как сюжет для игры (стирка, уборка и др.

● Учите детей соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путем.

●  Приучите ребенка не радоваться, когда другие проигрывают.

●  Необходимо поощрять детей за успехи в игре – словами, баллами и т. п.

● Надо приучить ребенка не обижаться, когда проигрываешь; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

● Важно, чтобы ребенок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие детей в игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие.  Включает в себя: уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире; умение устанавливать причин...

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стре­мятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или “преобразовать” какую-либо ситуацию и тем самым ...

План по самообразованию "Физическое развитие детей в игровой деятельности"

План по самообразованию "Физическое развитие детей в игровой деятельности"...

Физическое развитие детей в игровой деятельности

Тема: «Физическое развитие детей в игровой деятельности»Цель: создание условий для физического развития детей средствами игровой деятельностиЗадачи:Создать условия и обстановку, благоприятные дл...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Консультация для родителей "Физическое развитие детей в игровой деятельности" (средняя группа)

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной.Одним из факторов, формирующих здоровье ребе...

ПЛАН РАБОТЫ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕДАГОГА «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»»

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.Задачи:Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методи...