Семинар для воспитателей: «Формирование временных представлений у дошкольников»
материал на тему

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности. В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени как, утро, день, вечер, ночь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида № 39  МО Северский район пгт Ильский

Семинар для воспитателей: «Формирование временных представлений у дошкольников»

Подготовила: Смолина Е.А

Должность: Воспитатель

2016год

В век стремительного развития науки и современных технологий особенно актуально уметь ориентироваться и ценить время.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времениопределять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

 Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуться и показать.

Время не имеет определенной формы, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно через движение или какую-нибудь деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких- либо постоянных явлений.

Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категории времени (сейчас, с начала, потом). По мере накопления опыта ориентировки во временидошкольник устанавливает более существенные признаки, как показатель времени начинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь это когда темно, все спят».

Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимость знаний о времени - о его текучести, необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми знания остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Ознакомление детей со временем в разных возрастных группах

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности. В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени как, утро, день, вечер, ночь. Следовательно, воспитатель имеет возможность уточнить конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавание и умения называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углублять и расширять эти знания и давать представления о последовательности суток, и о сутках в целом, знакомить со значением слов вчера, сегодня, завтра.

В старшей и подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний можно знакомить их с помощью календаря с неделей, месяцами, годами. Параллельно надо развивать и само чувство времени. Научить пользоваться такими приборами измерения времени, как песочные и обычные часы. Учить детей самостоятельно вычленять временную последовательность в рассматриваемых явлениях, действиях, а также самостоятельно восстанавливать ее или устанавливать заново.

Методика формирования временных представлений в разных возрастных группах детского сада

Ознакомление с частями суток

Ознакомление детей с частями суток начинается со второй младшей группы. В этом возрасте надо научить детей различать и обозначать словами все четыре части суток (утро, день, вечер, ночь). Конкретным определителем времени для детей является их собственная деятельность. Среди разнообразных видов деятельности, которые ежедневно повторяются, в режиме дня ребенка есть постоянные: это приход в детский сад, зарядка, обед, и т. д., есть и вариативные: игра, умывание и т. д. Они так же могут быть использованы в качестве показателей частей суток. Закрепление умений определять части суток следует осуществлять на занятиях, полезно чтение отрывков из рассказов, стихов, можно использовать словесные игры для активизации словаря. В средней группе надо закрепить у детей умения называть части суток и расширить их представления об этих отрезках времени. Здесь уже можно показать, что происходит и чем занимаются утром, днем, вечером и ночью не только дети, но и взрослые. С этой целью можно использовать картинки с более широким содержанием. Рассматриваются и серии картинок, на которых изображено все, что бывает, например, вечером. После того как дети научатся определять части суток по разной деятельности, их внимание следует сосредоточить на объективных показателях, символизирующих время. В конце года, когда уже у детей сформированы знания о частях суток, целесообразно раскрыть значение слова сутки. Не давая количественной характеристики этой меры. Слово сутки должно выступать как обобщение. В процессе работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени.

Ознакомление с календарем

У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Нет сомнения о том, что необходимо систематически знакомить детей дошкольного возраста с календарем. С помощью календаря определяется время наступления праздников. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года. В старшем дошкольном возрасте развивается интерес к разным параметрам времени. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе. Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе, потому что в этом возрасте у дошкольников уже есть необходимый запас количественных представлений, дети уже знакомы с продолжительностью суток. Детям старшей группы уже возможно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, недели и месяцах. В подготовительной к школе группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалом модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознано овладели эталоном времени. Необходимо провести четыре организованных занятия для детей старшей и подготовительной групп, на которых сообщить необходимые знания о временных эталонах, связанных с календарным временем. Усвоение и дальнейшее закрепление полученных знаний должно происходить в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности с моделью календаря. Систематическая работа с детьми по усвоению календаря в течении полутора лет способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности, повторяемости календарного года и его необратимости (прошедший год не возвращается, а начинается следующий, новый). Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста. Для развития у детей чувство времени необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание дошкольников на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять в заранее установленное время:

1. Значение временных эталонов.

2. Переживание времени - чувствование длительности временных интервалов.

3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.

Обучение детей умению определять время на часах и ознакомление со строением часов желательно осуществлять на занятии. В качестве раздаточного материала используется макеты часов. В процессе любого занятия в детском саду есть возможность упражнять детей в умении выполнять работу точно в рамках указанного времени, учить их самих определять продолжительность той или иной деятельности и заранее планировать возможный объем работы на тот или иной отрезок времени, в пределах 5 -30 минут. В таких условиях дети более организованно работают, меньше отвлекаются, регулируют темп своей деятельности и более успевают. У них не пропадает время на ожидание отстающих, все стремятся заканчивать работу одновременно, что крайне важно при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные за­дачи ознакомления с временными эталонами четко сформулиро­ваны Е. Щербаковой и ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у дошкольников»

laquo;Формирование временных представлений у дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей"

Готовность ребёнка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую поз...

Консультация для воспитателей "Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности"

В консультации содержится материал об актуальности и необходимости формирования представлений о времени у дошкольников....

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста»

Формирование временных представлений начинается со второй младшей группы. Детям, уже в дошкольном возрасте, необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, ...

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений в дошкольном возрасте»

Работа по формированию временных представлений должна включаться в деятельность дошкольников на протяжении всего дня....

Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»

Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и О....