Статья "Развитие креативности дошкольника"
статья на тему

Михина Татьяна Александровна

Проблема креативности в педагогике должна занять одну из наиболее значимых позиций. Креативность проявится в высокой степени лишь в том случае, если человек себе выбрал поле профессиональной деятельности в соответствии со совими способностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnosti.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету

«Развитие креативности у детей»

    Креативность – закономерное следствие плодотворного развития личности, поэтому оно одновременно является индикатором плодотворности и личностного здоровья. Это подразумевает, что невозможно развивать креативность отдельно от развития личности.

Несмотря на то, что в психологии, по крайней мере, на сегодняшний день, нет простых проблем, следует признать, что психология личности как знание интегрирующее выглядит наименее стройно, так же как и разделы, наиболее тесно связанные: психология воли, мотивации и эмоций. Проблема креативности, опирающаяся на данные разделы, неизбежно принимает этот уровень трудностей, отсутствие стройностей и логической завершенности.

    Одна из составляющих креативного продукта – переживание его значимости, а значимость – показатель социальной направленности. Если же обратиться к области педагогики, то ее целью как раз и является подготовка эффективного человека, направленного на создание общественно-ценного продукта. Отсутствие креативности одновременно служит индикатором слабого развития личности в целом, ее невысокой способностью к общественной самоотдаче и вероятностью антиобщественной направленности.

Что касается времени начала развития креативности, то оно совпадает с началом всех тех качеств, совокупность которых лежит в ее основе. Это, прежде всего, эмоционально-волевая сфера и многие личностные качества, начинающие свое развитие еще внутриутробно.

     Таким образом, проблема креативности в педагогике должна занять одну из наиболее значимых позиций. В целом же актуальность развития креативности и понимание закономерностей этого развития очень высоки.

     Относительно попыток создания программ, ориентированных на развитие креативности, необходимо отметить важную позицию. Общество, ставя задачу развития креативности у детей, предполагает, что данное качество будет работать на общество, т.е. повышать вклад человека в общественно ценные продукты. Однако креативность проявится в высокой степени лишь в том случае, если человек выбрал себе поле профессиональной деятельности в соответствии со своими способностями. В противном случае, упражнения по развитию креативности, проведенные в дошкольном возрасте, не будут иметь решающего значения. Таким образом, невозможно плодотворно решить задачу развития креативности в отрыве от ориентации на поиск и осуществление способностей ребенка. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте нельзя уверенно определить способности. Однако ориентация на поиск способностей и стремление

создать условия для их проявления и осознания могут и должны осуществляться

1

заметно раньше этого возраста. Усердие и возможность пробовать разные виды деятельности, получая от этого удовольствие, - одно из надежных рецептов поиска способностей.

     Одно из важных условий поиска способностей – предоставление детям возможности проявляться и тренироваться. Но маловероятно, что способности будут развиваться сами по себе, без общего развития психических функций – мышления, восприятия, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы, что отражается практически во всех теоретических обоснованиях креативности. Поэтому развитие этих функций – необходимая база для креативности.

Креативность – не отдельное свойство психики, проявляющееся само по себе без действия основных психических процессов (восприятие, мышление, эмоции, воля). Эти процессы – суть психики и без них не проявляется не одно действие человека, вне зависимости от того, креативное оно или нет. Соответственно в случае слабого развития этих функций слабость будет проявляться в большей части поведения и действий. Высокий уровень креативности в поступках и действиях в данном случае окажется недосягаемым. Таким образом, построение программ, включающих эффективные методы развития указанных психических функций, - необходимый элемент развития креативности в ДОУ.

     Степень креативности связана с интенсивностью переживаний значимости создаваемого продукта. Значимость как показатель общественной направленности и ценности есть в то же время и отражение уровня нравственного развития. Являясь закономерным следствием личностной зрелости, креативность не может не зависеть от него. Поэтому программа эффективных мероприятий, направленных на нравственное развитие воспитанников, также необходимая составляющая развития креативности.

    Особое значение имеет эмоциональное развитие ребенка. Состояние, сопровождающее креативное поведение, создание неординарных продуктов  труда, характеризуются уравновешенностью, собранностью, сосредоточенностью, внешним спокойствием одновременно с интенсивной внутренней работой.

     Эффективность психолого-педагогической работы, в том числе и по развитию креативности, во многом зависит от учета индивидуальных и возрастных особенностей детей. Необходимы их выявление и просветительская работа с педагогами по работе с ними.  Ориентация развивающих мероприятий на возможности возраста также нужна, так как в противном случае даже хорошие идеи не дадут должного развивающего результата.

     Наконец, еще одна составляющая развития креативности – отслеживание ее динамики, т.е. регулярные мониторинговые исследования. Подбирать методику в данном случае надо, исходя из вышеприведенных установочных пунктов. Иными словами, наряду с авторитетными методиками, предназначенными непосредственно для выявления уровня креативности ребенка (П.Торренс, Р.Стенберг), нужно также отслеживать уровень развития его психических функций и особенности личностного развития с преимущественным вниманием к

нравственному компоненту.

2

     В заключение хотелось бы выделить наиболее значимые моменты, от которых во многом зависит наличие успеха в развитии креативности детей дошкольного возраста.

     В первую очередь следует выделить эмоционально-волевое воспитание как наиболее слабое место в развитии креативности. В данной области нет четкого понимания и соответственно теоретического обоснования тех эмоциональных особенностей (внутренних состояний, переживаний), которые развивают креативность, и обеспечивает ее проявление.

    К числу наиболее трудных компонентов следует также отнести ориентацию на способности ребенка. Одним из проверенных способов преодоления этой трудности – предоставление ребенку возможности пробовать и добиваться каких-либо результатов в различных видах деятельности.  

     В практической работе наиболее ценны и действенны для развития креативности у дошкольников два базовых момента.

1. Чувствительность педагога и родителей к имеющимся у ребенка проблемам развития личности и организация их преодоления. Основным способом работы могут быть сюжетные игры, где данный недостаток ребенка обыгрывается на персонажах, которые учатся его преодолевать и находят конструктивные решения. Эти игры вполне могут, а часто и должны, сочиняться педагогами (родителями). Убедительные, настойчивые и в то же время уважительные по отношению к ребенку любого возраста короткие беседы, убеждения с элементами внушения также полезны в дополнение к сюжетным играм.

2. Стимуляция креативных состояний ребенка. Как уже говорилось, основу развития креативности ребенка составляют спокойные сосредоточенные состояния с внутренней увлеченностью. Появление таких состояний у ребенка должны сопровождаться особой заботой и вниманием со стороны родителей и педагогов. Ребенок, например, завороженно смотрящий на то, как взрослый играет на пианино, - пример подобного состояния.

     Для стимулирования развития креативности в дошкольном возрасте следует ориентироваться на указанные качества,  проявляющиеся в таких детских играх, увлечениях и занятиях, как рисование, сочинение сказок и историй, лепка, фантазирование на различные темы, занятия в детских спортивных секциях и творческих объединениях. Вступая во взаимодействие с ребенком в рамках игр и занятий, взрослый должен ориентироваться на несколько опорных моментов. Прежде всего, следует расширять внимание ребенка, направляя его на другие варианты того продукта (рисунка, сюжетной линии рассказа и т.д.), которые он пытается создать. Также во время творческих занятий следует обращать его внимание на окружающие предметы и объекты, которые часто могут дать дополнительный материал для создания детского творческого продукта.

Важное значение имеет ритмичность в занятиях. Под ней подразумевается неоднократное возвращение к создаваемому творческому продукту через некоторое время с целью его улучшения.

    Следует отметить, что немалое значение имеют позитивный дружественный

3

настрой по отношению к окружающим, желание сделать что-то хорошее для них, замечать их проблемы, желания, настроения, стремиться понимать их причины. Все это стимулирует чувства, лежащие в основе креативности.

     Наряду со всеми перечисленными составляющими не стоит забывать о более существенном источнике, определяющим креативность ребенка, - его способностях и отвечающих его способностям интересах. К успешному исполнению каких-либо действий взрослым следует быть особенно чуткими, так как именно в той деятельности, к которой ребенок наиболее способен, стоит ожидать наиболее ярких проявлений его креативных качеств.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие креативности дошкольников через создание игрушек из бросового материала"

Развитие творчески активной личности - одна  из важнейших и актуальнейших  задач современноно мира.  Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем  п...

Конспект "Развитие креативности дошкольников"

С самых ранних лет дети стремятся к творчеству. Занимаясь с ребенком рисованием,  музыкой или спортом, важно учить  его видеть красоту;  слышать гармонию в музыке и природе; чувствовать...

Диагностика креативности дошкольников. Рекомендации для воспитателей по учету креативности школьников.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, ...

Развитие креативности дошкольников по средством театрализации.

    Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой ...

Развитие креативности дошкольников

Статья посвящена развитию креативности у дошкольников...

Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников

1. Организация методической работы по формированию профессионально – личностной готовности педагогов дошкольного учреждения к решению проблем развития креативности дошкольников/8.Современный этап разв...

доклад "Развитие креативности дошкольников в продуктивной деятельности"

Неиссякаемым источником такой красоты является искусство- живопись, театр, музыка. Именно искусство способно разбудить детские чувства, воображение , фантазию, креативность, т.е. развитие творческих с...