Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Лукьяненко Любовь Петровна

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                                           патриотическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель 1 категории Лукьяненко Любовь Петровна                     МБДОУ д/с №18 «Колобок»

            Как уже подчеркивалась в работе, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольной образовательной организации.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные для данной местности или данного края.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, гимном, флагом и гербом государства.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт, как социальный, так и нравственный, учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и ДОО. ДОО организована как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка и, что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества

Семья и ДОО, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Они содействуют развитию отношений родителей, педагогов и детей, т. к. совместная деятельность создает партнерские отношения, отношения сотрудничества. Ведь обычно педагог выступает в роли этакого мудреца, руководит, оценивает ребенка, указывает, как надо поступать. Наши же родители и педагоги взаимодействуют, как партнеры, которые обеспечивают максимальную поддержку в удовлетворении потребностей и интересов друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольной образовательной организацией и родителями.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.

Н.К. Крупская подчеркивала, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Педагоги дошкольного воспитания Н.В.Алешина, Н.Ф.Виноградова, Л.А. Кондрыкинская и др. считают, что наиболее благоприятные результаты в патриотическом воспитании дошкольников обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к  документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо запомнить при работе воспитателя и с детьми, и с родителями .

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй, под которой мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожёгова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей в современных условиях - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства  воспитания детей. Для успешного взаимодействия ДОО с родителями  необходим  новый взгляд на семью, системный подход в организации взаимодействия ДОО с семьей; умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей силами ДОО, сколько участие семьи в разработке содержания, форм и методов патриотического воспитания старших дошкольников.

Одним из важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представление об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники ДОО. Основа такого взаимодействия – открытость педагогического процесса.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст][Введите текст][Введите текст]

Взаимодействие воспитателя, детей и родителей по                                           патриотическому  воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Как уже подчеркивалась в работе, патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольной образовательной организации.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерные для данной местности или данного края.

В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, гимном, флагом и гербом государства.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. В период дошкольного детства ребенок активно познает окружающий мир, накапливает новый опыт, как социальный, так и нравственный, учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребенка в этот период – это семья и ДОО. ДОО организована как социальный институт в поддержку семье, сегодня не только освобождает родителям время для работы и учебы, но и помогает воспитывать ребенка и, что особенно важно для растущего человека – обеспечивает необходимые условия для организации и развития детского сообщества

Семья и ДОО, имея свои функции, не могут заменить друг друга. Они содействуют развитию отношений родителей, педагогов и детей, т. к. совместная деятельность создает партнерские отношения, отношения сотрудничества. Ведь обычно педагог выступает в роли этакого мудреца, руководит, оценивает ребенка, указывает, как надо поступать. Наши же родители и педагоги взаимодействуют, как партнеры, которые обеспечивают максимальную поддержку в удовлетворении потребностей и интересов друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление доверительного делового контакта между дошкольной образовательной организацией и родителями.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития ребенка. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей.

Н.К. Крупская подчеркивала, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание, поэтому необходимо как можно лучше организовывать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Педагоги дошкольного воспитания Н.В.Алешина, Н.Ф.Виноградова, Л.А. Кондрыкинская и др. считают, что наиболее благоприятные результаты в патриотическом воспитании дошкольников обеспечиваются в условиях содружества семейного и общественного воспитания.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, а между воспитателями и родителями установлены отношения доверия и сотрудничества.

Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к  документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А. С. Макаренко необходимо запомнить при работе воспитателя и с детьми, и с родителями .

Родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций и т. п.

Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьёй, под которой мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожёгова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном сотрудничестве с семьей. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей в современных условиях - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; объединение их в одну команду с целью создания единого пространства  воспитания детей. Для успешного взаимодействия ДОО с родителями  необходим  новый взгляд на семью, системный подход в организации взаимодействия ДОО с семьей; умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями.

Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей силами ДОО, сколько участие семьи в разработке содержания, форм и методов патриотического воспитания старших дошкольников.

Одним из важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представление об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники ДОО. Основа такого взаимодействия – открытость педагогического процесса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста как одного из компонентов психологической готовности к школе

Формирование коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте является крайне актуальным направлением профессиональной деятельности воспитателя. К сожалению, реалии современной жизни таковы, ...

Формирование у родителей гендерной компетентности в процессе взаимодействия семьи и детского сада по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской истории и культуре

В статье рассказывается об опыте работы с семьей по воспитанию детей в русских традициях с учетом их гендерных особенностей....

План по самообразованию Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»

В работе представлен план по самообразованию воспитателя «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста»...

Проект. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Цель:На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, составить проект работы, направленный на развитие взаимодействия ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошколь...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством не...

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.

Интерактивный познавательный альбом для воспитателей и родителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром...