Детство с музыкой (программа)
рабочая программа по теме

Репешко Татьяна Леонидовна

Рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma.docx69.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Целевой раздел программы
  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Возрастные особенности развития ребенка в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы
  4. Планируемые результаты освоения

  1. Содержательный раздел программы
  1.  Музыкальные игры
  2.  Описание образовательной деятельности
  3.  Взаимодействие с родителями
  4.   Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. Содержание работы части Программы, формируемой участниками образовательных отношений
  5.  Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по музыкальному воспитанию

  1. Организационный раздел программы
  1.  Методическое обеспечение программы
  2.  Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Приложение 1

 Календарно-тематическое планирование.

Приложение 2

План праздников и развлечений.

Целевой раздел программы

  1. Пояснительная записка

           Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. В процессе восприятия музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребёнка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить со средствами музыкальной выразительности, воспитать эстетическое отношение к ней.

             Данная рабочая программа по музыкальному развитию детей составлена на основе обязательного минимума содержания по музыкальному развитию  детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей первой младшей, второй младшей группы, средней, старшей, подготовительной к школе группе.

         Музыкальное  развитие ребёнка дошкольного возраста происходит в процессе накопления музыкального опыта.  С помощью музыки ребёнок эмоционально и личностно познаёт себя и других людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал.                                                                                                                                                                      

 Настоящая программа описывает курс подготовки по музыке детей дошкольного возраста 2-7лет (1-я младшая, младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) и разработана на основе задач комплексной программы развития и воспитания в детском саду «Детство».

Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных  занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в первую половину дня. Продолжительность занятия: 10мин.- 1-я младшая группа; 15мин.- младшая группа;  20мин.- средняя группа; 25мин.- старшая группа, 30-подготовительная группа.

         Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей.

        Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:

  1. «Речевое развитие», на котором у детей развивается чёткая, ясная дикция, ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием попевок, потешек.

  1. «Социально-коммуникативное развитие», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Дети так же знакомятся с русским фольклором: загадками, сказками, пословицами, поговорками, приметами, которые используют на праздниках и развлечениях.

  1. «Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстраций, учатся рисовать по сюжету занятия.

  1. «Физическое развитие», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение, или сюжет.

1.2  Цели и задачи

          Обобщёнными целями музыкального развития и образования детей в                        каждой возрастной группе, являются:

        - развитие музыкальной культуры дошкольника, накопление у него опыта взаимодействия с музыкальными произведениями;

        - развитие у ребёнка позиции активного участника, исполнителя-создателя музыкальных произведений, для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.

Задачи:

       -формирование основ музыкальной культуры дошкольников;

        -формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;

       -обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей;

        -приобщение к музыкальному искусству через разностороннюю музыкально-творческую деятельность в синкретических формах (русский народный фольклор, фольклор других народов, классическая музыка зарубежных и русских композиторов, детская современная музыка;

       -развитие внутренних психических процессов: : творческого воображения и фантазии, потребности к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности;

       -развитие речи.

Реализация задач по возрастам

Блоки

1-я младшая и 2 младшая группы

Музыкальное     восприятие

– слушание

 - интерпретация

Основные задачи:

- воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмоциональной отзывчивости на музыку.

- организация детского экспериментирования с немузыкальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра.

- активация слуховой восприимчивости младших дошкольников.

Музыкальное исполнительство – импровизация - творчество

Основные задачи:

- развитие двигательно-активных видов музыкальной деятельности – музыкально-ритмических движений и игры на шумовых инструментах.

- развитие координированности движений и мелкой моторики при обучении приёмам игры на инструментах.

- формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому.

- стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах.

Средняя группа

Музыкальное     восприятие

– слушание

 - интерпретация

Основные задачи:

- воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

- развитие умений общаться и сообщать о себе, своём настроении с помощью музыки.

- развитие музыкального слуха – интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоение детьми элементарной музыкальной грамоты.

Музыкальное исполнительство – импровизация - творчество

Основные задачи:

- развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков.

- освоение детьми приёмов игры на детских музыкальных инструментах.

- освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.

- стимулирование желания детей самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Старшая группа

Музыкальное     восприятие

– слушание

 - интерпретация

Основные задачи:

- обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке.

- накопление представлений о жизни и творчестве некоторых композиторов.

- обучение детей анализу средств музыкальной выразительности.

- развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

Музыкальное исполнительство – импровизация - творчество

Основные задачи:

- развитие певческих навыков.

- способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.

- стимулирования самостоятельной деятельности детей по сочинению танцев, игр.

- развитие умений сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности.

1.3 Возрастные особенности развития ребенка 2-3лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

         На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

         На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими   искажениями.  

                 Содержание образовательной области „Художественно-эстетическое развитие" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку, через решение следующих

задач:

      -  развитие музыкально художественной деятельности;

      - приобщение к музыкальному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

           Слушание

  • Развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание.
  • Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона)

             Пение

  • Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы  в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

  • Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты и т и т д.)
  • Формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

      Занятия проходит 2 раза в неделю  продолжительностью  не более 10 минут.

Возрастные особенности развития ребенка 3-4 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

           В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.

         Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.

          Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

        - непосредственно образовательная деятельность (комплексные, доминантные, тематические, авторские);

        - самостоятельная досуговая деятельность.

         Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.  

Задачи воспитания и развития детей

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации.

  1. Воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
  2. Организовывать детское экспериментирование с немузыкальными и музыкальными звуками и исследование качеств музыкального звука: высоты, длительности, тембра.
  3. Активизировать  слуховую восприимчивость младших дошкольников.

Задачи в области музыкального исполнительства-импровизации-творчества.

1.   Развивать двигательно-активные виды музыкальной деятельности- музыкально ритмические движения и игры на  шумовых музыкальных инструментах.

2.    Развивать координирование движений и мелкой моторики при обучении приемам игры на инструментах.

3.       Формировать у детей вокальные и певческие умения в процессе подпевания взрослому.

4.   Стимулировать умение детей импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных образах и танцах.

               

         На занятиях используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

         Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями.

         Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий.) Календарные праздники и утренники (5 мероприятий).

Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет в музыкальной деятельности. Содержание психолого-педагогической работы.

В среднем дошкольном возрасте благодаря возросшей самостоятельности и накопленному музыкальному опыту ребёнок становится активным участником танцевальной, певческой, инструментальной деятельности. Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, перцептивное восприятие метро - ритмической основы музыкальных произведений позволяют дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения.

         Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребёнка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства.  Начинает  развиваться образное мышление.  Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на  заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 20 минут. Он способен удерживать в памяти при  выполнении каких-либо действий несложное условие.

         В  среднем дошкольном возрасте улучшается произношение  звуков  и  дикция.  Речь  становится предметом активности детей.  Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.  

         Интерес  вызывают  ритмическая  структура речи, рифмы.  Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством  на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит  ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

          Изменяется содержание общения ребенка и взрослого.  Оно выходит за пределы  конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный  мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной  и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.  У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

         Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности;  появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием  замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием  образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием  памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия;  формированием потребности в уважении со стороны взрослого.

         Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться  в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю не более  20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях. Музыкальное развитие детей осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности  и в повседневной жизни.

          На занятиях, которые проводятся два раза в неделю не более 20 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей особенностей каждого ребенка.

Задачи в области музыкального восприятия-слушания- интерпретации.

  1.  Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.
  2.  Развивать умение детей общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки.
  3. Развивать у дошкольников музыкальный слух - интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; способствовать освоению детьми элементарной музыкальной грамоты.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

  1. Развивать у детей координацию слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.
  2. Способствовать освоению детьми приемам игры на детских музыкальных инструментах.
  3. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создании музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях.
  4. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью.

Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

     В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов                         (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного музыкального воспитания.

      Ребенок 5-6лет отличается большой самостоятельностью, стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности, у него ярко выражена потребность в общении со сверстниками. К этому возрасту у детей развивается ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности в ритмике. Значительно возрастает активность детей, они очень энергичны, подвижны, эмоциональны. У детей шестого года жизни более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь. Улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети шестого года жизни ещё требуют бережного и внимательного отношения: они быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Задачи в области музыкального восприятия- слушания –интерпретации

  1. Обогащать слуховой опят детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
  2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
  3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
  4.  Развивать умение творческой интерпретеции музыки разными средствами художественной выразительности.

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации- творчества.

1.      Развивать певческие умения детей.

2.      Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.

3.    Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.

 4.      Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

          На занятиях, которые проводятся два раза в  неделю по 25 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.

 

Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет в музыкальной деятельности, содержание психолого-педагогической работы

         Возраст 6-7 лет- это середина детства. Подвижные энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения- ещё более координированными, увеличивается объём внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей.

        В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает.

         В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

          К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

         Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.

         Занятия проводятся два раза в неделю не более 30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе. Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.

Задачи в области музыкального восприятия-слушания-интерпретации

1.   Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке

2.    Накапливать представления о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов

3.   Обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности

Задачи в области музыкального исполнительства- импровизации-творчества

1.     Развивать умения чистоты интонировании в пении.

2.      Способствовать освоению навыков ритмического многоголосья посредством игрового музицирования.

3.       Стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр, оркестровок.

4.   Развивать у детей умения сотрудничать и заниматься совместным творчеством в коллективной музыкальной деятельности.

1.4.  Планируемые результаты освоения.

     Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:

    - сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

     -умение передавать выразительные музыкальные образы;

     -восприимчивость и передача в пении, движении основные средства выразительности музыкальных  произведений;

    -сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

    -умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

   - проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Содержательный раздел программы

2.1  Музыкальные игры

         Музыкальные игры в детском саду для детей важный аспект в их вос  личностных качеств человека и его духовного мира. Современные исследования убеждают в том, что музыкальные игры для детей в детском саду  и воспитание имеет незаурядное значение в развитии дошкольника и творческом частности.

         Музыкальная игра как средство развития деятельной сферы ребенка имеет неисчерпаемый значение прежде всего из-за базирования первой на территории вида деятельности дошкольника. Музыкальная игра для детей:

 -  объединяет в себе все виды и музыкально-эстетической деятельности (слушательную, исполнительское, импровизационно-композиторскую) и разновидности видов искусств (музыка, пение, хореография, театр (инсценировки, драматизма), поэзия, живопись), а также языковую, словесную; -  гармонично сочетает разнообразие форм привлечения ребенка к музыкально-эстетической деятельности, а именно пение, слушание музыки, уроки на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, инсценировки, вокальная, инструментальная или танцевальная импровизации (как проявления творчества).

        Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

         Основное назначение у музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух побуждать к самостоятельным действиям, с применением знаний полученных на музыкальных занятиях. Музыкально-  дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

         Игры по развитию мелкой моторики. Развивать мелкую и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения ( мимику и жесты), распознавать эмоции (радость. Огорчение, удивление, страх и т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера.

         Музыкальное сопровождение развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт благоприятную атмосферу на занятии.

         Сюжетно-ролевые игры с эпизодическим самостоятельным применением детьми музыкального репертуара. Чаще всего в таких играх звучит песня. Музыка и литературный текст помогают детям лучше воплотить в игре свои замыслы. 

         Игры на релаксацию. В конце занятия проводятся игры на релаксацию, которые дают возможность детям  расслабиться и отдохнуть под спокойную красивую музыку. Релаксация преследует две цели: отдых после активных игр и развития музыкальной культуры.

2.3 Взаимодействие с родителями.

          Задачи:

  1.  Установить партнёрские отношения с родителями. Объединить усилия для развития и воспитания детей: выявить таланты каждого ребёнка и их развитие, активизировать совместную музыкально – творческую деятельность детей и родителей.
  2. Повышение психолого–педагогической и музыкальной компетентности родителей в семейном воспитании.
  3. Оказание помощи в повышении музыкальной культуры родителей.

Тематика консультаций с родителями.

            Проводится один раз в месяц по предложенному плану.

  1. Какую слушать музыку? (младшая, средняя и старшая группы)
  2. Домашний театр (младшая, средняя и старшая группы)
  3. Как развивать музыкальность детей (младшая, средняя и старшая группы)
  4. Как организовать детский праздник дома (младшая, средняя и старшая группы)
  5. Обучение игре на детских музыкальных инструментах в домашних условиях (средняя и старшая группы).
  1. Консультации по требованию родителей.

          Музыкальный руководитель проводит индивидуальные беседы по запросу родителей один раз в неделю.

Родительские собрания

Сроки

проведения

Формы работы

Задачи

   -  Довести до родителей, в

      чем заключается

       Сентябрь

    1. Цели и задачи

      музыкальное развитие

       музыкального

      детей.

       развития детей

    - Как музыка влияет на

       дошкольного

      личность ребенка.

       возраста.

   -  Развитие музыкальных

      способностей в семье.

Октябрь

   2. Результаты

   -  Показать родителям

Май

       диагностики

      уровень музыкaльных

      музыкального

      способностей детей.

      развития детей.

   -  Повышение

      музыкального развития

      менее способных детей

      совместно с их

      родителями.

Ноябрь

   3. Организации

    -  Рассказать родителям о

       семейных

       важности семейных

       праздников.

       праздников.

Декабрь

   4. Влияние

    -  Довести до родителей

      музыкально-

       влияние музыкально-

      ритмических

       ритмических движений

      движений на

       на здоровье детей.

     здоровье детей

  1.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы. Содержание работы части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

Месяц

Методическая работа и взаимодействие с педагогами

Сентябрь

1. Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на учебный год.

2. Определить содержание индивидуального маршрута развития ребенка по разделу «Музыкальное воспитание» для воспитателей групп.

Октябь

1. Педагогическая шпаргалка: «Музыкальная предметно-развивающая среда ГБДОУ».

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к празднику осени – орг. моменты»

Ноябрь

1. Провести консультацию по теме: «Развитие воображения через фольклор»

2. Индивидуальные консультации «Подготовка к Дню матери – орг. моменты»

Декабрь

1.Консультация «Построение и проведение праздничных утренников для детей раннего и младшего возраста»

2. Репетиции с воспитателями по подготовке к праздникам.

Январь

1. Беседа « Типология праздников в детском саду»

2.Провести работу с воспитателями: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

Февраль

1.Провести консультацию «Фольклор как развитие творческих способностей детей»

2.Подготовить перечень репертуара для свободного прослушивания.

Март

1. Обсуждение Масленицы

2.В помощь воспитателю подготовительной группы «Музыкально-дидактические игры»  

Апрель

1. Круглый стол «Музыкотерапия»

Май

1.Познакомить воспитателей с результатами диагностического обследования детей, выработать рекомендации по индивидуальной работе на летний период.

3. Индивидуальные консультации «Подготовка к выпускному, отчетному концерту – орг. моменты»

Июнь

1.В помощь воспитателю « Хороводные игры».

2. Провести консультацию «Музыка на летней прогулке»

Июль

Провести консультацию по теме «Обновление музыкальных уголков для родителей»

2.5  Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по музыкальному воспитанию

 Диагностические занятия во всех возрастных группах, начиная со средней, проводятся один раз в год в апреле-мае. Во второй младшей – два раза, в сентябре-октябре и в апреле-мае.

Эти занятия проводятся циклами, в каждой из которых входят: определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку в процессе наблюдений за ребёнком и четыре специальных диагностический занятия по определению у детей уровней развития:

-чувства музыкального ритма;

- мелодического слуха;

- репродуктивного компонента музыкального мышления;

- продуктивного компонента музыкального мышления.

Циклы диагностических занятий обозначаются, соответственно, как Д-1,

 Д-2, Д-3, Д-4, Д-5.

Проведение первого цикла занятий (Д-1) с детьми второй младшей группы в начале учебного года связано с необходимостью выявления у них исходного уровня музыкального развития.

          Результаты диагностических занятий второго цикла (Д-2), который проводится с этими детьми в конце года, позволяет судить об их продвижении в музыкальном развитии за год занятий.

         Во время проведения диагностических занятий общегрупповые занятия отменяются во избежание утомления детей.

         Во всех диагностических циклах занятий для чистоты получаемых результатов используется один и тот же музыкальный материал. Исключение составляют песни, которые дети поют по собственному выбору (или по выбору педагога), и дополнительные, более сложные произведения, предлагаемые наиболее продвинутым детям в конце старшей и подготовительной групп при определении уровней развития репродуктивного компонента музыкального мышления(во время слушания музыки) и чувства музыкального ритма. Предлагаемый для диагностики музыкальный материал не используется на музыкальных занятиях.

Младшая группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

Внимание

Просьба повторить

Внешние проявления

Узнавание знакомой мелодии

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии на 3-5 звуков

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки

Соответствие ритма движений ритму музыки

Средняя группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о характере музыки

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением

Узнает ли песню по вступлению

Активность исполнения

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки

Активность в играх

Старшая группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

5

Внимание

Умеет ли различать жанры

Высказывание о музыке с контрастными частями

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Отображает свое отношение к музыке в рисунке

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

Эмоционально исполняет песни

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

Активность в играх

Умеет составлять ритмические рисунки

и проигрывать на музыкальных инструментах

Подготовительная группа

Ладовое чувство

Музыкально слуховые представления

Чувство ритма

1

2

3

4

5

6

Высказывания о музыке с контрастными частями

Умеет ли различать жанры

Различает 2ух частную форму муз.произведения

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

Отображает свое отношение к музыке в рисунке

Способен придумывать сюжет к муз.произведению

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением

Пение знакомой мелодии без сопровождения

Подбор по слуху знакомой попевки на металлофоне

Эмоционально исполняет песни

Имеет любимые песни

Воспроизведение в хлопках, в притопах,на музыкальных инструментах усложненного ритмического рисунка

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями

Придумывает движения для обыгрывания песен, хороводов

Активность в играх

Умеет составлять ритмические рисунки

и проигрывать на музыкальных инструментах

Организационный раздел

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Бабаева Т.И, Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Т.И. Бабаева – СПб.:  Детство – Пресс, 2011
  2. Бекина, Т.П. Музыка и движение (Ноты) / Т.П. Бекина, Е.Н. Ломова, Е.Н. Соковнина.- М.: Просвещение, 1983.
  3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа поритмической пластики для детей дошкольного и младшего школьного возраста (звукозапись) / А.И. Буренина – СПб.: Ленинградский областной институт развития образования, 2000.
  4. Ветлугина, Н.А. Музыка в детском саду (Ноты) / Н.А. Ветлугина – Вып.3. М.: Музыка, 1965.
  5. Ветлугина, Н.А. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа (Ноты) / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская. – М.: Музыка, 1989.
  6. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь (Ноты) / Н.А. Ветлугина. – М.: Музыка, 1985.
  7. Вихарёва, Г.Ф. Веселинка (Ноты) / Г.Ф. Вихарёва. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  8. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская  Детство с музыкой . Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство –Пресс, 2010.
  9. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников (Текст) / И. Л. Дзержинская. – М.: Просвещение, 1985.
  10.   Музыка в детском саду. Вторая младшая группа (Ноты) / сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: Музыка, 1989.
  11.  Музыка в детском саду. Первая младшая группа (Ноты) сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л. Комиссарова. – М.: Музыка, 1990.
  12. . Картушина М.Ю, Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 3-5, 5-7лет. Картушина М.Ю – Москва, 2009.
  13. Кукловская, В Музыкально – ритмические движения в детском саду / В. Кукловская – Киев: Музыкальная Украина, 1986.
  14.  Музыкальная палитра (Текст) : музыкальное воспитание в детском саду, семье и школе: журн. / гл. ред. А. И. Буренина. – СПб.: Музыкальная палитра, 2000-2008.
  15. Радынова, О.П.  Настроения, чувства в музыке./ О.П. Радынова – М.: Гном и Д, 2000.
  16. Радынова, О.П. Песня, танец, марш./ О.П. Радынова - М.: Гном и Д, 2000.
  17. Радынова, О.П. Природа и музыка./ О.П. Радынова - М.: Гном и Д, 2000.
  18. Радынова, О.П. Сказка в музыке./ О.П. Радынова - М.: Гном и Д, 2000.
  19. Суворова, Т.И. Танцевальная ритмика для детей./ Т.И. Суворова – СПб.: Музыкальная палитра, 2006.
  20. Чадова, Л.Е. Праздники в детском саду./ Л.Е. Чадова, Н.Н. Луконина. –М.: Айрис – Пресс, 2002.

3.2Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды

Элементы предметно-развивающей среды

В группах

1.

Наличие методической литературы по музыкальному воспитанию у воспитателей группы.

2.

Детские музыкальные инструменты

3.

Магнитофон

4.

Набор аудиозаписей (популярные детские песни, произведения классической музыки).

5.

Музыкальные игрушки

6.

Музыкально-дидактические игры

7.

Элементы костюмов

8.

Атрибуты для музыкальных игр

9.

Ширма

10.

Различные виды театров (по возрасту)

Элементы предметно-развивающей среды

В музыкальном зале (кабинете)

1.

Музыкальные инструменты для взрослых (пианино)

2.

Со звуком неопределенной высоты: погремушки, бубен, бубенцы и колокольчик, маракасы, трещотки

3.

Металлофоны

4.

Ксилофоны

5.

Музыкально-дидактические игры и пособия

6.

Игрушки-забавы

7.

Музыкальный центр

8.

Костюмы карнавальные

9.

Атрибуты для игр, шапочки-маски

10.

Декорации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Детство под музыку или музыка и дети"

Данный сборник предназначен для педагогов дошкольного образования, музыкальных руководителей, педагогв - психологов. Материал расчитан на детей раннего и дошкольного возраста, возможен для работы с де...

Консультация для родителей. Детство с музыкой!.

Детство с музыкой!Что такое музыка в детском саду?Это волшебный мир с множеством путешествий и превращений, в котором можно фантазировать, выдумывать и творить.Голос – самый доступный человеку музыкал...

Педагогический музыкальный проект для старших дошкольников с признаками одаренности «Детство с музыкой»

При разработке педагогического проекта мы опирались на теоретические положения о том, что музыка - это отражение логики смены эмоциональных состояний, эмоциональное познание. Именно они позволили нам ...

С детства с музыкой дружи и здоровье укрепи

Конспект музыкального занятия...

Конспект доминантного занятия для детей младшего дошкольного возраста по проекту "Мир детства в музыке С. С. Прокофьева". Тема "Лесные чудеса".

В конспекте последовательно изложено, как в процессе ознакомления младших дошкольников с пьесами из альбома "Детская музыка" С С. Прокофьева ("Прогулка", Шествие куз...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...