Воспитание гиперактивных детей.
статья на тему

Колодина Ольга Анатольевна

 

Работая много  лет в детском саду и воспитывая детей с разным характером, темпераментом и способностями. В моей практике   пришлось воспитывать и гиперактивных детей. Я хотела бы поделиться опытом. Первый важный момент в общении с гиперактивными детьми – это понимание того, что ребенок неосознанно выполняет некоторые действия, он ненамеренно «плохо себя ведет», а сам страдает от своей чрезмерной энергичности. Поэтому терпение – залог успеха, взрослым необходимо оставаться максимально спокойными и нераздражительными. Часто такие дети получают много негатива со стороны сверстников и, в особенности, взрослых, что приводит к замкнутости в себе, отчужденности и агрессии. Важно дать ребенку почувствовать поддержку, веру в него, научить его настраивать взаимоотношения с собой и окружающим миром. Одним из наиболее эффективных способов на этапе раннего возраста является игра. Игры могут быть разными, например:
-- с чередованием подвижности и спокойствия.
-- на сообразительность и моментальную реакцию.
- творческие игры: проявляют свой творческий потенциал, изображая жестами и движениями.
-- подвижные игры: «Эстафета», где ребенок может сделать важную часть общего действия.
 
Исследования показали, что включение деятельности гиперактивного ребенка и подчеркивание ее важности в групповом процессе дает ему возможность выхода из ощущения неадекватности, отделенности и одиночества 
Немаловажный аспект – переключение, смена деятельности. Необходимо использовать разные формы занятий с детьми, чтобы они были вовлечены в процесс, сконцентрированы и у них не терялся интерес к происходящему
Воспитание ребенка в детском образовательном учреждении – это существенная часть развития, но еще более значимым и неотъемлемым компонентом является воспитание в семье. 
Ребенок должен чувствовать любовь и заботу родителей. Психологи советуют поменьше ругать гиперактивных детей, кричать на них и пытаться прекратить его какие-либо действия силой, ограничивать свободу и активность. От этого может возникнуть только обратная реакция, малыш будет делать «на зло» и продолжать заниматься своими делами. В этом случае необходимо говорить мягко и спокойно, постараться увлечь ребенка чем-нибудь другим, более интересным, чем бег, кувыркание, прыгание и т.п. Также можно попросить помочь что-нибудь принести/отнести, собрать игрушки, разложить по местам, помыть кисточки для красок и т.д. Ребенок будет рад получить одобрение взрослых за быстроту действий. Важно как можно больше хвалить, находить положительные стороны, акцентировать внимание даже на самых незначительных успехах. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
Необходимо занять ребенка, дать задание, но только одно на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить и увидеть результат, а также реакцию взрослых.
Поддержание постоянного распорядка дня дисциплинирует, вырабатывает чувство структурированности и системности. Хороший здоровый сон способствует умственной активности, повышению внимательности и хорошей памяти.
Избежание переутомления. Нужно помнить о смене видов деятельности и систематическом отдыхе. 
Играя с ребенком, нужно давать ему возможность самому построить игру, быть лидером, действовать по своему сценарию, который он уже не будет так охотно нарушать, как навязанные кем-то правила.
 
Крайне важным является достаточная физическая нагрузка. Ребенок должен расходовать свою чрезмерную энергию. Помогают длительные пешие прогулки, зарядки, спортивные игры. Особенно эффективно гулять на природе, чтобы не ограничивать пространство тесной детской площадкой или узкой городской дорожкой.
 
Одно из главных условий – положительная окружающая обстановка в семье. Очевидно, что ребенок будет чувствовать себя гораздо спокойнее, если в семье нет ссор, криков и скандалов. Родители должны служить ярким примером отношения к жизни и к другим людям.
В заключение хочется отметить, что в первую очередь нужно понимать важность и ответственность работы с разными детьми, особенно склонными к гиперактивности. Ребенок до 10 лет – это «плавкий материал», из которого можно вылепить идеальную скульптуру. Поэтому важно заметить все особенности ребенка, чтобы своевременно помочь ему избавиться от каких-либо недостатков или отклонений. Главное - любите детей, пусть они почувствуют, что родители и воспитатели верят в них, искренне любят их и поддерживают!
Используемая литература:
2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 96 с.
3. Монина Г., Лютова Е. Работа с "особым" ребенком // Первое сентября. - 2000. - №10. - с. 7-8.
4. Окленд В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психологии/ Перев. с англ. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.- 336 с.
5. Л.Курц. руководство по комплементарным и альтернативных терапиям, 2008
 
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБЫ И ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ»

В данной консультации даются советы родителям, у которых гиперактивный ребенок....

Памятка для родителей с рекомендациями по воспитанию гиперактивных детей

В данной памятке перечислены меры, которые пом    поппппппппппппппппппппппоогут взрослым удерживать под разумным контролем присущую детям гиперактивность....

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Част...

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность...

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Част...

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Част...