Моральное и нравственное развитие дошкольников
методическая разработка на тему

Лубенец Марина Витальевна

Проблема морального и нравственного развития детей дошкольного возраста требует большого внимания и является одним из важнейших вопросов в педагогической сфере...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_detsad.odt33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема морального и нравственного развития детей дошкольного возраста

 Проблема морального и нравственного развития детей дошкольного возраста требует большого внимания и является одним из важнейших вопросов в педагогической сфере. Необходимость формирования нравственных качеств личности дошкольников, воспитание гуманных и доброжелательных отношений со сверстниками всегда была одной из основных задач педагогов. Важность этой задачи очевидна, потому что именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, а также укрепляется отношение к себе и другим. Гуманное отношение к окружающим основано на способности к сопереживанию и сочувствию, проявляющихся в различных жизненных ситуациях. Задача педагога состоит в воспитании должного отношения к сверстнику, развитии нравственного чувства и коммуникативных навыков, которые позволяют воспринимать чужие трудности и радости как свои.

В отечественной психологии выделяется два основных направления морального и нравственного развития дошкольников: нормативно-ориентированное и эмоционально-ориентированное.

 В исследованиях нормативно-ориентированного направления ведущая роль принадлежит моральной саморегуляции. Моральные качества приобретаются человеком в процессе его социального развития. Следовательно, это развитие является процессом усвоения ребенком норм и правил общественного поведения, где в качестве главного источника является усвоение и присвоение моральных норм. Норма – образец поведения, который должен пробуждать в ребенке желание совершать хорошие поступки, помогать другим, уступать слабым, делиться игрушками и т.д. Важно, чтобы это желание исходило от самого ребенка, а не являлось принудительным шагом. Только в этом случае мы можем считать поступок моральным. Стоит отметить, что в данном направлении ребенок стремится соответствовать определенным нормам поведения, для него важно быть хорошим, то есть, оценивая нравственный поступок, ребенок оценивает себя.

Во втором направлении – эмоционально-ориентированном, ставится на первое место развитие социальных эмоций и нравственных чувств. Целью педагога в данном случае является научить ребенка сопереживать другим людям, правильно оценивать их поступки, дать ему возможность самому почувствовать переживания другого.

Сфера межличностных отношений возникает у ребенка уже в раннем возрасте,  однако в это время такое общение носит чисто ситуативный характер. Переломный момент в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. В возрасте пяти лет у детей появляется потребность в общении и совместных действиях. В процессе игровой или предметной деятельности дети пристально наблюдают за сверстниками и оценивают их действия. Реакция на оценку взрослого у дошкольников резко возрастает, становится более эмоциональной. В этот период дети начинают сопереживать ровесникам, однако часто наблюдается неадекватная оценка – успех огорчает ребенка, а неудача радует. Ребенок может расстроиться и даже заплакать, если взрослый восхищается успехами другого, а неудачи сверстника наоборот радуют ребенка и прибавляют уверенности в себе. В этом возрасте дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества. Среди сверстников часто возникают конфликты, усиливается напряженность в общении, чаще, чем в других возрастах проявляются застенчивость, обидчивость и агрессивность.

Практически в каждой группе детского сада возникает проблема межличностного общения детей друг с другом. Иногда родители и воспитатели не обращают должного внимания данной проблеме, однако опыт общения со сверстниками является тем фундаментом, на котором в будущем происходит развитие личности ребенка. Пожалуй, этот опыт во многом определяет дальнейшее развитие ребенка, характер его отношения к себе и окружающим, и к миру в целом. Наиболее типичными вариантами конфликтных отношений являются повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников. В своей работе я постараюсь выявить проблемы межличностных отношений у дошкольников моей группы и на основе диагностических методик проведу коррекционную работу с детьми. Для начала необходимо ознакомиться с вариантами конфликтных отношений ребенка к сверстникам, а также с психологическими особенностями детей с трудностями межличностных отношений.

Первая проблема – агрессивность. Проявление повышенной агрессивности детей является одной из частых проблем в детском коллективе. Практически все дети обзываются, ссорятся, дерутся и т.д. Обычно с усвоением норм поведения данные проявления агрессивности уходят, но бывают случаи, когда агрессивная форма поведения не только сохраняется, но и развивается, становясь устойчивым качеством личности. Агрессивный ребенок приносит проблемы не только окружающим, но и себе, так как снижается его потенциал, сужаются возможности полноценного развития и общения со сверстниками. Трактовок агрессии много, но в общих чертах агрессия – целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Имеется в виду ряд следующих факторов: особенности семейного воспитания, наблюдения на экране телевизора или в кругу сверстников агрессивных действий и т.д. Однако такие проявления наблюдаются далеко не у всех детей. В одной и той же семье могут вырасти разные по степени агрессивности дети. Неутешительным фактом является то, что агрессивность, сложившаяся в раннем возрасте, остается устойчивой на протяжении всей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, которые способствуют агрессивности детей. Дети, склонные к агрессии, сильно отличаются от своих сверстников как по внешним признакам, так и по психологическим характеристикам. В психологии различают 2 вида агрессии: вербальную и физическую.

Вербальная агрессия направлена на обвинения, угрозы сверстнику, оскорбления и унижения другого (например, дразнилки). Данный вид агрессии наблюдается довольно часто.

Физическая агрессия направлена на принесение материального ущерба другому человеку через непосредственно физические действия:

  1. разрушение продуктов деятельности (сломал постройку из конструктора, испортил рисунок, поделку и т.д.);
  2. порча чужих вещей (ребенок уронил машинку сверстника и улыбается при виде его возмущения; с удовольствием наблюдает слезы детей);
  3. нанесение физической боли и унижения.

Приступы агрессии у детей происходят с определенной целью и в конкретной ситуации: привлечение к себе внимания, ущемление достоинств другого с целью возвышения своего превосходства, защита и месть, стремление быть главным. Этими действиями дети чаще всего пытаются показать свое превосходство и агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Следовательно, максимальное удовольствие дети получают при достижении своей цели. Целью ребенка может быть желанная игрушка или внимание сверстников, после достижения которой агрессивные действия прекращаются. Однако бывают такие случаи, когда ребенок не стремится достичь определенную цель, его действия направлены исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может судить о склонности к жестокости и враждебности, что требует особого внимания.

В моей группе среди воспитанников есть мальчик, у которого наблюдается чрезмерная агрессивность. У него преобладает физическая агрессия. Ребенок не старается выяснить причину конфликта, он мгновенно реагирует на любой конфликт физическими действиями (может ударить как кулаком, так и ногой, старается укусить или поцарапать), причем мальчик практически всегда успокаивается только когда нанесет удар. Со стороны Д. часто поступают угрозы в адрес сверстников, причем в его фразах присутствуют такие слова, как «убью», «уничтожу», «ненавижу», «застрелю» и т.д. Неоднократно мною замечалось, что даже в спокойных играх у воспитанника присутствуют враждебные слова и действия. Также важно отметить, что мальчик не делится своими игрушками, при этом чужие игрушки часто берет без разрешения. На возмущения сверстников реагирует агрессивно.

Считается, что агрессивные дети не умеют играть, у большинства дошкольников плохо развиты игровые навыки. Могу сказать, что это не совсем так. Д. умеет играть, иногда играет очень увлеченно, обычно в такие моменты он спокоен. Однако увлеченности хватает ненадолго, после завершения игры мальчик никогда не кладет игрушки на место без напоминания, на замечания реагирует очень нервозно, либо игнорирует их.

По своему социальному статусу Д. мало отличается от своих сверстников, часто его берут в команду и в некоторых компаниях он показывает себя лидером. В семье ребенка балуют, возможно его реакция на окружающих как-то связана с этим, так как мальчика не наказывают, каждые выходные поощряют подарками, независимо от того, как ребенок вел себя в саду и сколько раз ему делали замечание. Однако, стоит отметить, что главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений со сверстниками, агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение о том, что его недооценивают сверстники и окружающими людьми руководит враждебность.

Другой проблемной формой межличностных отношений является обидчивость. В общих обиду можно охарактеризовать как болезненное переживание человеком своего игнорирования или отвержения со стороны сверстников. После пяти лет данный феномен начинает проявляться довольно ярко в связи с появлением потребности в признании и уважении. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый человек. Обида обычно проявляется у ребенка из-за переживаний о своей незамеченности, ущемления своего Я. В отличии от агрессии ребенок в состоянии обиды не дерется и не мстит обидчику. Обычно в таких случаях дошкольник демонстративно показывает свою обиду на сверстника. Он отворачивается, перестает разговаривать, всем показывает свои переживания. С одной стороны поведение ребенка носит демонстративный характер и направлен на привлечение внимания, а с другой стороны дети перестают общаться с обидчиком и уходят в сторону.

Тем не менее необходимо помнить, что повод обиды бывает адекватный и неадекватный. Неадекватная обида – это когда человек реагирует не на реальное отношение другого к себе, а на свои собственные неоправданные ожидания. Такую обидчивость следует считать как устойчивую черту личности. Обидчивые дети постоянно видят пренебрежение и неуважение к себе, и у них всегда находятся поводы для обиды. В отличие от других детей такой ребенок может проявлять сильные отрицательные эмоции, такие как подавленность, беспомощность, может даже заплакать. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Проверить характер восприятия сверстников можно по методике «Беседа о друге», в которой нужно описать друга и отношение к себе. Высказывания детей в данном случае делятся на два типа. В первом варианте ребенок описывает сверстника по его внешним и внутренним качествам (красивый, умный, добрый, хороший), а во втором дошкольник высказывает отношение к себе сверстника (дружит со мной, делится игрушками со мной, приглашает меня в гости или в игру и т.д.). Большинство высказываний обидчивых детей относятся ко второму типу.

Еще одной отличительной чертой обидчивых детей является характер их высказываний. Ребята придумывают несуществующих персонажей и рассказывают фантастические истории. Пример такого ребенка есть и в моей группе, причем персонажам придумываются имена, дети практически живут этими историями, настолько их захватывают выдуманные рассказы и сказочные персонажи. Собственные истории закрывают от детей реальность, заменяют общение со сверстниками. Как показала практика, опираясь на методику «Лесенка», было выявлено, что у обидчивых детей показатели мало отличаются от других сверстников и обычно эти показатели высокие. Однако весьма существенные отличия происходят при сравнении разрыва между своей оценкой и оценкой других по отношению к ребенку. Таким образом, можно сделать вывод, что у обидчивых детей присутствует явное ощущение недооцененности, непризнанности их достоинств и личностных качеств.

В моей группе я наблюдала за двумя детишками с проблемой межличностных отношений. В принципе, обижаются в группе все дети, но демонстративно свою обиду выражают два ребенка: М. и А. Причем у А. демонстративность обиды заключается в основном из-за игр со сверстниками. Неоднократно было замечено, что мальчик неохотно, либо вообще не соглашается с правилами игры, предлагает свои правила, по которым удобно играть ему и невозможно играть другим (например, играя в шашки, А. предлагает правила, в которых дети не могут забирать его фишки; или собирая дом из конструктора, мальчик забирает у детей все нужные детали, без которых невозможно поставить стены или крышу). Дети отказываются с ним играть, и Артем демонстративно выражает свою обиду, всем своим видом показывает, что виноваты ребята, которые не захотели с ним играть и не оценили его поступков. Мною было замечено, что ребенок не знает, чем себя занять. Его не увлекают игры, как многих детей, которые подолгу могут играть в одну и ту же игру. А. пытается играть со всеми, но при этом он не умеет поддерживать игру. Его главной задачей является предложить свои правила, которые не устраивают детей, и в итоге он покидает игру, часто это происходит через обиду.

Другой  пример обидчивости был замечен у М. Эта девочка как раз обладает умением выдумывать персонажей и сочинять увлекательные рассказы. М. часто капризничает, не умеет проигрывать, и поэтому часто обижается. Ее обиды распространяются не только на сверстников, но и на воспитателей. На замечания она реагирует моментально, демонстративно показывая все свое недовольство, привлекая внимание группы. Но при всем своем желании обратить на себя внимание М. быстро успокаивается и неплохо общается с детьми.

С ребятами мною была проведена работа по методике «Картинки». Было отмечено, что у ребят ответы носят оценочный характер, то есть констатируя происходящее на картинках оба ребенка не пытались найти выход из ситуации, а только искали виновных, что говорит о том, что обидчивые дети не стараются разрешить конфликт, а погружаются в оценивание и обвинение участников. Оправдание одних (чаще себя) и осуждение других является основным занятием, которое приносит детям особое удовольствие. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение к себе и оценке себя, постоянное подтверждение собственной значимости и ценности.

Следующей проблемной формой межличностных отношений, одной из самых распространенных и самых сложных проблем является застенчивость. Зародившаяся еще в младшем дошкольном возрасте, застенчивость довольно ярко проявляется в пятилетнем возрасте и ее выраженность меняется на протяжении всего дошкольного возраста. Обычно застенчивые дети робко отвечают на вопросы, как бы чувствуя подвох со стороны собеседника. В общении с чужими людьми ребенок ощущает эмоциональный дискомфорт, в беседе со взрослыми дошкольник обычно робок, отвечает на вопросы короткими фразами (не знаю, не могу и т.д.), задания, которые дает воспитатель, выполняет осторожно, смущенно, неуверенно. В игре таким детям очень сложно даются роли командиров, главных героев. Часто дети отказываются от этих ролей, либо что-то бормочут себе под нос.

Тем не менее застенчивые дети обладают высокой самооценкой, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. По уровню умственного развития и по успешности эти дети не уступают активным ребятам и отлично справляются с заданиями. При этом успех в деятельности не играет особой роли. Застенчивый ребенок заранее готовит себя к неудаче. Поэтому в высказываниях часто можно услышать «Я не смогу», «У меня не получится». Ожидание, что его не оценят по достоинству, сковывает ребенка, и он боится признаться как в неудаче, так и в успехе.

Четвертой формой в проблеме межличностных отношений выделяют демонстративных детей. Эту группу детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети достаточно активны в общении. Однако в общении со сверстниками такие дети больше говорят о себе, обращают внимание только на свои игрушки. Общение для таких детей является не целью, а средством привлечения внимания и самоутверждения. Демонстративность детей проявляется во всем, целью которых получить положительную оценку себя и своих действий. Однако в случае неудовлетворительной оценки демонстративные дети применяют негативную тактику поведения: проявляют агрессию, провоцируют других к ссоре и конфликту.

Демонстративные дети всегда ожидают положительную оценку своих действий, они всегда стараются показать свое превосходство над остальными ребятами, в их речи часто присутствуют сравнительные фразы, например «Я могу сделать лучше», «А мой рисунок красивее», «А у меня интереснее игрушка» и т.д. Само название «демонстративные» говорит о том, что дети демонстрируют свои действия. Так например ребенок может по-разному вести себя в присутствии взрослого человека, как воспитателя, так и родителей. При старших дошкольник обычно ведет себя лучше, чем в их отсутствие. Демонстративному ребенку необходима похвала, причем эмоциональная реакция ребенка на порицание и похвалу взрослым действий сверстника у демонстративных детей носит негативный характер.

Представления о собственных качествах и способностях демонстративных детей нуждаются в постоянном подкреплении через сравнение с чьими-то другими, носителями которых является сверстник.

Но в отличие от других проблемных форм межличностных отношений (агрессивности, застенчивости) демонстративность не считается отрицательным проблемным качеством. Однако не следует забывать, что чрезмерная потребность в похвале и превосходстве над другими становится главным мотивом всех действий и поступков. Такой человек боится оказаться хуже других, что порождает тревожность и неуверенность в себе.

Мы рассмотрели основные формы конфликтных отношений со сверстниками и можем сделать вывод, что проблемы этих детей вовсе не заключаются в уровне их самооценки – она может быть как чрезмерно завышенной, так и заниженной. Пожалуй, главной причиной конфликтов детей с другими является возвышение собственной ценности и мнение о своей значимости, которое ребенок ставит выше других. Главная проблема заключается не в том, что у ребенка создается неверное впечатление о себе с точки зрения окружающих, а в том, что это впечатление становится главным содержанием его жизнедеятельности.

В отличие от этого дети с гармоничным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными, они одобряют и поддерживают других детей, а не осуждают. Конфликты они предпочитают решать мирным путем, не обвиняя других. Успехи сверстников радуют бесконфликтных детей. Специальные исследования показали, что популярностью в группе обладают дети, способные уступить, простить, выслушать, помочь. Отсутствие этих качеств лишает симпатии среди сверстников.

 На основе методик я выяснила, что в моей группе есть дети с проблемами в отношении к сверстникам. Для коррекционной работы мне понадобились 3 ребенка с проблемными формами межличностных отношений:

  1. Демонстративные дети: Я.С. (5 лет 11 месяцев);
  2. Застенчивые дети: К. С. (5 лет 8 месяцев);
  3. Обидчивые дети: К. А. (5 лет 10 месяцев), К. М. (5 лет 2 месяца).

а также 4 бесконфликтных ребенка (дети выбирались по желанию).

Главной задачей работы было привлечение внимания ребенка к другому и его поступкам, настроению, действиям и т.д. Несмотря на то, что к концу дошкольного возраста складываются основные личностные качества, не следует забывать, что индивидуальные особенности детей могут меняться и их нельзя считать завершенными. Главным методом коррекционной работы используются игры, в котором дети должны взаимодействовать друг с другом. Программа состоит из 7 этапов.

На 1 этапе детям было запрещено разговаривать друг с другом, то есть цель игры – отказаться от привычного общения друг с другом. Таким образом, мы попробовали исключить возникновение ссор и споров. Играли в «Жизнь в лесу». Первый этап оказался довольно простым, дети практически сразу поняли правила игры и конфликтных ситуаций не возникло.

Целью второго этапа стало формирование способности видеть сверстника, обращать внимание на него и уподобляться ему. Для этого детям необходимо пристально наблюдать за другими детьми: их действиями, мимикой, голосом и т.д. На этом этапе детям была предложена игра «Общий круг». Лучше всего с заданием справилась Соня, она уверенно выполняла необходимые движения и подбадривала остальных. Видно было, что некоторые дети смущались, для К.С. игра проходила не так легко, она сильно смущалась, отвечала тихо и неуверенно. Я предложила послушать ответы других детей и дать ей возможность поздороваться позже. Во второй раз у нее получилось ответить лучше.  

Детям очень понравилась игра «Разговор сквозь стекло». Иногда приходилось напоминать ребятам, чтобы договаривались жестами без слов. Порой дети забывали и подсказывали друг другу. Но в целом с заданием дети справились. Я заметила, что все ребята с проблемами общения активно участвовали в игре, не конфликтуя со сверстниками.

Третий этап коррекционной работы называлась «Согласованность движений», и основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить детей согласовывать свое поведение с поведением сверстников. Дети должны были действовать в игре с максимальной согласованностью. Такие правила способствуют сплоченности действий и возникновению чувства общности у детей. В методичке предложены несколько вариантов игр, мне понравилась игра «Составим фигуры».  Детей разделили по группам, им были предложены варианты животных по тематике, и наблюдалось поведение детей в команде. Ребятам нужно было самим разделить роли и выбрать, какую часть играть каждому. Споры возникали при выборе части тела животного, кому-то из детей не хотелось играть роль хвоста или другой части, многие дети хотели стоять во главе. Это было основной проблемой. Не все дети в группе смогли согласовать действия, выделялись явные лидеры, которые не хотели идти на компромисс. Проводили игру несколько раз с различными тематиками, потому что хотелось, чтобы поучаствовали все и остались довольными. После того, как дети поделили свои роли, игра стала увлекательной и занимательной.

По итогам 4 этапа, целью которого были общие переживания, я сделала вывод, что дети умеют играть командой, хорошо подыгрывают друг другу, но стесняются выражения своих эмоций в плане переживания и утешения. Такой вывод я сделала, наблюдая за тем, как дети успокаивали друг друга, когда к их домику приближался дракон. В основном ребята справлялись, но иногда некоторые из них стеснялись и не показывали эмоций в полной мере.

5-йэтап. Взаимопомощь в игре. На данном этапе используются игры, которые требуют взаимопомощи. Для проведения таких игр требуется дружелюбная атмосфера свободного общения. Детям предлагалось разбиться на пары и представить, что один из детей будет играть роль куклы, просьбы которой должен выполнять другой ребенок в паре. Куклу нельзя заставлять делать то, что она не хочет делать, хозяин тем не менее должен выполнять все капризы куклы. Игра получилась интересной. Дети с удовольствием выполняли требования своих куколок, бывали моменты, когда кукла не хотела что-то делать, на что сверстники реагировали достаточно адекватно и тут же меняли свои указания. Я следила за процессом игры, внимательно слушала, какие просьбы возникали у сверстников друг к другу и наблюдала, как эти капризы выполняют другие дети. В конце игры дети поменялись.

Следующий этап – добрые слова и пожелания, очень важный этап для улучшения межличностных отношений среди сверстников. Проводить его нужно только в спокойной дружелюбной атмосфере, которая располагает к добрым словам и положительным эмоциям. Главная задача шестого этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. С детьми была проведена игра «Добрые волшебники», суть которой заключалась в том, чтобы расколдовать друга. Ребята должны были называть сверстников ласковыми именами и говорить комплименты. Все дети справились с этим заданием. Чаще ребята называли друг друга по именам в уменьшительно-ласкательной форме, а некоторые из них даже хвалили друзей, говоря им комплименты (хорошая, красивое платье, бусы, волосы, добрая, делится игрушками и т.д.).

На последнем этапе детям были предложены игры-занятия, на которых ребята должны были помогать друг другу в совместной деятельности. Часто дети, зацикленные на своих интересах, не готовы помогать, действовать сообща. Занятия на совместную деятельность по данной методике проводятся на заключительном этапе, когда в группе уже установлены неконфликтные отношения ребят друг к другу. Играя, дети начинают переживать за успех другого и радоваться победе сверстника. Такие формы игровой деятельности занимательны и очень полезны, так как они способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать мысли другого человека. Очень интересной оказалась игра «Закончи рисунки». Рисование в нашей группе всегда увлекало детей, а эта игра им помогла сплотиться и создать очень красивые и смешные рисунки.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников очень важна, так как в дошкольном возрасте формируются основные этические нормы, а также укрепляются межличностные отношения. Необходимо воспитывать не только правильное поведение, но и нравственные чувства, которые помогают принимать чужие переживания и трудности.

Проведение коррекционной работы, по моему мнению, помогло детям с проблемами в межличностных отношениях сблизиться, раскрепоститься. Дети стали общительнее, доброжелательнее по отношению друг к другу и более открытыми в выражении своих чувств. Моей задачей было привлечь дошкольников к совместной деятельности и развить внимание к сверстникам, учиться сопереживать и поддерживать их, воспринимать сверстника как равного человека, а не конкурента или соперника. Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. На этапах формирования гуманных отношений мы отказались от игрушек, чтобы ребенок мог максимально направить свое внимание на общение со сверстником. Также мы исключили в играх соревновательный момент, который порождает у детей яркую демонстративность, конкурентность. Главная цель – видеть в сверстниках партнера и друга. Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Ведь именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание к другому человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

моральное и нравственное развитие дошкольников

Воспитание дошкольников нравственно -такова проблема всегда стояла перед педагогами......

Программа коррекции морально – нравственного развития дошкольников.

Программа расчитана на воспитателей ДОУ. Направленна на адаптцию детей к ДОУ, в разных возрастных группах, установление доброжелательных отношений между детьми....

Доклад на тему: «Использование методов мультипликации в работе уполномоченного по ОПД в ДОУ при формировании моральных и нравственных качеств дошкольников».

Доклад о том как использовать мультфильмы как качественно новый инструмент педагогической поддержки нравственного опыта ребенка  в условиях возрастания роли медиасреств в процессе его социал...

Музыкальное воспитание-важнейший фактор в формировании эстетического, морального и физического развития дошкольников.

      Данная статья о тех способах и видах музыкальной  деятельности, которые наиболее приемлемы для знакомства дошкольников с музыкой, понимания музыкальных форм и формиров...

"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".

Задачи:  Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...