моральное и нравственное развитие дошкольников
статья на тему

Ланец Надежда Александровна

Воспитание дошкольников нравственно -такова проблема всегда стояла перед педагогами...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_k.r.docx54.39 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное Дошкольное Образовательное автономное учреждение

                                    Детский сад №3 «Теремок»

                            

   

  «Моральное и нравственное развитие    

                    дошкольников».

                                        воспитатель МДОАУ детский сад №3 «Теремок»

                                                         Ланец Надежда Александровна

                                        п. Серышево

      Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда.

 Исследованию особенностей формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста посвящены научные труды  Л.И.Божович, Л.С.Выготского, Я.Л.Коломинского, М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, Е.О.Смирновой.  Важность этой задачи очевидна, поскольку именно в дошкольном возрасте складываются основные этические нормы, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другому. Гуманное отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которое проявляется в различных жизненных ситуациях. Необходимо воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но, прежде всего, нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.  Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение среди людей. Тема зарождения и становление межличностных отношений чрезвычайна актуальна, поскольку множество негативных  явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность), имеют свои истоки в  дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг к другу  с дошкольного возраста,  чтобы понять их возрастные закономерности и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.

  Детский сад предоставляет широкие возможности создания необходимых условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Под руководством педагога и, особенно, в групповом взаимодействии дети интенсивно усваивают нормы морали, социально одобряемые способы поведения. Педагог в работе с детьми имеет огромную возможность использовать их эмоциональную отзывчивость, подражательность, поощрение   хороших добрых дел и поступков.                                  

  Перед тем как начать диагностику детей с проблемными формами поведения,    перед собой я поставила задачи:

  • Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношения дошкольников со сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.
  • Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил    

          поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих            

          правил.

  • Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления    некоторых чувств и переживаний других людей, умения  

              ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и  

              деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, я воспользовалась методом наблюдения (как известно в дошкольном возрасте основным методом исследования является наблюдение), где  в играх, совместных делах разговорах с детьми я оценивала:

 - Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходит в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;

 -  Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми;

 - Проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны.

  - Умения разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.

 - Умения культуры общения - вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых

 - Умения ориентироваться при общении на чувства и переживания других,

проявления познавательного интереса к людям, их внутреннему миру.

Проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

 Во время наблюдения мною были охвачены 17 детей подготовительной группы (6-7 лет) в течение месяца.

Свои наблюдения за детьми я обобщаю в таблице:

    Достоинства и недостатки детей

      Фамилии, имена детей

1.Самые общительные со взрослыми;

 Нагибина Катя, Новожилов Влад,

Землянский Денис, Зимонина Настя


 
необщительные замкнутые дети.

Летягин Влад

 2. Вожаки, организаторы в группе, 
      выполняющие, в основном, ведущие  

      роли в играх;

Нагибина Катя, Арефьева Вика, Максимовский Серёжа, Городова Ульяна, Нестерова Настя

     не проявляющие организаторских                  

     способностей дети, склонные к  

     подчинению;

Опарина Саша,

 

 3. Доброжелательные, спокойные дети;

 Скороход Юля, Лыткина Арина,

    недружелюбные, часто ссорящиеся,    

    дерущиеся.

Дмитриев Захар, Таратунин Кирилл, Чубаков Вадим

 4.  Добрые (делятся игрушками,  

      гостинцами с детьми, угощают    

      воспитателя);

 Павлова Юля, Летягин Влад, Нагибина Катя,

     неохотно делятся гостинцами и  

      игрушками         с  другими

 Алалыкина Настя, Землянский Денис, Новожилов Влад.

 5.  Отзывчивые (стараются помочь  

      другому,  утешить);                                                  

 Опарина Саша, Скороход Юля, Максимовский Серёжа,

     равнодушные к огорчению и неудаче  

     другого.

Чубаков Вадим

 6. Честные правдолюбивые дети;

Зимонина настя , Юля Павлова, Захар Дмитриев, Юля Скороход, Катя Нагибина,

    дети, которые часто говорят    

    неправду,    поступают  нечестно;
   дети, которые могут сказать    

    неправду,      

    не  отличаются честностью

Вадим Чубаков,  

Лыткина Арина, Городова Ульяна.

 7.  Вежливые дети;

 Максимовский Сергей, Павлова Юля, Герасимова Арина, Опарина Саша,

     невежливые дети, редко 
    употребляющие "волшебные слова";

 8.  Послушные, покладистые дети;

Герасимова Арина, Павлова Юля, Скороход Юля, Летягин Влад,

     непослушные, упрямые дети;

Арефьева Вика, Нагибина Катя, Максимовский Сергей, Землянский Денис,

 9.  Самостоятельные дети;

 Павлова Юля, Землянский Денис, Нестерова Настя, Лыткина Арина, Дмитриев Захар,

      несамостоятельные, часто    

      обращающиеся за    помощью.

Алалыкина Настя, Чубаков Вадим, Скороход Юля, Новожилов Влад,

10. Уверенные в себе дети;

 Нагибина Катя, Нестерова Настя, Землянский Денис, Арефьева Вика,

        неуверенные, робкие дети.

Скороход Юля, Летягин Влад, Опарина Саша,

11. Трудолюбивые, охотно выполняющие
    трудовые поручения взрослых;

 Максимовский Сергей, Нагибина Катя, Лыткина Арина, Новожилов Влад, Павлова Юля,

     ленивые дети, которые не любят      

     трудиться.

Чубаков Вадим, Алалыкина Настя, Арефьева вика,

12.  Веселые, жизнерадостные дети;

 Все дети группы

        дети грустные, угрюмые, плаксивые.

       

Анализируя результаты таблицы, я увидела,  что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки.

Чтобы увидеть достоинства детей, я выделила их фамилии красным цветом. Могу с уверенностью сказать, что это моя опора в группе, дети, которые помогут  

мне заинтересовать, увлечь  других в разных ситуациях. Те фамилии, которые я не отметила цветом, видно, что  у детей есть преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется понимание и помощь.

 После наблюдения я приступила к диагностикам, где были использованы такие методики, как «Лесенка», «Понимание эмоционального состояния людей, изображенных на картинке», «Беседа о друге».  Методики подбирались таким образом, чтобы получить информацию о положении ребенка в группе сверстников и определения самооценки каждого  ребенка.

Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в форме игровой деятельности и беседы. При работе с детьми была охвачена также вся группа.

«Выявление самооценки ребёнка и восприятие оценки других»

                                          Методика «Лесенка»

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Расположение на ступеньках (№ ступеньки)

Сам ребёнок

             

Мама

и  Папа

Воспитатель

     

   Друг

Алалыкина Настя

        7

    4

4

5

Арефьева Вика

        6

    5

7

7

Бубина Настя

       4

   3

6

6

Городова Ульяна

       5

   7

5

7

Герасимова Арина

       2

   6

3

 2

Дмитриев Захар

       5

   5

5

4

Землянский Денис

       5

   3

5

4

Зимонина Настя

        6

    3

 4

5

Летягин Влад

        4

    2

 2

2

Максимовский Серёжа

        6

    4

 5

6

Нагибина Катя

        7

    6

6

7

Новожилов Влад

        7

    6

5

6

Опарина Саша

        6

    3

7

5

Павлова Юля

        6

    7

6

4

Скороход Юля

        5  

    4

7

7

Таратунин Кирилл

        1

    4

3

3

Чубаков Вадим

        1

    3

3

4

Методика  «Лесенка», направленная на определение самооценки ребенка, выявила, что в группе 3 ребенка с заниженной самооценкой, 9 детей - со средней, 5 детей с самооценкой на высоком уровне.

Методика «Метод вербальных выборов» . Диагностика проводилась с целью определения статуса каждого ребенка в группе сверстников. Итог диагностики: 5 детей имеют статус - популярные дети (А. Вика, Н. Катя, З. Денис, С. Юля, М. Серёжа)

8 детей имеют статус - предпочитаемые;

2 ребенка имеют статус - отвергнутых (Кирилл Т., Влад Л.);

2 ребенка имеют статус - игнорируемые дети (Арина Г., Вадим Ч.)

На основании проведенной диагностики была сформирована подгруппа из 6 детей: 3- с благополучным статусом и 3 ребёнка с неблагополучным.

Работа по формированию у детей чувства общности и способность «увидеть» другого проводилась на основе коррекционной программы (Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. Моральное и нравственное развитие дошкольников.-М. педагогический университет «Первое сентября», 2010. с.47-54.).

  Главной задачей программы является привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, действиям и поступкам. Важно отметить, что моя работа базировалась на следующих принципах

- Безоценочность;

- Отказ от реальных предметов и игрушек;

- Отсутствие соревновательного начала в играх.

 Главным методом  Программы  является игра, в которой дети могут пережить общность и сопричастность в реальном взаимодействии. Как и рекомендует программа, работа  включала 7 этапов. В игру приглашались только желающие дети.

 

                                      1-этап. Общение без слов

                                               «Жизнь в лесу»

  Я села на пол и предложила детям  сесть рядом. Некоторые девочки и Денис сразу откликнулись.  Вадим и Кирилл сделали скучные лица и демонстрационно отвернулись, три девочки сели рисовать.  «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы трёмся  друг о друга носами (показываю, как это делать), когда хотим спросить как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показываю), когда хотим сказать, что всё хорошо, кладём свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь - трёмся об него головой (показываю). Готовы? Тогда - начали. Сейчас - утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко, лес просыпается, звери радостно потягиваются и желают друг другу доброго утра» (дети трутся носами друг о друга). Звери улыбаются друг другу и спрашивают, как дела? (дети хлопают ладонью по ладони другого ребенка) (мальчики, не желающие играть вначале   стали  наблюдать, но в игру не вступают.) «Звери, улыбаясь, отвечают, что всё хорошо» (дети кладут свою голову на плечо другого ребенка). Вадим и Кирилл наблюдают, но  видно, что они хотят присоединиться к игре. Я их приглашаю, Вадим присоединяется. «Звери умываются, чистят зубки. Они решили позавтракать вместе. Звери угощают друг друга фруктами и овощами» (дети моют лицо, чистят зубы, протягивают друг другу овощи и фрукты). Проделывают все движения с желанием.  «Звери, улыбаясь, говорят друг другу спасибо» (дети выражают свою благодарность, трутся головой друг о друга).  «Вдруг подул холодный ветер, закапал дождь, и животные спрятались под большой гриб, прижавшись, друг к другу» (дети прижались друг к другу, показывая, что им холодно). С  заданием все справились хорошо. «Выглянуло солнышко, и звери улыбнулись друг другу» (дети трутся носами друг о друга). Это задание детям понравилось, и они выполнили его с удовольствием. «Так прошёл солнечный, весёлый день. Звери попрощались, пожелали друг другу спокойной ночи, пошли спать» (дети потерли друг о друга носами и пошли спать, присев на пол, сложили руки под щечку).

   Задание было выполнено хорошо. На этом я игру закончила, детям очень понравилось, и они изъявили желание поиграть ещё, присоединился и Кирилл, а вот девочки так и продолжали рисовать.  

  Главной целью этого этапа было переход к непосредственному общению, что предполагало отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Правило этой игры – запрещение разговоров между детьми. Игра показала, что дети могут привыкнуть к свободному взаимодействию.

                              2-й этап. Внимание друг к другу.

                                             «Общий круг».

  Собираю детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (все дети садятся в круг). А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая; когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». Заглядываю каждому ребенку в глаза по кругу и слегка киваю головой. Когда я “поздоровалась” со всеми детьми, я дотронулась до плеча сидящего рядом Вадима, предложив ему поздороваться с ребятами. Из всех детей сложно было Насте и  Арине – они растерялись, а Кирилл  здоровался  не со всеми. Остальные дети  выполнили задание

                                            «Разговор сквозь стекло»

 Я предложила детям разбиться на пары. Денис встал с Ариной, а Вадим не захотел встать с Ариной. Кирилл выразил недовольство на моё предложение.  Остальные дети сразу нашли себе пару. «Представьте, что один из вас находиться в большом магазине, а другой - ждет его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход - на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что  вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать - бесполезны: партнер вас все равно не услышит. После того как вы «договорились», вы можете обсудить, правильно ли вы поняли друг друга». Дети так старались изобразить нужный предмет, что их находчивости позавидовал бы любой актер. Стены отчуждения как не бывало, это была одна команда. После игры дети еще долго делились впечатлениями и просили поиграть ещё.

    Целью этого этапа было формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. В процессе игр многие дети очень хорошо сосредоточились на своих соседях. Лишь только Кириллу было не интересно

                 

                       3-й этап. Согласованность движений        

                                     «Составные фигуры»

   Я рассадила детей вокруг себя и говорю: «Тот из вас, кто был в цирке или в зоопарке наверняка видел слона. А кто не был - видел его изображение на картинке в книжке. Давайте попробуем его изобразить. Сколько у него ног? Правильно, четыре. Кто хочет быть ногами слона? Кто будет хоботом?». Таким образом, выбираются дети, каждый из которых будет изображать какую-нибудь часть тела слона. Помогаю детям расположиться в правильном порядке. Впереди - хобот. За ним - голова, по бокам - уши и т.д. Когда слон составлен,  предлагаю ему пройтись по группе: каждая часть слона соблюдает очередность. Затем в таком же порядке были изображены волк, собака. При движении дети имитировали походку, озвучивали животных. В игре приняли участие не все дети, Кате Н. не понравилось предложение «быть хвостом». Она решила отдохнуть в уголке природы.

   Основная задача этого этапа заключалась в том, чтобы научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

    Дети с заданием справились. Чувствовалась  сплочённость, согласованность действий, направленное внимание на другого ребёнка.

                                     4-й этап. Общие переживания.

                                                     «Злой дракон»

  В начале игры  предлагаю детям стать гномами, живущих в маленьких домиках. Детям предложено 4 домика. Вадим и Кирилл опять отказались от игры. Они наблюдали за нами, сидя на стульчиках. Денис с Ариной «поселились» в один домик. Настя отказалась от Юлиной компании и «заселилась» в домик с Сашей. Когда все дети заняли места в домиках - коробках,  говорю: «В нашей стране - большая беда. Каждую ночь прилетает большой-пребольшой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует единственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается побыстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие слова не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Я хожу между домиками, изображаю дракона, устрашающе вою, угрожаю, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. Убедившись, что дети внутри домика поддерживают и утешают друг друга, перехожу к следующему.                        

   Этот этап состоял из игры, направленной  на переживание общих эмоций. Совместное переживание эмоциональных состояний - положительных (отрицательных) объединило детей, породило чувство близости, общности и желание поддержать друг друга, разрушило отчуждение. К концу игры присоединились к нам и мальчики, сидящие на стуле, что очень обрадовало меня.

                               5-й этап. Взаимопомощь в игре

На данном этапе дети играли в игру, требующую от них проявления сопереживания и сорадования, взаимопомощи. Перед игрой дети вместе играли в подвижную игру, конфликтов не возникало.

                                           «Живые куклы»

  Разбиваю детей на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, просить, бегать.  Давайте представим, что один из вас - ребенок, а другой - его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Предлагаю  помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать.  При этом  предупреждаю, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Все дети  приняли  игровую ситуацию и  продолжали играть сами. Вадим и Кирилл помогали друг другу,  поддерживали сверстников. У Арины кукла была непослушная и не хотела мыть руки после прогулки, за что она её наказала. Катя и Настя попытались ей помочь в данной ситуации своим советом, но Арина обиделась и перестала играть, оставив свою пару без игры.

                               6-й этап. Добрые слова и пожелания

 Все дети занимаются настольными играми, никто из детей не бегает и не сидит без дела,  лишь Вадим не смог себя заинтересовать игрой. Задача данного этапа - научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Предлагаю детям поиграть - все соглашаются.

                                      «Добрые волшебники»

  Дети сидят в кругу. Рассказываю  сказку: «В одной стране жил злодей - грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его нехорошими словами. Заколдованные дети не могли веселиться и быть добрыми. Расколдовать таких несчастных детей могли только добрые волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у нас такие заколдованные дети. А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, придумав добрые, ласковые имена?» Предложила детям самостоятельно выбрать роль. Арина и Кирилл захотели быть «заколдованными».  Дети, представляя  себя добрыми волшебниками,  по очереди подходят к «заколдованным»   сверстникам и пытаются расколдовать, называя их ласковыми именами. Дети по очереди менялись ролями, игра всем понравилась. В группе царила доброжелательная атмосфера. Вадим принимал участие в игре со всеми.

                        7-й Этап. Помощь в совместной деятельности.

                                         «Закончи рисунок»

 Дети садятся  кругом. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Говорю: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать, не вернется к вам». Дети начинают дружно рисовать, затем,  по моему хлопку,  передают ее  соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как рисунки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, мы обсудили, что в результате получилось, и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Дети действовали очень дружно, поддерживали и подсказывали друг другу, радовались успеху, легко воспринимали замысел другого. Видно было, что детей объединяла общая цель, им  всем хотелось увидеть результат и свой первый, начальный рисунок. Никто меня не огорчил!

                                        «Мастер и подмастерья»

  Делю детей на подгруппы по четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Я говорю: «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». Дети начинают дружно и быстро работать, помогают и подсказывают друг другу. По окончании работы обсуждают свой коллаж и друзей. Ни одного отрицательного замечания, все довольны.

 

   Выводы:

   Работая с детьми по данной коррекционной программе, я могу с уверенностью сказать, что она принесла заметный положительный результат: в группе стало меньше конфликтов и ссор.  Значительно  снизилась агрессивность Кирилла, а Арина вообще не проявляет агрессии. Владик Л., игравший раньше в одиночестве, стал постоянно  участвовать в совместных играх.    Вся коррекционная работа с подгруппой детей была направлена не только на коррекцию имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, характеризующимся доброжелательным отношением друг к другу. В начале коррекционной работы дети с неблагополучным статусом не сразу включались в игры и совместную деятельность, были застенчивы, не активны, не сразу шли на контакт, наблюдались вспышки агрессии (Арина, Вадим, Кирилл). Дети с благополучным статусом, в свою очередь, с большой неохотой общались с детьми, себе противоположными. Через несколько занятий дети с противоположными статусами стали проявлять интерес друг к другу. К концу курса коррекционной работы обе подгруппы не испытывали дискомфорта в общении друг с другом.

  Результаты контрольной диагностики показали оптимизацию межличностных отношений и положительную динамику в развитии эмоциональной сферы детей.

 

   Хочется отметить, что мне, как воспитателю, недостаточно хватает времени на работу по коррекции морального и нравственного развития дошкольников. Но предложенные методики Е.Смирновой и В. Холмогоровой прекрасно подходят ко всем видам деятельности. В течение дня можно применять предложенные игры, где дети увлекаются, забывая о плохом настроении, об игрушке, принесённой из дома.

  Конечно же, вся эта работа должна проводиться с момента поступления ребенка в детский сад и вестись систематически на весь период пребывания детей в ДОУ. С детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, должен работать специалист. Только при наличии системы в коррекционной работе с детьми и  взаимодействии при проведении этой работы психолога, воспитателя и родителей мы будем иметь положительные результаты и здоровое в морально-нравственном аспекте поколение.

  Литература:

   1. Е.О. Смирнова, В.М.Холмогорова. Моральное и нравственное развитие дошкольников.-М. педагогический университет «Первое сентября», 2010. с.47-54.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Эмоционально-нравственное развитие дошкольников: аспекты взаимодействия детского сада с семьями воспитанников

Описание системы  взаимодействия детского сада и семей воспитанников по эмоционально-нравственному развитию дошкольников...

Моральное и нравственное развитие дошкольников

Проблема морального и нравственного развития детей дошкольного возраста требует большого внимания и является одним из важнейших вопросов в педагогической сфере......

Программа коррекции морально – нравственного развития дошкольников.

Программа расчитана на воспитателей ДОУ. Направленна на адаптцию детей к ДОУ, в разных возрастных группах, установление доброжелательных отношений между детьми....

Доклад на тему: «Использование методов мультипликации в работе уполномоченного по ОПД в ДОУ при формировании моральных и нравственных качеств дошкольников».

Доклад о том как использовать мультфильмы как качественно новый инструмент педагогической поддержки нравственного опыта ребенка  в условиях возрастания роли медиасреств в процессе его социал...

Музыкальное воспитание-важнейший фактор в формировании эстетического, морального и физического развития дошкольников.

      Данная статья о тех способах и видах музыкальной  деятельности, которые наиболее приемлемы для знакомства дошкольников с музыкой, понимания музыкальных форм и формиров...

"Социально-коммуникативное развитие". "Включение родителей в духовно - нравственное развитие дошкольников".

Задачи:  Повысить педагогическую компетентность родителей; Воспитывать интерес к духовнонравственному воспитанию; Приобщить родителей к народным, культурным, православным традициям.Формы работ...