ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Жукене Вера Владимировна

Статья об использование малых форм русского фольклора в физическом воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В.В. Жукене,

 инструктор по физической культуре

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 33 «Радуга», Губкин

Ключевые слова: нравственное воспитание, народные игры,  народные традиции, физическое развитие, малые фольклорные формы.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному: что-то для себя заново открываем, что-то переоцениваем. Но средства народной педагогики в вопросах воспитания детей никогда не устаревают, имеют особый смысл и актуальность.

Как жили люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало и тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Происходящие серьезные преобразования в экономической, политической, религиозной и других сферах заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития. На современном этапе модернизации системы дошкольного образования особое внимание отводится проблеме социально-нравственного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающего формирование у детей любви к родному краю, Родине, культуре и обычаям своего народа. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, играх. Все это разнообразие несет в себе народное творчество, богатое по своему содержанию [1].

Народные игры – составная часть традиций каждого народа, элемент его духовного заряда, формировавшегося на протяжении длительного периода. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

День сменяет неделю, месяц - год, такие традиционные, сезонные народные праздники, игры, песни существуют для каждого времени года, каждого праздника. Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь – живое отражение этой жизни.

В нашем детском саду давно стало традицией ходить зимой с веселыми колядками по группам, затем собираться всем вместе взрослым и детям, и продолжать праздник песнями, шуточными гаданиями, и конечно, играми («Бабка Ежка», «Жмурки», «Два мороза», «Скакалка», «Прялица», «Бубен», «Сокровищница» и др.), встречать и провожать Масленицу играми («Пирог», «Горелки», «Крута гора», «Лапти», «Салки») [2].

Весна в народном календаре ассоциируется с рождением природы; наши предки считали, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами помогают весеннему пробуждению природы. И мы с детьми во время образовательной, свободной, досуговой деятельности тоже пытаемся способствовать этому, как и наши далекие предки, через игры «Родничок», «Ручеек», «Летят – не летят», «Коршун», «Пчелы и ласточка». На Пасху помимо других традиционных развлечений играем в игры с крашенками. На смену весне приходит лето со своими традициями, праздниками: это и Троицкие игры «В кресты», «Венок», «Ерыкалище», и игры на Никиту-гусятника «Гуси-гуси», «Волк и гуси», «Утка и селезень», и Купальские забавы, и народная спортивная игра «Городки», и много-много других забав [3].

Плавно выплывая из лета, осенняя пора набирает свою золотую силу. Осень так же неповторима своими традиционными обрядами. Когда убран урожай, вспахана земля, дождливым осенним вечером можно собраться на посиделки, где можно и песни спеть, и устроить конкурс скороговорок, и конечно, в интересные игры поиграть, традиционные для этого времени года: «Огородник», «Капуста», «Заря-зарница», различные варианты игры «Пятнашки», «Золотые ворота», «Узнай, кто?», «Жмурки» и др.

Привлекательны для детей в русских играх различные попевки, дразнилки, считалки, пословицы, поговорки и другие формы малого фольклорного жанра. Неоспорим тот факт, что особая значимость в развитии и воспитании детей дошкольного возраста принадлежит фольклору.

В своей работе с дошкольниками мы широко применяем разные формы малого фольклорного жанра для развития двигательной активности и оздоровления: под масленичную песню дети с удовольствием выполняют упражнения для ступней под попевку «Жаворонки» делают массаж биологически активных зон, отгадывая загадки, выполняют упражнения – отгадки и т.д.

Считалки приучают детей уже со среднего возраста к самостоятельному, честному выбору водящих в играх. Со скороговорками, потешками дети выполняют различные движения, упражнения, сто делает их для детей более интересными, быстро запоминающимися, ритмичными. С весенними закличками мы делаем зарядку. Используем в своей работе народные песни, мелодии как одну из составляющих нравственного развития и, конечно, как средство физического воспитания.

Традиционным средством всестороннего развития и воспитания в народной педагогике, бесспорно, является сказка. В своей работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, используем сюжеты народных сказок, хорошо знакомых детям и любимых ими. Например, русская сказка «Колобок» стала основой оздоровительных досугов «В гости к Колобку», «Зимнее путешествие Колобка».

Таким образом, используя, традиции народной культуры в физическом воспитании детей помогают не только физически развить ребенка, но и сформировать   устойчивое отношение к культуре родной страны,   создать  эмоционально положительную основу для  развития патриотических чувств.

Литература

  1. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман. – Волгоград, 2008. – 43с.
  2. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лялина. – М., 2008. – 56с.
  3. Петров, В.М., Гришина, Г.Н., Короткова, Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М., 2002. – 16с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль традиций народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников.

Исследования народной педагогики позволяют утверждать, что концепция народной педагогики складывалась многие столетия. Сегодня установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

Музыкальное искусство является одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей. Сказки, игры, знакомство с национальными узорами, инсценировка сказок, п...

Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей.

@page { size: 21cm 29.7cm; margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; background: transparent } a:link { color: #000...

Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)

Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...

«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова

laquo;Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей» по методике Д.А.Рытова...

Сочетание традиций и инноваций в физическом воспитании дошкольников.

Наш мир стремительно развивается, люди ищут и создают что-то новое во всех сферах деятельности. На наших глазах то, что раньше считалось невозможным, становится постоянным. Так и в области физического...

Народные игры как средство приобщения к традициям народной культуры в физическом воспитании дошкольников

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловко...