Карточки для взаимодействия учителя – логопеда с родителями
картотека (старшая группа) на тему

пп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no2.docx80.47 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки для взаимодействия учителя – логопеда с родителями  детей группы риска .

(подготовительная группа)

Тема: «Осень».

Задание №1 Родителям  рекомендуется:

Назвать какое время года сейчас, назвать осенние месяцы по порядку;

Обратить внимание, какие изменения происходят в живой и неживой природе;

Рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

Перечислить как можно больше признаков осени.

Задание №2.  Закончи предложения.

Дождь идет, дожди … (идут).

Лист падает, листья … (падают).

Цветок вянет, цветы … (вянут).

Птица улетает, птицы … (улетают).

Ветер дует, ветры … (дуют).

Задание №3. Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь – какой? - … (дождливый)

День, когда дует ветер – какой? - … (ветреный)

Дождик, который идет осенью – какой? - … (осенний)

Погода, когда часто идут дожди – какая? - … (дождливая)

Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? - … (ветреная)

Погода, которая бывает осенью – какая? - … (осенняя)

Задание №4. Прослушать предложения и ответить на вопросы.

Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.)

На небе серые тучи, Тучи какие? (Тучи серые.)

Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.)

Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.)

Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые).

Задание №5 «Найди и исправь ошибки».

Рассказ читается целиком, после чего дети называют в нем ошибки и несоответствия. Если же  некоторые ошибки остались не замеченными, воспитатель читает каждое предложение отдельно. После этого детям предлагается пересказать текст  без смысловых несоответствий.

     Прошло лето, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мёд, белка – орешки, медведь – капусту, лисичка – яблоки. С юга прилетели птицы.

     Дети надели панамки, и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Задание №6. Выучить стихотворение.

                               «Осень»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат – шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Тема: «Фрукты»

Задание №1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что всё можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать  и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.

Задание №2.Игра «Назови ласково».

яблоко – яблочко;

вишня – вишенка;

апельсин – апельсинчик

лимон – лимончик  и т.д.

Задание №3.Игра «Один – много».

яблоко – яблоки;

груша – груши;

слива – сливы и т.д.

Задание №4. «Назови сок, варенье»

Сок из яблок – яблочный;

Варенье из яблок – яблочное;

 Сок из груши – грушевый;

Варенье из груш – грушевое и т.д.

Задание №5.  «Что ты любишь?» Составление предложений.

Ребенок перечисляет свои любимые фрукты:

«Я люблю банан (грушу)» и т.д.

Задание №6.  «Что где растет».

Яблоко – на яблоне;

Слива – на сливе и т.д.

Задание №8. Составить описательный рассказ о фруктах, по следующему плану:

Что это?

Где растет?

Какой внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание №9. Отгадывание загадок. Зарисовать ответ.

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко. (Яблоко)

На сучках висят шары, посинели от жары.  (Слива)

Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далекой  Африки.

                                     (Апельсин)

Долгоножка хвалится:

- Я ли не красавица?

А всего – то косточка

Да красненькая кофточка.

                                         (Вишня)

     Тема: «Овощи»

Задание №1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть дома с ребенком  натуральные овощи;

объяснить, что всё это можно назвать одним словом «овощи»;

обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;

по возможности рассказать и показать ребёнку, где и как растут овощи, что из них готовят;

[1,с.64]

Задание №2.  Игра «Закончи предложение».(учить употреблять сущ. 2 – го и 3 – го склонения ед. и мн.ч.  в родительном падеже.

В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огурцов). На грядке нет ни одного  … (огурца).

Собрали кабачка. На грядке нет … (кабачков) На грядке  нет ни одного …(кабачка)

Собрали помидоры. На грядке нет …(помидор). На грядке нет ни одного … (помидора).

Собрали морковь. На грядке нет …(моркови).

Собрали фасоль. На грядке нет фасоли …(фасоли).

[2,с.11]

Задание №3. Изменить глаголы, отвечая на вопросы.

(употреблять глаголы настоящего и прошедшего времени).[2,с.11]

Что делал?                               Что делает?

Сажает - … (сажал)            Сажал - … (сажает)

Копает - …(копал)              Копал - …(копает)

Поливает - ….(поливал)     Поливал - …(поливает)

Растет - …(рос)                    Рос - ….(растет)

Зреет - …(зрел)                    Зрел - ….(зреет)

Тема: «Фрукты»

Задание №1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что всё можно назвать одним словом «фрукты»;

обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;

по возможности показать и рассказать ребёнку, где и как растут фрукты (в саду, на дереве, на кусте);

рассказать  и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.[1,с.64]

Задание №2. Составить описательный рассказ о фруктах, по следующему плану:

[1,с.65]

Что это?

Где растет?

Какой внешний вид (величина, форма, цвет)?

Каков на вкус?

Что из него готовят?

Задание №3. Закончить предложение, вставляя пропущенные слова.(Учить употреблять существительные ед. и мн.ч. в родительном падеже). [2,с.9]

Мама купила фрукты, вымыла и положила на тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного …(яблока). Мы съели все … (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной …(груши). Мы съели все ... (груши).

Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной … (сливы). Мы съели все …(сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ….(вишни). Мы съели все …(вишни).

Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке. (На  тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен).

Тема: «Лес. Деревья»

Задание №1.Родителям рекомендуется:

во время прогулки рассмотреть стволы и листья различных деревьев;

обратить внимание на то, как  изменились деревья с приходом осени;

рассказать, что растет в лесу;

кто в нем обитает;

для чего нужны деревья;

Задание №2. « Незнайка в лесу». (Учить правильно употреблять в речи предлоги. Развивать слуховое восприятие и логическое мышление). [4,с.19]

Взрослый. Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает:

«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землёй. Гусеница ползает над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом».

И т.д.

Задание№3. «Сосчитай до пяти».

(Согласовывать  числительные с существительными).[4,с.19]

Один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов.

(береза, осина, клен).

Задание №. «Найди слово». (Образовывать родственные слова от слова лес).  [4.с.18]

Подобрать «лесные» слова к слову лес (лесок, лесочек, лесник, лесная, лесничий).

гриб (грибок, грибочек, грибной).

Тема: «Зимующие птицы».

Задание№1. Родителям рекомендуется:

вспомнить основные названия птиц; почему они не улетают на юг; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто; повести беседу с ребёнком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой; [1,с.86]

Задание№2. «Что могут птицы?» (активизировать глагольный   словарь по теме).[4,с.26]

Летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, откладывать, высиживать, уничтожать вредных насекомых.

Задание №3. «Для чего?». ( закреплять знания детей о частях тела птицы).[4,с.26]

Для чего птичке клюв?

Для чего птичке крылья?

Для чего птичке лапки

( перышки, хвост, коготки, глазки, шейка)?

Задание №4. Дидактическая игра «Назови ласково».

(упражнять в словообразовании).[1,с.25]

Воробей – воробушек, воробьишко, галка - …,снегирь - …,синица -… .

Задание №5. «Назови ласково». (образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами).[4,с.26]

Черное перо -  черненькое перышко, серая спина – серенькая спинка, пестрые крылья – пестренькие крылышки.

(милые глаза, острые коготки, длинный хвост, белый пух, круглая голова, шустрые лапы, мягкие крылья),

Задание № 6. «Сосчитай птиц». (закреплять согласование числительных  с существительными).[1,с.25]

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв.

Первая ворона, вторая ворона, третья ворона, четвертая ворона, пятая ворона.

(снегирь, голубь, синица, сова, дятел и т.д).

Тема: «Домашние птицы»

Задание №1. Родителям рекомендуется:

уточнить, как называются одним словом куры, петухи, утки, индюки и гуси?  Для чего люди разводят птиц? Как называется помещение, где живут куры, утки и индюки? Чем питаются эти птицы?

Рассказать о профессии  птичницы.[1,с.17]

Задание№2. Дидактическая игра «Угадай, кто это».[1,с.18]

Кудах – тах – тах – снеслась в кустах. (Курица)

Ку – ка – ре –ку стерегу! (Петух)

Пить – пить – пить – воды попить ! (Цыплёнок)

Кря – кря – ищу червя! (Утка)

Задание №3Дидактическая игра «Кто, как разговаривает».(упражнять в словообразовании)[1,с.18]

Утка (кря – кря) – крякает; гусь – (га – га) – гогочет, петух (…) - …, курица (…) - … . И т.д.

Задание №4. Игра «Один – много». (учить образовывать существительные мн. числа).[1,с.18]

Петух – петухи; курица – курицы; цыпленок – цыплята; гусь – гуси; гусыня – гусыни; гусёнок – гусята; утка –утки; утёнок – утята;  селезень – селезни и т.д;

Задание №5.  Дидактическая игра «У кого кто?» (упражнять в словообразовании). [1,с.18]

Ед. число им. сущ.:  у утки – утёнок, у гусыни - …, у индюшки - …. И т.д.

Мн. число.им. сущ.: у утки – утята, у гусыни - …, у индюшки -  … . И

т.д.

Задание №6. Игра «Исправь ошибку».(развивать логическое мышление).[1,с.18]

У утки – гусята, у индюшки – цыплята; у курицы – утята ; у гусыни – индюшата.

Тема: «Домашние животные»

Задание №1. Родителям рекомендуется: рассмотреть с ребёнком иллюстрации с изображением домашних животных и их детёнышей, картинки на тему «Скотный двор»; вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними.[1,с.77]

Задание №2. «Расскажи, где живут домашние животные» (учить употреблять сущ. ед. и мн. ч. в предложном пад.)[2,с.24]

Собака живет в …(конуре).         Овца живет в … (хлеву).

Корова живет в … (коровнике).   Коза живет в …(хлеву).

Свинья живет в … (свинарнике).

Лошадь живет в … (конюшне).

Собаки живут в …(конурах).          Овцы живут в …(хлевах).

Коровы живут в …(коровниках).    Козы  живут в …(хлевах).

Свиньи живут в …(свинарниках).

Лошади живут в …(конюшнях).

Задание №3. «Назови детёнышей животных» (упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов при образовании сущ.) [2,с.24]

Назвать детенышей животных по образцу.

У коровы  - телёнок – телёночек – телятки.

У козы – козлёнок – козлёночек – козлятки.

У лошади – жеребёнок – жеребёночек – жеребятки.

У свиньи – поросёнок – поросёночек – поросятки.

У собаки – щенок – щеночек – щенятки.

У кошки – котёнок – котёночек – котятки.

У овцы – ягненок – ягнёночек – ягнятки.

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Задание №1. Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов – зайца, белки, волка, медведя, ежа и лисы;

 отметить их внешние признаки;

рассказать о том, где они живут, чем питаются;

закрепить в словарном запасе ребёнка названия зверей и их детёнышей;

Задание №2. Отгадать загадки (выучить по выбору).

Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата.

Я в курятник вечерком часто бегаю тайком.  (Лиса)

Под соснами, под ёлками живет клубок с иголками. (Еж)

Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.

Ну – ка, кто он угадай и морковку ему дай. (Заяц)

Быстрый маленький зверёк по деревьям скок – поскок.  (Белка)

Задание №3. Игра « У кого – кто?»

У медведя – медвежонок,   у волка  - волчонок,

У белки - …,  у лисы - …,  у ежа - …, у зайца -  … .

Задание №4. Игра «Назови семью».

Папа – медведь, мама медведица, детеныш(и) – медвежонок (медвежата); папа – волк …, папа заяц - …, папа еж - …,

папа – лис …  .

Задание №5. Игра « Кто где живёт?»

Где живет лиса ? Лиса живет в норе.

Где живет медведь? Медведь живет в берлоге.

Где живет белка? Белка живет в дупле.

Где живет ежик? Ежик живет под пнём.

Где живет волк? Волк живет в логове.

Где живет заяц? Заяц живет под кустиком.

Задание №6. Игра « Кому что дадим?»

Мясо – волку, малину - …, морковку - …, яблоко - …, орехи - …, грибы - ….

Задание №7. Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса (по выбору) по плану:

Название.

Где живет.

Жилище.

Внешний вид.

Чем питается?

Детеныши.

Тема: «Животные холодных и жарких стран»

Задание №1. Родителям рекомендуется:

показать ребенку картинки с изображением животных холодных и жарких стран;

  рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

спросить у ребёнка, какие животные живут там, где холодно и там где тепло, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

Задание №2. Игра «Сосчитай животных».

Один морж, два моржа, три моржа, четыре моржа, пять моржей.

Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей. Ребенок на выбор называет и считает животных.

Задание №3. Игра « Подбери слово».

Подбор прилагательных к слову животные: южные, северные, дикие, хищные, травоядные и т.д.

Задание №4. «Кто за кем охотится».

Например: «Тигр охотиться за зеброй».

Лев – кенгуру, пантера – зебра крокодил – антилопа,  белый медведь – рыба, песец – сова, морж – рыба и т.д.

Задание №5. «Составь предложение».

Например: « Тигр – это хищное животное, а жираф – травоядное»

Лев – кенгуру, белый медведь – зебра, антилопа – пантера, морж – овцебык, писец – кенгуру и т.д.

Задание №6. Игра «Четвертый лишний».

Лев, тигр, морж, зебра.

Верблюд, зебра, бегемот,  белый медведь.

Носорог, бегемот, тигр, волк.

Задание №7. «Чьи детеныши?»

Ребенок должен закончить предложение, а затем повторить его полностью.

У медведя медвежонок, а у кошки …  .

У тюленя тюлененок, а у коровы … .

У пингвина пингвиненок, а у волка … .

У оленя олененок, а у лисы … .

Задание №8.  Пересказ рассказа – сравнения

«Белый медведь и жираф»:

«Белый медведь – это северное животное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема: «Зимние забавы»

Задание №1. Родителям рекомендуется:

спросить у ребенка, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр; выяснить, в какие игры нельзя играть зимой. Вспомнить и назвать зимние виды спорта.[1,с.91]

Задание №2. «Почему так назван?» (упражнять в образовании сложных слов)[1,с.91]

Конькобежец – бегает на коньках, саночник – катается на санках,

Лыжник – катается на лыжах, хоккеист – играет в хоккей,

 Фигурист – занимается  фигурным катанием.

Задание №3. «Измени слово» (употреблять сущ. ед и мн. числа тв предложном пад.) [2,с.20]

санки – на санках;         снег – о снеге,

коньки – на коньках;     каток – о катке,

лыжи – на лыжах;          мороз -   о морозе;

горки – на горках.          зима  – о зиме.

Задание №4. «Ответь на вопрос» (образовывать сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами)[2,с.21]

Санки – саночки, горки – горочки, сосульки – сосулечки, каток – каточек, конек – конечек,  день – денечек, ветер – ветерочек.

Задание №5. «Четвертый лишний» (развивать логическое мышление) [1,с.91]

Санки, лыжи, скакалка, коньки.

Велосипед, мяч, клюшка, самокат.

Тема: «Новогодний праздник»

Задание №1. Родителям рекомендуется: рассказать ребенку  о том, какой праздник скоро наступит; рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком её украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.[1,с.89]

Задание №2. «Ответь на вопрос». (упражнять в употреблении падежных форм мн. ч. существительных и прилагательных) [2,с.25]

Нарисовать в тетради елочные игрушки: синие шары и разноцветные флажки; ответить на вопросы словосочетаниями: синие шары и бумажные флажки.

Что? - …(синие шары и бумажные флажки)

Нет чего? - …(синих шаров и бумажных флажков)

Радуешься чему? - …(синим шарам и бумажным флажкам)

Видишь что? - … (синие шары и бумажные флажки)

Доволен чем? - …(синими шарами и бумажными флажками)

Говорить о чем? - …(о синих шарах и бумажных флажках)

Задание №3. «Ответь на вопросы». (образовывать относительные прилагательные) [2,с.25]

Игрушки для украшения елки  - какие? - …(елочные)

Шары из стекла – какие? - …(стеклянные)

Флажки из бумаги – какие? - …(бумажные)

Зайцы из пластмассы – какие? - …(пластмассовые)

Тема: «Транспорт»        

Задание №1. Родителям рекомендуется:

Наблюдать  с ребёнком на улице за движением различного  транспорта; Закрепить названия видов транспорта; спросить у ребёнка, какие виды  транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному; спросить на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются; вспомнить, люди каких профессии работают на различных видах транспорта; провести с ребёнком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки  светофор, обратив внимание на его свет и уточнить, когда можно переходить улицу, а когда – нет.[1,с.96]

Задание №2. «Подбери слово».(подбирать антонимы; учить употреблять глаголы различных приставок)[1,с.81]

Грузовик подъехал к дому, а потом …(отъехал).

Грузовик  въехал на горку, а потом …(съехал).

Грузовик заехал в гараж, а потом …(выехал).

Грузовик укатил, а потом … (прикатил).

Грузовик уехал, а потом ….(приехал).

Грузовик отъехал, а потом …(приехал).

Задание №3. «Составь предложение». (составлять предложения с предлогам над по двум опорным словам)[4.с.80]

Самолет, лес. (Самолет летит над лесом.)

Вертолет, дом.(Вертолет летит над  домом.)

Ракета, земля.(Ракета летит над землей).

Лодка, волны.( Лодка летит над волнами.)

Тема: «Профессии»

Задание №1. Родителям рекомендуется: провести беседу по теме профессии; какую пользу приносят те или иные профессии; где обучаются профессиям; чем занимаются люди каждой профессии.[4,с.74]

Задание №2. «Кто что делает?» (образовывать существительные от глаголов)[4,с.74] учит – учитель, строит – строитель; воспитывает – воспитатель, возит – водитель, грузит – грузчик, продает – продавец, убирает – уборщица и т.д.

Задание №3. «Подбери слово» (подбирать подходящие по смыслу определения)[4.с.74]

Летчик какой? – Храбрый, смелый.

Учитель какой? – Умный, добрый.

Водитель какой? – Внимательный, осторожный.

Грузчик какой? – Сильный, могучий. И т.д.

Задание №4. «Кто работает на машинах?» (формировать навыки словообразования, закреплять названия профессий)[4.с.74]

На тракторе работает тракторист. На поезде работает машинист. На машине работает шофер. На корабле работает капитан. На самолете работает летчик. На экскаваторе работает экскаваторщик. На трамвае работает водитель. На кране работает крановщик. На ракете работает космонавт.

Задание №5. Речевая подвижная игра «Профессии». [4,с.75]

 Профессии все важны,

Профессии все нужны,

Надо только браться за дело

Очень старательно и смело.

 Тема: «Одежда, обувь».

Задание №1.  Родителям рекомендуется: провести беседу   об  основных видах одежды. Назвать части одежды и обуви, кто её шьет, из чего.[4,с.39]

Задание №2. «Скажи наоборот» (расширять глагольный словарь по теме).[4,с.40]

Надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, повесить – снять, обуваться – разуваться.

Задание№3.  «Исправь ошибку» (учить понимать значения притяжательных местоимений)[1,с.71]

Мой сапоги, мой шапка, мое перчатки, мой шарф … .

Задание №4. «Сосчитай – ка» (согласовывать существительные с числительными) [1,с.71]

Один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа пять шарфов;

(шапка, юбка, пальто и т.д.)

Задание №5. «Какая одежда?» (образовывать относительные прилагательные) [1,с.71]

Одежда из кожи (какая?) -   кожаная, из шерсти - , из ситца - , из шёлка - , из байки - , из льна - , из бархата - , из хлопка - ,

из атласа -  , из драпа - , из джинсовой ткани - .

Задание №6 . «Кажи наоборот».

Большой - маленький, детский – взрослый, короткий – длинный, чистый - грязный,  сухой – мокрый, надевать – снимать, обувать

разувать, застегнуть – расстегнуть, гладить – мять, обуваться – разувать.

Тема: « День защитников Отечества».

Задание №1.  Родителям рекомендуется:

Рассказать ребенку о том, что это за праздник, кто такие защитники Отечества;

  Познакомить ребёнка с родами войск, военной техникой, военными профессиями.

Задание №2. Игра « Телефон». Назвать родственные слова.

Отец – Отечество, Отчизна, Отчий дом.

Род - родной, родимый, родители, родительский, родственники, родина.

Задание №3. Подбери признак к слову   Родина.

 любимая                    необъятная         могучая

родная                         богатая                весёлая

прекрасная                 красивая             грустная

огромная

Задание №4. «Подбери признак»: защитник Отечества  (какой?) – смелый, храбрый, отважный, веселый и т.д .

Задание №5. Ответить на вопрос. Почему в этот день поздравляют всех мужчин и дарят им подарки?

Тема: «Перелетные птицы»

Задание №1. Родителям рекомендуется:

    Вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;

     назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и  называются перелетными;

     рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.

     Обратить внимание на тех птиц, которые остаются зимовать.

[1,с.80]

Задание №2. Игра «Четвертый лишний»:

(развивать логическое мышление, слуховую память).[1,с.80]

Ворона, утка, голубь, воробей;

Ласточка, грач, гусь, сорока;

Снегирь, аист, синичка, сова;

Цапля, кукушка, клест,  скворец;

Задание №3. Игра «Улетает – не улетает». Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.[1,с.80]

Задание №4. Игра «Один – много».

(упражнять в образовании множественного числа имен сущ.)[1,с.81]

Утка – утки,  лебедь – лебеди, гусь – гуси, ласточка – ласточки,

Чиж – чижи, скворец – скворцы, аист – аисты, цапля – цапли и т.д.

Задание №5. Игра «Улетели птицы».

(учить употреблять в родительном падеже сущ. в ед. и мн. числе).[1,с.81]

Нет (кого?) – нет лебедя, утки и т.д.

Нет (кого?) – нет лебедей, уток и т.д.

Задание №6. Выучить стихотворение.[1,с.81]

Птичка летает, птичка играет, птичка поёт.

Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.

Где же, ты, где ты певичка?

В дальнем краю гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою.  

                                                   (И. Токмакова)

Тема: «Хлеб. Хлебные продукты».

Задание №1. Родителям рекомендуется: рассказать ребёнку, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессии трудятся , чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

объяснить детям выражение «Хлеб -  всему  голова»;

вместе с ребёнком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать из чего пекут хлеб.

[1,с.67]

Задание №2. Дидактическая игра « Откуда хлеб пришел».

(Взрослый задает вопрос, а ребёнок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из  чего? – Из муки.

Из чего мука? –Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда  пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Колхозник.

[1.с.67]

*Без рук, без ног, а в гору лезет.  (Тесто)

*Отгадать легко и быстро:

Мягкий , пушистый и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.   (Хлеб)

[1,с.68]

Задание№4. Дидактическая игра «Подбери слово».

(учить подбирать родственные слова)

Хлеб – хлебушек, хлебница, хлебный , хлебороб.

[1,с.68]

Задание №5.  Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребёнку выражение «Люди хлеб в полях лелеют».)

[1,с.69]

Тема: «Рыбы»

Задание №1. Родителям рекомендуется: рассказать ребёнку о рыбах (морских пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;  ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? Рассмотреть с ребёнком иллюстрации рыб; рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.[1,с.54]

Задание №2. «Подбери слово» (подбирать родственные слова)[1,с.55]

Рыба – рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

Задание №3. «Назови, чей  плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище» (образовывать притяжательные прилагательные)[1,с.55]

У щуки голова – щучья, хвост –   … , плавник - … , туловище - … .

И т.д.

Задание №4. «Сосчитай рыбок» (согласовывать существительные с прилагательными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. И т.д.

Задание№5. «Выбери нужное действие» (учить понимать значение глаголов с приставками). [1,с.55]

Рыбка к камню … (отплыла, подплыла). Рыбка от берега … (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку (вплыла, переплыла).

Задание №6. Выучит  стихотворение.[1.с,55]

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

В банке – чистая вода, пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть, плавать,

Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.

Тема: «Комнатные растения»

Задание №1. Родителям рекомендуется:  познакомить ребёнка с комнатными растениями  в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки; объяснить ребёнку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль; выучить с ребёнком некоторые названия комнатных растений; объяснить для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребёнку, как комнатные растения могут реагировать на изменения  погоды, менять внешний  вид утром и вечером. [1,с.56]

Задание №2. С помощью взрослого сравнить кактус и  алоэ, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребёнку несколько видов кактусов)[1,с.56]

Задание №3. «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?» [1,с.56]  (упражнение  в изменении глаголов по времени, числам и родам).

Катя цветы поливает, Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают.

Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали.

Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.

Задание №4. Вместе с ребёнком понаблюдать и поухаживать за комнатными растениями дома.[1,с.57]

Тема: «Насекомые»

Задание №1. Родителям рекомендуется: спросить ребёнка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в  природе, в жизни насекомых; побеседовать с ребёнком о насекомых; на улице рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу и т.д.; рассмотреть части тела насекомых (голову, грудь, брюшко, ноги крылья усики); рассказать ребёнку какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе; рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.[1,с.120]

Задание №2. «Закончи предложение» (упражнять в употреблении всех форм косвенных падежей имен существительных в ед. числе)[1,с.120]

Муравей сидел около … . Жук спрятался под … .                        Гусеница сидела на … . Божья коровка ползла по … .                           Муха села на … . Муха ползла по … .

Задание №3. «Бывает – не бывает» (понимать логико – грамматические конструкции) [1,с.120]

Девочка ловит бабочку. Девочка поймала бабочкой. Бабочка поймала девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

Задание №4. «Насекомые великаны» (учить употреблять слова с увеличительными оттенками)[4,с.87]

Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище.

Тема: «Школа. Школьные принадлежности»

Задание №1. Родителям рекомендуется: рассказать ребёнку о школе. О том для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе; рассмотреть вместе с ребёнком школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей; задать ребёнку вопросы: что школьники кладут в пенал? в портфель? Сходить с ребёнком  в магазин, где продают канцелярские товары, или на школьную ярмарку.[1,с.113]

Задание №2. «Исправь ошибку» (закреплять употребление падежных окончаний имен сущ.)[1,с.114]

У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейкой. Я пишу ручку. Я рисую альбом.

Задание №3. «Закончи предложение» (образовывать наречья от прилагательных) [2,с.46]

Мальчик -  хороший ученик, он учится – как ?- … (хорошо).

Внимательная девочка всегда слушает – как? - … (внимательно).

Старательные ученики всегда делают уроки – как? - … (старательно).

Прилежные ребята учатся - как? - … (прилежно).

Тот, кто получает отличные отметки, учится – как? - … (отлично).

Задание №4. «Ответь на вопрос» (употреблять сущ. в творительном пад.) [2,с.46] Ответить на вопрос: чем? Одним словом, затем полным предложением.

Ученики пишут – чем? - … (ручкой).

В школе рисуют – чем? - … (карандашом, красками).

На доске пишут – чем? - … (мелом).

С доски стирают – чем? - … (тряпкой).

Тема: «Времена года».

Задание №1.  Родителям рекомендуется:

вспомнить названия всех времен года, названия всех месяцев года.

Назвать, как можно больше характерных  отличительных признаков  четырех времен года. Вспомнить половицы  и поговорки, народные приметы о временах года. см.[1] с. 121

Задание №2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

(на развитие логического мышления) см. [1]  с. 122

Летом дети катаются на санках. Зимой дети лепят снежную бабу. Осенью колхозники убирают урожай. Зимой на деревьях распускаются почки. Весной дети играют в  снежки. Летом дети купаются и загорают.

Задание №3.  Прочитать стихотворение, обсудить его, найти логические ошибки.(на развитие логического мышления) см [1] с. 123

 

Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га – га – га!» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ – это правда или нет?

Задание №4. Дидактическая игра «Ответь на вопрос – как?»

(образование сравнительной степени прилагательных от наречий).

см. [1] c. 124

Утром светло, а днем ещё (как?) – светлее.

Вечером темно, а ночью ещё ….

Осенью холодно, а зимой ещё ….

В пальто тепло, а в шубе ещё ….

Весной солнце светит ярко, а летом ещё…

Весной птицы  поют звонко, а летом ещё ….

Список использованной литературы

  1. Агранович З.Е.  Сборник   домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического  недоразвития речи у дошкольников  с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2002.
  2. Александрова Т.А Практическое задание по формированию грамматического строя  речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
  3. Смирнова Л.Н Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: «Мозаика – Синтез»; М.: ТЦ Сфера,
  4. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"

  Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с...

Консультация для родителей "Эффективность работы по коррекции нарушений речи детей 5-6 лет как результат взаимодействия учителя-логопеда с родителями".

В настоящее время родители уделяют мало  внимания речевым недостаткам ребёнка, считая, что в детском саду работают специалисты, которые помогут ему, однако сами при этом занимают отстранённ...

Консультация для родителей " ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ"

Консультация  для  родителейОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИСовременная концепция дошкольного воспитания положила начало рефор...

Мастер – класс для родителей на тему: «Эффективное взаимодействие учителя-логопеда с родителями в организации коррекционно-развивающей деятельности»

Мастер-класс разработан с целью поиска наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов раб...

Галкина О.В. Семинар-практикум для родителей "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей: вопросы, ответы, решения"

Разработка мероприятия для родителей, в рамках которого они знакомятся с видами работ, проводимых на логопункте, получают ответы на волнующие вопросы....

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...