Главные вкладки

    Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"
    учебно-методический материал (логопедия, подготовительная группа) по теме

    Кривасова Надежда Николаевна

        Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация. Работа с детьми, имеющими ОНР, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей. Но многие из них часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функ­ции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции, в процессе обучения детей грамоте. Поэтому проблема форми­рования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР на современном этапе очень актуальна.  Под коррекционно-логопедической ком­петентностью родителей следует понимать определенную мотивационно-ценностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ре­бенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и лого­педических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом.  Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной си­туации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. 

        В настоящее время разрабатываются варианты методического обеспечения направленной работы логопеда с ро­дителями в дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. Важное значение придается привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizaciya_vzaimodeystviya_6stranic.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тематическая гостиная для родителей

    «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

                                                         

    Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения ребенка происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

    Однако в последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Все большее распространение среди детей дошкольного возраста получает общее недоразвитие речи (ОНР) как системное нарушение, требующее для его преодоления комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической, в частности логопедической коррекции. Работа с детьми, имеющими ОНР, должна включать в себя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей. Но многие из них часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции, в процессе обучения детей грамоте. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР на современном этапе очень актуальна.

    Под коррекционно-логопедической компетентностью родителей следует понимать определенную мотивационно-ценностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребенка, подкрепленную совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом.

    В структуре коррекционно-логопедической компетентности родителей можно выделить четыре компонента:

    мотивационно-целевой, который предполагает наличие у родителей четкого видения целей и задач процесса логопедической работы по преодолению ОНР, по подготовке к обучению грамоте и сформированность устойчивых внутренних мотивов взаимодействия со специалистами в рамках данного процесса;

    когнитивный, который предполагает наличие у родителей теоретических и технологических знаний о специфике речевого нарушения их ребенка, о сущности логопедической работы по устранению ОНР, по подготовке к обучению грамоте, а также наличие представлений о доступных способах и методах организации занятий с ребенком в домашних условиях;

    •    деятельностный, который предполагает сформированность умений организовать занятие с ребенком в домашних условиях и продуктивно реализовать его цели;

    оценочный, который предполагает способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребенком.

    В настоящее время разрабатываются варианты методического обеспечения направленной работы логопеда с родителями в дошкольном учреждении с целью вовлечения их в процесс коррекционной работы. Важное значение придается привлечению родителей к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

    Активное привлечение родителей к участию в коррекционной работе обосновывается все теми же обстоятельствами: система отношений ребенка с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону его ближайшего развития (Л. С. Выготский). Родители – это естественные учителя своих детей. Полная реализация целей коррекции ОНР, подготовки к обучению грамоте  достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка, что требует от взрослых (как активных «строителей» этих отношений) целенаправленных и осознанных усилий. На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий логопеда в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребенку взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребенку, вооружение родителей адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции.

    Можно выделить следующие  критерии оценки уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей:

    1)  точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по устранению ОНР, по подготовке к обучению грамоте;

    2) наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со специалистом в коррекционно-логопедическом процессе, в процессе подготовки к обучению грамоте;

    3) наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном ходе речевого развития ребенка дошкольного возраста;

    4)  понимание основных специальных терминов, часто используемых логопедом в общении с родителями;

    5)  осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса специальных знаний и умений;

    6)  способность организовать своего ребенка на занятии;

    7) сформированность основных практических навыков, необходимых для самостоятельной работы с ребенком:

    8) умение оценить продуктивность и эффективность собственной работы.

    В соответствии с выделенными критериями можно определить  четыре уровня коррекционно-логопедической компетентности родителей старших дошкольников с ОНР.

    Высокий уровень предполагает наличие у родителей четкого, осознанного понимания целей и задач логопедической работы по устранению ОНР, по подготовке к обучению грамоте, а также сформированность устойчивого внутреннего мотива взаимодействия с логопедом. Наряду с достаточными представлениями о нормальном ходе речевого развития ребенка и хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, у родителей отмечается желание самостоятельно расширять круг своих знаний и умений. Они умеют организовать своего ребенка для проведения занятия и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень также требует от родителей хорошего владения основными приемами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях.

    Уровень выше среднего допускает неполное понимание логопедической терминологии, незначительные несовершенства во владении практическими навыками работы с ребенком, но при наличии осознания родителями необходимости осуществления логопедической коррекции ОНР у ребенка и важности активного сотрудничества со специалистом. Как правило, уровень коррекционно-логопедической компетентности родителей выше среднего подразумевает способность дисциплинировать своего ребенка, требовать от него внимания и продуктивности занятий.

    Средний уровень коррекционно-логопедической компетентности отмечен у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи, а главное, необходимость оказания логопедической помощи со стороны специалистов собственному ребенку. Эти родители не считают обязательным и полным свое содействие процессу преодоления ОНР, процессу обучения грамоте. Они слабо ориентируются в логопедической терминологии, многие понятия им даже не знакомы. В процессе самостоятельно организованных занятий с ребенком такие родители непоследовательны, раздражительны, невнимательны и, как следствие, в большинстве случаев пассивны. Многие из родителей признают нецелесообразность своего отношения и поведения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

    Низкий уровень коррекционно-логопедической компетентности характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе, в процессе обучения грамоте, склонностью идеализировать свои действия. Важной чертой является желание родителей подчеркивать необязательность своего содействия. Данный уровень предполагает также полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению ОНР,  фактическое отсутствие осведомленности в специальной терминологии, методических условиях и правилах организации и осуществления домашних занятий с ребенком. Также важной особенностью является несформированность мотивации к изменению сложившейся ситуации в сторону улучшения.

                                             

    Формированию коррекционно-логопедической компетентности могут способствовать такие традиционные формы  работы с родителями, как семинары, групповые консультации, индивидуальные консультации, анкетирование, памятки для родителей, рекомендации, шпаргалки, советы, мини-библиотека, информационные стенды, а также интерактивные формы, такие, как стенд взаимосвязи логопеда с родителями «Прямая речь» и «Логопедическая тетрадь» для домашних занятий родителей с ребенком.  

            Тематика семинарских занятий, посвященных обучению грамоте, может быть следующей:

    1. «Игры и игровые упражнения на развитие фонематического восприятия, фонематического представления, слухового внимания и памяти, на звуковой анализ и синтез».
    2. «Практические задания и игры, направленные на подготовку руки к письму, на развитие мелкой моторики, на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти».
    3. «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму».
    4. «Игры и игровые упражнения на закрепление навыка чтения слогов,

    слов, предложений».

             Я рассказываю родителям, что наиболее эффективна игровая форма работы  с детьми, т.к. именно в игре развиваются творческие способности личности. «Тебе бы только играть!» - часто в сердцах говорим мы ребенку, забывая или просто не думая о том, что Игра для ребенка – это Жизнь. Через Игру он познает мир и познает себя, развивает ловкость и фантазию, ум и смекалку. Ребенок просто не может не играть в силу своего природного любопытства и потребности в активном действии. Эти качества мы и должны использовать, если хотим целенаправленно его чему-нибудь научить.

             Я знакомлю родителей с такими играми на фонетико-фонематическое восприятие, как «Где звук?» , «Есть звук – нет звука» , «Кто больше?» , «Кто внимательнее?» , «Кто больше слов придумает?» , «Слова перевертыши» , «Строители» , «Звук заблудился» , «Собери словечко» , «Цепочка изменений» , «Угадай звук» , «Четвертый лишний» и др. , советую использовать их дома в работе с детьми.

             Для подготовки руки к овладению письмом советую родителям заниматься с ребенком  рисованием, лепкой, аппликацией, изготавливать поделки из бумаги, ткани, проволоки, работать с трафаретами (обводка и штриховка), раскрашивать карандашами книжки-раскраски.

              Я объясняю родителям воспитанников, как можно изготовить пальчиковый бассейн, который является эффективным средством формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук. Пальчиковый бассейн – это коробка, наполненная сыпучим наполнителем, который имеет необычную текстуру, например, манной или гречневой крупой, горохом, рисом, фасолью. С помощью этого приспособления можно учить детей находить предмет и определять его форму без подключения зрительного анализатора, управлять движениями пальцев и кистей рук, развивать кинестетические ощущения, давая задание погрузить кисть в бассейн и принять заданное положение и др.

            На закрепление образа буквы предлагаю использовать такие задания и игры, как «Сложи букву», «Мастерская букв», «Узнай букву», «Восстанови букву», «Путаница», «Прятки», «Зеркало».

             Я знакомлю родителей с комплексом  игрового самомассажа, который является очень хорошим средством подготовки руки к письму. Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, средством коррекции нарушений письма у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей.

            Игровой самомассаж применяется в форме игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении самого ребенка. Веселый спектакль, который юный актер разыгрывает с помощью рук (на пальцах, ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие. Но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике развития сюжета.

            Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на эластичность суставов и связок.

            Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания.

            Помимо этого игровой самомассаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

            Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

            Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память, зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

            Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

          Игровой самомассаж рекомендуется проводить в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.                    

    На закрепление навыка чтения слогов, слов, предложений я предлагаю родителям использовать такие игры и упражнения, как «Звуки здороваются»,  «Слоговая цепочка», «Слоговая таблица», «Запутавшиеся слова», «Преодолей вершину», «Озорной котенок», «Ступени» , «Заборчик» , «Слово в слове» и др.

     Групповые консультации посвящены решению вопросов, возникающих у родителей в процессе проведения самостоятельных домашних занятий по логопедическим альбомам Н.Э. Теремковой  дома.

    Также темы для групповых консультаций выносятся из письменных вопросов, которые родители вкладывают в кармашки  на стенде взаимосвязи логопеда с родителями «Прямая речь».

             В процессе сотрудничества с родителями большую роль играет индивидуальная тетрадь - тетрадь для домашних логопедических занятий родителей с ребенком. Тетрадь, являясь интерактивной формой работы, служит как бы «телефоном доверия»: родитель может задать через тетрадь любой вопрос, поделиться сомнением относительно качества выполнения заданий ребенком. Номера выполненных заданий родитель отмечает кружочком, невыполненных — минусом. Тетрадь выдается мной  родителям раз в неделю на выходные дни, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.

    Таким образом, данная практика взаимодействия с родителями с целью формирования их коррекционно-логопедической компетентности проводится в соответствии с заранее определенной системой и носит последовательный, постоянный характер. В процессе сотрудничества мы с родителями хорошо узнаем друг друга, у нас формируется своеобразная группа единомышленников, ставящих своей первостепенной целью достижение положительного результата логопедической работы по устранению ОНР, по обучению детей грамоте,  подготовке их к обучению в школе и всестороннее развитие каждого ребенка.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Проект "Взаимодействие учителя- логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями" расчитан на 1 год. Реализация проекта разделена на т...

    Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

    «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка   за руку в детские годы, что вошло в его   разум и сердце из окружающего мира - от  этого в решающей степени зависит, каким чело...

    Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

    Цель : активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более по...