Программа кружковой деятельности "Нетрадиционные техники рисования" для средней группы
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором разработана программа кружка "Нетрадиционные техники рисования"  для дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т.

Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

                                   Утверждаю:

                                                                                          Заведующий структурным подразделением

                                                                              --------------------- Ключникова Н.Н.

                                                                   «------------« ------------ 2016г.

Программа кружка

«Нетрадиционные техники рисования»

                                                                     Воспитатель:

                                                                                          Чубаева Е.Н.

                                                                                           

2016 – 2017 учебный год

п.г.т. Стройкерамика

Программа кружка "Нетрадиционные техники рисования в средней  группе"

Пояснительная записка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие является одним из направлений образования, поэтому необходимо разрабатывать новые подходы к эстетическому воспитанию дошкольников через художественное творчество.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Организация процесса обучения.

Программа рассчитана на один год. Предполагается две подгруппы по 12 – 13 человек. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в неделю, продолжительностью около 20 мин. Состав группы – одновозрастной (4-5 лет). Форма работы: групповые и индивидуальные занятия.

Цель кружка:

Развивать  у детей творческие способности средствами нетрадиционного рисования.

Задачи кружка:

1.Образовательная.

 Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

2. Развивающая.

Развивать воображение, фантазию творческого восприятия через самостоятельную деятельность.

3. Воспитательная.

 Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного. 

Виды и техники нетрадиционного рисования.

Для детей среднего дошкольного возраста:

 тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

-практические

-игровые

 Ожидаемые результаты.

 - развитие мелкой моторики рук;

 - обострение тактильного восприятия;

 - улучшение  цветовосприятия;

 -  концентрации внимания;

- повышение уровня воображения и самооценки;

-расширение и обогащение художественного опыта;

 -формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

 -сформируются навыки трудовой деятельности;

-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

 -умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Программное содежание занятий.

СЕНТЯБРЬ 2016 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Диагностика

№1, 2

Различные

Оценить умения детей в данной деятельности на начальном этапе.

 Наблюдения,

опрос, рисование.

2

Укрась платочек

№3, 4

Оттиск пробкой. Рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, рассматривание платочков разных, пальчиковая гимнастика, рисование

 

ОКТЯБРЬ 2016 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

№1,2

Оттиск  печаткой из яблока

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, наблюдение, физминутка «Пошла хозяйка на базар», рисование

2

Цыпленок

№3,4

Рисование с помощью «Риса», ватные палочки

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, загадка, пение песенки «Вышла курочка гулять…», рисование

НОЯБРЬ 2016 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Рябинка

№1,2

Рисование пальчиками

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, загадка, рассматривание ветки рябины, пальчиковая гимнастика «1,2,3,4,5 – вышли пальчики гулять», рисование

2

Мои любимые рыбки

№3,4

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 Беседа, рассматривание сюжетной картины, физминутка «Рыбки плавают», рисование

ДЕКАБРЬ 2016 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Ёлочка пушистая, нарядная

№1,2

 

Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

 Беседа, чтение стихов о елке наизусть, рассматривание ветки елки, х/и «Маленькой елочке холодно зимой», рисование

2

Мои рукавички

№3,4

Оттиск печатками рисование пальчиками

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, чтение отрывка из сказки «Рукавичка», пальчиковая гимнастика «Этот пальчик мамочка…», рисование

ЯНВАРЬ 2017 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Диагностика

№1,2

 

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по декабрь

Наблюдения, опрос, рисование

2

Снеговичок

 №3,4

Комкание бумаги (скатывание)

 

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, наблюдение, Д/и «Подбери форму», физминутка, рисование

ФЕВРАЛЬ 2017 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Цветочек для папы

№1,2

Оттиск печатками из картофеля

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

Беседа, чтение стихов о папе, физминутка «Смелый солдат», рисование

2

Плюшевый медвежонок

№3,4

Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, рассказывание стих-я А.Барто «Мишка», п/и «У медведя во бору», рисование

Март 2017 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Мимоза для мамы

№1,2

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, с/и «Назови ласково», физминутка, рисование

2

Подснежники

№3,4

 

Акварель, восковые мелки

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Беседа, наблюдение, рассматривание иллюстраций к сказке  «12 месяцев», п/и «Круг – кружочек», рисование

АПРЕЛЬ 2017 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Формы работы

1

Неваляшка

 №1,2

Кисточка, пуговицы различной формы

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Беседа, наблюдение, физминутка «Неваляшка», рисование

2

Подарок для кошки Мурки

№3,4

Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг,уши маленькие треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

Беседа, загадка о кошке,подвижная игра «Кот и мыши», наблюдение, рисование

МАЙ 2017 год.

N п/п

Тема занятия

Техника

Цель

Форы работы

1

Диагностика

№1,2

Оценить умения детей в данной деятельности с сентября по май.

Наблюдения,

опрос,

рисование

2

 Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

№3,4

(итоговое занятие)

Рисование пальчиками, карандашом

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Рассматривание сюжетных картинок насекомых, беседа, чтение стих-я В.Лунина «Бабочка», пальчиковая гимнастика «Бабочка», рисование

Список использованной литературы:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.

4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)

План-программа по кружковой работе "Каляка-маляка" (средняя группа)...

Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Конспект занятия -путешествия по программе кружковой деятельности для детей средней группы "На помощь гному Эконому!"

Представленное мной занятие - путешествие  проводилось с детьми средней группы в рамках разработанной программы кружковой деятельности " Мы играем в экономку".Так как в наши дни экономи...

кружковая работа по рисованию в нетрадиционных техниках в средней группе "Веселые пальчики "

Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волево...

Программа кружковой деятельности для детей средней группы "Волшебный мяч"

Цель программы: Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений с помощью систематического использования массажного мяча -  и игровых упражнений.Задачи: 1. Познакомить  и ...