Педагогический мониторинг как элемент внутренней оценки качества ДОУ
материал на тему

Дьячкова Наталья Викторовна

Доклад к семинару по теме "Педагогический мониторинг в ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад районного семинара для педагогов ДОУ

Тема: «Педагогический мониторинг как элемент внутренней оценки качества в ДОУ» 

        С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. А уже 01.01.2014 года после вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет?

Давайте для начала дадим определение качеству образования. Качество образования – ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам.  (Ю.В. Ковтун).

Вместе с тем, само понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:

- для детей – это обучение в интересной для них игровой форме;

- для родителей – это, в первую очередь, эффективное обучение, т.е. обучение по программам, хорошо готовящим ребенка к школе;

- для воспитателей – это, прежде всего, положительная оценка их успешности руководителем ДОУ, родителями, администрацией;

- для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями, детьми, повышение тем самым престижа ДОУ.

Как вы думаете на основании чего можно судить о качестве образования в ДОУ?

Большинстве исследователей предлагают оценивать качество дошкольного образования через:

- качество условий (материально-техническое, методическое обеспечение, предметно-пространственная среда, комфортная психологическая среда, кадровый потенциал);

- качество образовательного процесса (ООП ДО, квалификация педагогов, учебно-вспомогательный материал);

- качество результатов образовательной деятельности (диагностика).

Основным инструментом для выявления качества результатов является мониторинг.

Мы всегда проводили мониторинг, диагностику, стремились к высоким показателям, ведь именно они были результатом нашей работы.

Однако, с момента утверждения ФГОС ДО вопрос о мониторинге стал одним из актуальных. Мониторить или нет? И если да, то что мониторить?

Что же мы можем оценить в результате диагностики (мониторинга) сейчас?

Для ответа на поставленный вопрос подробно рассмотрим Стандарт. И что же мы увидем…

Согласно Стандарта «при реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции его развития);
  2. Оптимизации работы с группой детей.

Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга (диагностики).

С другой стороны, есть такие абзацы: «Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».

Эти формулировки ориентируют нас на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст, как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

Мы тоже столкнулись с таким вопросом: можно или нет проводить диагностику в детском саду и что измерять?

Еще раз обратимся к тексту Стандарта, внимательно прочтем его разделы…

И заметим, как много раз повторяются фразы о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации («построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «…с учетом образовательных потребностей и способностей детей...», «…с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)». Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг (диагностика) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!

В тоже время мониторинг (диагностика) дает возможность педагогу понять, верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «уровень актуального развития», т.е. с того, чему ребенок может научится, в то, чему ребенок уже научился.

Давайте подведем некий итог – проводить мониторинг (педагогическую диагностику) можно и нужно, чтобы получить полную информацию об индивидуальных особенностях развития каждого ребенка, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении педагогическая диагностика была проведена в начале учебного года. За ее основу была взята модель педагогической диагностики индивидуального развития ребенка, Юлией Александровной Афонькиной.

Хочу отметить, что предложенные в данном пособии методики и диагностический инструментарий применимы ко всем образовательным программам дошкольного образования, т.к. ее основу составляет определенные стандартом образовательные области (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развития).

Еще одна особенность этой диагностики, что она не противоречит Стандарту, в ней не оцениваются целевые ориентиры дошкольника, не ранжирует детей по их достижениям (не определяет ЗУНы детей), а выявляет уровень эффективности педагогического воздействия (т.е. целесообразность и полноту использования педагогом образовательных ресурсов для обеспечения развития каждого ребенка). Иными словами, диагностика дает возможность педагогу понять правильно ли подобраны методы, приемы для донесения до ребенка нужной информации для восприятия им.

Процедура педагогической диагностики состоит из 3 шагов:

1 шаг. Педагоги, работающие в группе, изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и, соотнося свои наблюдения, определяют уровни в отношении каждого ребенка

Показатели уровней заносят в карту оценки эффективности педагогических воздействий.

2 шаг. Осуществляется сбор данных в единое целое (заполняются сводные таблицы оценки уровней эффективности педагогических воздействий, по которой можно судить об общей картине развития всех детей группы).

На этом этапе создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.

3 шаг. Составляются индивидуальные профили-маршруты эффективности педагогических воздействий для каждого ребенка для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования.

На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги нашего детского сада не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют усиленного внимания со стороны воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка.

В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска», чтобы вовремя скорректировать индивидуальную работу.

В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Потом делается сравнительный анализ, показывающий эффективность или неэффективность педагогического воздействия. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков и пути их минимизации.

Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования

Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования  в МБДОУ «ДСКВ № 68» г.Братска...

Алгоритм разработки положения о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в ДОУ

Данный материал поможет грамотно и последовательно разработать положение о системе внутренней оценки качества дошкольного образования в детском саду. Предназначен для старших  воспитателей детско...

Соблюдение морально-этических норм при проведении внутренней оценки качества образования в ДОУ

При проведении внутренней оценки качества образования внутри ДОУ важно соблюдать правила для тех, кто ее проводит....

Положение о системе внутренней оценки качества образования.

В Положении определены  цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении , ее организационная и функциональная структура, реализация (содержание процедур контрол...

Презентация "Внутренняя оценка качества образования образовательного дошкольного учреждения"

Материалы с областного конкурса "Лучшая внутренняя система оценки качества образования среди дошкольных образовательных организаций"...

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...