Соблюдение морально-этических норм при проведении внутренней оценки качества образования в ДОУ
статья на тему
При проведении внутренней оценки качества образования внутри ДОУ важно соблюдать правила для тех, кто ее проводит.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Соблюдение морально-этических норм при проведении внутренней оценки качества образования в ДОУ
Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.
Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:
- гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
- способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья; качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения; качества управления системой дошкольного образования;
- способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.
- стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.
Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.
От чего же зависит качество ДОУ?
1. От качества работы воспитателя
2. От отношений, которые сложились в коллективе
3. От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми
4. От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
На основе этого, мы согласны с доктором педагогических наук О.А. Сафоновой , что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении.
Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в нашем учреждения для выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ Федеральному государственному образовательному стандарту и требованиям дошкольного образования, а также для своевременного предотвращения неблагоприятных ситуаций в ДОУ.
В ходе мониторинга формируется целостное представление о состоянии дошкольного образования с точки зрения соответствия его установленным нормам. Что помогает определить сильные и слабые стороны в деятельности дошкольного учреждения, провести анализ причин имеющихся несоответствий с нормой, планировать работу по их устранению, проводить корригирующие воздействия.
Мониторинг как метод контроля этичен, поскольку «не ищет виновных». Он психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала благодаря ясному видению путей решения проблем и, следовательно, созданию у педагогов чувства уверенности в успешности действий. Мониторинг – педагогический курс, потому что помогает объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико - диагностическую и проектировочную деятельность. Демократичность мониторинга как метода контроля заключается в установлении партнерских взаимоотношений администрации и коллектива.
Система мониторинга качества образования в нашей дошкольной образовательной организации основывается на Положении о системе внутренней оценки качества образования и складывается из
- мониторинга образовательного процесса
- мониторинга образовательных условий
- мониторинга образовательных результатов.
Мониторинг кадровых условий осуществляется заместителями заведующего по учебно-воспитательной работе (старшим воспитателем). Основная цель мониторинга: сбор информации о потенциале кадрового состава. Для этого используется форма портфолио. Учет ведется постоянно в течение всего года, по мере поступления новой информации педагогами вносятся изменения.
Мониторинг психолого-педагогических условий осуществляется педагогами и администрацией детского сада в течение года. Цель мониторинга: оценка атмосферы в детском саду, профессиональной компетентности его сотрудников при решении образовательных задач. Такая оценка осуществляется старшим воспитателем в течение учебного года при использовании оперативного контроля; педагогами при проведении самоанализа и взаимопосещении; изучается мнение родителей (через анкетирование), детей (в беседах).
Мониторинг достижения планируемых результатов.
Что оценивается? Оценке подлежит степень достижения детьми планируемых образовательных результатов освоения дошкольной образовательной программы. Образовательные результаты планируются на основе заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в виде целевых ориентиров. Цель мониторинга: оценить собственную образовательную деятельность, выявить промахи, неудачи в образовательной работе, отметить достижения, осознать причины неудач и определить пути совершенствования качества образования в детском саду.
Кто проводит мониторинг? Проектирование и проведение мониторинга организует Заведующий образовательным учреждением (организацией), он назначает сроки и ответственных за проведение проектировочных и диагностических процедур, за анализ полученной информации, вынесение итоговых оценок и оформление результатов. В мониторинге принимают участие все педагоги, работающие в детском саду. Это и воспитатели и музыкальные работники и методисты и психолог, а также логопед.
В мониторинговом исследовании нами используются различные способы и каналы получения информации для оценки качества образования: наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, детьми, анкетирование; анализ статистических данных; анализ документации и др.
При этом важно соблюдение морально-этических норм со стороны тех, кто проводит процедуру оценивания. Например, педагоги в нашем ДОУ, чью работу анализируют, всегда в курсе сроков мониторинга и используемых критериев оценки их работы. Также они знают цели, виды и способы мониторинга своей педагогической деятельности. После завершения контроля с каждым сотрудником проводится беседа о результатах мониторинга с обсуждением полученных сведений. Результаты проверок сообщаются в оговоренные сроки и обсуждаются на Общем собрании сотрудником либо на Педагогическом совете. Также назначаются лица, ответственные за исправление найденных недостатков и устанавливаются сроки проведения данных мероприятий. Все это ведет к поддержанию нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования
Циклограмма основных направлений внутренней оценки качества образования в МБДОУ «ДСКВ № 68» г.Братска...
Положение о системе внутренней оценки качества образования.
В Положении определены цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в дошкольном учреждении , ее организационная и функциональная структура, реализация (содержание процедур контрол...
Презентация "Внутренняя оценка качества образования образовательного дошкольного учреждения"
Материалы с областного конкурса "Лучшая внутренняя система оценки качества образования среди дошкольных образовательных организаций"...
внутренняя оценка качества образования в ДОУ
презентация для педагогов...
Циклограмма проведения процедур внутренней оценки качества образования МКДОУ « д/с № 15»
Данная циклограмма систематизирует работу ДОУ по ВСОКО...
Приказ о проведении внутренней оценки качества образования МБДОУ д/с № 29 за 2021-2022 уч.год
Вхожу в состав рабочей группы по проведению внутренней оценке качества образования МБДОУ д/с № 29 за 2021-2022 учебный год...